Транзит: что это такое простыми словами, для чего нужен в перевозках
Значение слова «транзит»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Транзит — перевозки пассажиров и грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты.
Транзит — отрасль экономики.
Прохождение или Транзит — астрономическое явление, во время которого, с точки зрения наблюдателя из определённой точки, одно небесное тело проходит перед другим небесным телом.
Транзит — процесс перехода политического режима государства к демократии (демократический транзит). В основном происходит в период политической модернизации общества. Характерен для стран третьей волны демократизации.
«Транзит» — упразднённый футбольный клуб из города Вентспилс (Латвия).
«Транзит» — советский художественный фильм 1982 года с участием Михаила Ульянова.
- ТРАНЗИ'Т, а, м. [латин. transitus — проход]. 1.только ед. Провоз, движение товаров или пассажиров из одного государства в другое через лежащее на пути третье. Свобода транзита. Беспошлинный т. Пути транзита. || Перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах. Грузы идут транзитом.2.только ед. Прохождение небесного светила через какую-н. плоскость, преимущ. через меридиан (астр. устар.). 3. Инструмент для наблюдения такого прохождения, пассажный инструмент (астр. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Транзит: что это такое простыми словами, для чего нужен в перевозках
Отправитель и получатель продукции любого типа и назначения могут работать даже не в соседних странах. Может оказаться, что контейнеры (один, десятки или сотни) приходится везти через несколько государств. Подобные процедуры в перевозке товаров или иных грузов — это транзит. И при его выполнении нужно соблюдать самые разнообразные требования и регламенты, которые касаются оформления и страхования, упаковки, обеспечения безопасности и многое другое.
Нельзя забывать, что при такой доставке может потребоваться смена транспорта с перегрузкой. Несколько раз приходится проходить таможню, соблюдая необходимые формальности. Да и законодательство даже смежных стран может существенно отличаться между собой. Если его нарушить, можно получить предписания о штрафах или вообще лишиться посылки.
Что такое транзит простыми словами
Как уже сказано выше, в словаре обозначается так транспортировка от продавца (поставщика) к получателю (покупателю) при условии, что товар пересекает несколько государств.
Например, значительная часть изделий потребительского назначения и бытовой техники производится в КНР. А потребители могут находиться в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и т. д. Значит, контейнеры приходится отправлять либо морскими судами, либо по железной дороге. В последнем случае не избежать перемещения через Россию, Казахстан и иные страны. И в каждом из них подходы к логистике существенно отличаются.
Виды транзитных перевозок
Для начала необходимо выделить несколько типовых ситуаций, характерных для транспортировки ввозного груза:
- Контейнер или загруженное транспортное средство перемещается между таможенными органами в местах прибытия и убытия. Такой транзит называется сквозным.
- Товары прибывают в один из пунктов ФТС на границе страны, а потом следуют до иного объекта, относящегося к таможне, но расположенного внутри. И именно там уже будет проходить процесс очистки, в том числе уплата необходимых пошлин и сборов. В данном случае речь идет уже о ввозных транзитных перевозках.
- Машина въезжает в государство, а дальше следует между точками таможенной службы. Этот вариант используют при доставке сборных грузов. Транзит будет внутренним. Он становится вывозным или внешним, если от последнего пункта ТС следует к границе и покидает государство.
Помимо этого отправку товаров, сырья по территории нескольких стран можно классифицировать по следующим признакам.
Способ транспортировки
Здесь выделяют разные виды грузоперевозок.
Сухопутные
Эта группа объединяет перемещение грузов по автомобильным и железным дорогам в конвейерах, насыпом, на поддонах и т. д.
Воздушные
Основной тип транспорта в данном случае — самолет. Транспортные расходы на единицу продукции будут максимальными. Но иногда этот вариант остается единственно доступным, например, если на борт грузят скоропортящиеся товары: цветы, медикаменты и т. д.
Морские
Этот вид перевозок считается наиболее бюджетным. По рекам перемешаются баржи относительно небольшой грузоподъемности. А самые крупные сухогрузы способны принять на борт тысячи контейнеров. Есть и универсальные суда класса «река-море».
Специфика транспортировки
Здесь при составлении классификации за основу берутся нюансы прохождения таможенного контроля.
Прямые
Этот вариант не предполагает размещение груза на промежуточных складах в пересекаемых странах. Транспортные средства не разгружаются. Товар остается в контейнерах или иной таре.
Косвенные
А здесь при въезде на территорию государства предстоит выгрузка на специальных логистических терминалах. Потом выполняется погрузка для дальнейшей доставки, в том числе со сменой автомобиля, поезда, судна.
Правила транспортировки на условиях транзита
Организовать отправку через несколько границ достаточно сложно. Это относится к подготовке документов, соблюдению правовых норм разных стран. Приходится соблюдать и региональные требования, и наднациональные правила. В частности, действует Конвенция о международных перевозках, ратифицированная Правительством России. И ее обязаны соблюдать все компании, так или иначе причастные к доставке грузов любого типа и назначения.
Контейнеры и/или ТС соответствуют актуальным стандартам в части обеспечения безопасности и надежности. Должна быть возможность опломбировать двери тары, транспортный отсек. Иные способы доступа к посылке помимо срыва пломбы или печати — под запретом. Получатель товара должен иметь возможность сразу зафиксировать, что кто-то пытался вскрыть вагон или иное хранилище в пути, на складах или в пунктах перегрузки.
Но на отдельные ситуации требования о фиксации дверей не распространяется. Например:
- Перевозка выполняется с использованием самолетов или морских судов.
- Планируется транспортировка скота или любых иных животных. Их в пути кормят, проверяют их состояние.
- Необходимо доставить почтовые отправления. Их предварительно помещают в специальные контейнеры или прочные мешки.
- В одном грузовом отсеке находятся товары, как подлежащие таможенному транзиту, так и нет.
- Покупатель или иное заинтересованное лицо своевременно уплачивает полагающиеся пошлины и сборы в процессе транспортировки. При этом учитываются правила, действующие в каждом конкретном государстве.
- В стране первоначальной отгрузки оформляется книжка МПД (Carnet TIR). Она нужна, чтобы иметь возможность контролировать прохождение груза. Ее наличие позволяет сократить время простоев в промежуточных пунктах и быстрее доставлять заказанные партии товаров в город назначения. Но в России специалисты рекомендуют оформлять таможенные декларации.
Правила перевозок достаточно сложны для неспециалиста в данной сфере. Ситуация усугубляется и из-за многочисленных санкций, которые страны вводят в отношении друг друга. В период пандемии многие порты вообще не принимали контейнеровозы под погрузку-разгрузку.
Все это приводит к тому, что заказчикам иных грузов приходится искать новые пути доставки. Увеличивается протяженность маршрутов, приходится готовить дополнительные документы. И именно поэтому все более востребованными становятся услуги компаний, занимающихся организацией транспортировки по разным схемам: «от порта до порта», «от двери до двери» и т. д.
Особенности выполнения транзитных перевозок
- Перемещение товаров через таможенную границу ТС предполагает уплату специальных пошлин (ввозной, вывозной, компенсационной, антидемпинговой и т. д.), налогов (НДС) и сборов, в том числе акцизов. В соответствии со п. 1 ст. 34 НК РФ правом взимать их обладают подразделения ФТС. При расчете конкретных сумм учитываются виды перевозимой продукции и действующие тарифные ставки.
- Если некоторый груз следует проездом, для государства важно, чтобы машина или иное транспортное средство покинули его территорию и следовали далее по маршруту. В противном случае нужно проходить процедуру таможенной очистки и платить пошлины. Чтобы избежать этого, собственник может предоставить поручителя или банковскую гарантию, внести денежный или имущественный залог. Применительно к транзиту это обозначает, что при нарушении действующих правил именно банк или третьи лица будут нести ответственность за неправомерные действия перевозчика или получателя продукции. Из их средств будут списаны необходимые платежи.
- Страны вправе запрещать ввоз определенных товаров, полуфабрикатов, сырья и т. д. на свою территорию. Такие же правила могут действовать в отношении вывоза. И это нужно учитывать при погрузке автотранспорта или даже контейнера. Например, подобным образом защищают внутренние рынки от определенной продукции, чтобы помочь собственным производителям. Нельзя забывать и о политике санкций, весьма «востребованной» в последние годы. Если же собственнику требуется ввезти или вывезти подобные позиции, ему придется получать разрешение в ФТС или иных государственных структурах.
- Непосредственно у водителя или экспедитора обязательно есть транзитная декларация.
- Предусмотрена возможность однозначно идентифицировать товары. На упаковку нанесена обязательная маркировка, есть штампы и печати, если они предусмотрены нормативными актами. При необходимости подробные описания и даже фотографии вносятся в товаросопроводительную документацию.
- В таможенном пункте, где происходит отправление, на контейнеры или иную тару накладывают пломбы, обязательные для принятия ответственными структурами в странах, через которые проходит транзит. Если эти идентификационные знаки не повреждены, дополнительные проверки при пересечении границ не проводятся.
Какие документы требуются для транзитных перевозок
Если говорить о международной практике, то практически все государства в качестве сопроводительной документации принимают CMR-накладные и инвойс. Ситуация несколько меняется, если транспортное средство следует по территории государств-членов ЕАЭС.
В соответствии со ст. 107 Таможенного кодекса ЕАЭС отправитель обязан передать перевозчику специальную транзитную декларацию. Но единая форма для нее не предусмотрена. И на практике таможенники принимают к рассмотрению практически любые накладные коммерческого назначения, если они соответствуют приведенным требованиям, обозначенным в ст. 107 ТК ЕАЭС.
В частности, необходимо указать:
- кто является отправителем и получателем, в каких странах они базируются;
- кто выполняет декларирование, с кем заключен договор на перевозку;
- какое транспортное средство используется;
- наименование перевозимого товара, количество единиц, вес (брутто и нетто) и объем одной. Из справочника ТН ВЭД необходимо выбрать соответствующие коды. Достаточно указать первые шесть знаков;
- сколько грузовых мест в контейнере;
- куда следует груз — конкретный населенный пункт и адрес в зависимости от условий доставки;
- ссылки на разрешающие документы, если речь идет о транспортировке товаров, в отношении которых установлены какие-либо ограничения;
- сведения о том, планируются ли в процессе перевозки перегрузки и какие-либо иные операции с продукцией.
Обязательное условие вне зависимости от формы документа — действительность данных в накладных. Если отправитель или декларант предоставят подложные сведения, их привлекут к ответственности в соответствии со ст. 16.19 КоАП РФ.
Если транспортное средство везет сборный груз, то на каждую партию, предназначенную отдельному получателю, необходимо оформить отдельную декларацию.
Что такое транзитные знаки
В Россию ввозят не только товары, но и машины для последующей перепродажи или эксплуатации. Возможны и обратные ситуации, когда машины вывозят по разным причинам. В этом случае собственник обязан получить в ГИБДД специальные номера.
Знак транзит означает, что это транспортное средство:
- Снято с учета в РФ. Его приобрел покупатель из другой страны и планирует перегнать к себе на родину.
- Предназначено для зарубежного дилера. Транспортировка осуществляется своим ходом.
- Приобретено за границей и предназначено для использования в России. Здесь есть один момент. Например, если машина следует из Германии через Беларусь, то «транзиты» необходимо оформить именно в РБ. На российской границе их уже можно не получать. Можно будет уже на месте обратиться в ГИБДД для постановки на учет.
- Перегоняется в пределах одной страны для перепродажи. И его владельцем является юридическое лицо или ИП. Гражданин в подобной ситуации может сразу посетить любое подразделение ГИБДД и получить постоянные номера.
Возможны даже ситуации, когда планируется транспортировка за границу или ввоз даже не всего транспортного средства, а только шасси, например, грузовика, манипулятора и т. д.
Транзитные знаки выдают во всех пунктах ГИБДД. Обратившемуся необходимо при себе иметь все документы на машину, включая договор купли-продажи. Если заявление поступает от представителя собственника, у него должна быть доверенность с указанием полномочий. Запись о выдаче «транзитов» обязательно вносится в регистрационное свидетельство.
Действуют такие номера не более 30 дней. Продление не предусмотрено. Но закон позволяет получить новые. Придется вновь обращаться в ГИБДД и платить пошлину. Но заявителю придется обосновать, почему за прошедшее время транспортное средство не покинуло территорию России (при вывозе) или не поставлено здесь на учет (при ввозе). Если же собственник продолжит эксплуатировать машину с просроченными транзитными знаками, его могут оштрафовать в соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ. При первом нарушении штраф составит 500-800 рублей. При повторном — 5000. Возможно и лишение прав на срок 1-3 месяца.
Подведем итоги
Грузы любого типа и назначения в процессе доставки от продавца к покупателю часто приходится провозить через территорию третьих стран. Для этого используют железнодорожный, автомобильный транспорт, воздушные и морские суда. В логистике это называется транзитом.
Отправитель товаров или иной декларант при организации перевозок обязаны соблюдать определенные условия, в том числе:
- Контейнер или грузовой отсек транспортного средства необходимо опломбировать. Исключение делается для ситуаций с транспортировкой живых животных и т. д.
- В большинстве государств мира у перевозчика должна быть книжка МПД. Также подтвердить происхождение и назначение груза можно при помощи CMR-накладных и инвойсов.
- При перемещении по территории стран ЕАЭС экспедитору (водителю) достаточно иметь при себе практически любые документы коммерческого характера. Главное, чтобы они позволяли однозначно установить, откуда и куда следует товар, кто является отправителем и получателем. Формально в ст. 107 ТК ЕАЭС речь идет о специальной таможенной декларации. Но ее форма на текущий момент времени официально никем не утверждена.
- Если транспортное средство куплено, например, в Европе, его перегоняют в Россию для последующей эксплуатации, собственник или его доверенное лицо обязаны получить специальные транзитные знаки. Далее уже при постановке на учет в ГИБДД выдают постоянные.
Мы рассмотрели, для чего нужен транзит, какие документы нужны для его практической реализации. Всем, кто планирует работать в данной сфере, необходимо в первую очередь изучить Конвенцию о международных перевозках и Таможенный кодекс ЕАЭС.
Источники:
- https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%82
- https://dot-dot.ru/blog/tranzit-chto-eto-takoye-prostymi-slovami