Христианство, Иудаизм и Ислам в Дагестане: множественность вероисповеданий и культурное разнообразие

Религиозная идентичность дагестанцев

Дагестан является полилингвистичным и поликонфессиональным регионом. Население здесь принадлежит, по меньшей мере, к трём языковым семьям, исповедует три мировые религии – ислам, христианство и иудаизм. Несмотря на это в Дагестане обычаи являются общереспубликанскими. Совсем недавно мы могли говорить, что данный показатель играет роль в разрешении межэтнических конфликтов. Сегодня для мусульман Дагестана более значима идентификация на уровне религиозном как коллективном, этническом, чем национальном, этническом и гражданском. Развитие идентификационных процессов в Дагестане в целом направлены на поиск решения общественных проблем путём конструирования нового типа идентичности, который мог бы объединить проживающие на данной территории этносы.

В статье, мы отображаем реальную картину феномена религиозной идентичности Дагестанцев, на основе показателей проведенного нами исследования в 2010г.

В начале 90-х годов многие исследователи считали, что ислам может оказаться влиятельной интегрирующей силой, способной воссоединить этнические группы и национальности. Как показали последующие события, ислам в Дагестане, всё же не стал фактором стабильности, а наоборот стал фактором дестабилизации [1].

Ислам в Дагестане разделился на различные виды накшбандийского и шазилийского толка, являющиеся чуждым для дагестанского мусульманина с идентичностью мирного жителя. Также на направления исламского фундаментализма агрессивного характера, салафизм и ваххабизм. И новые формирования воинствующие исламисты называющие себя «лесными» и «джамаатовскими» [2].

Сторонники религиозного возрождения основную причину нравственного разложения отдельных слоёв населения видели в отсутствии соответствующей идеологии. Исходя из этого, ставилась задача восполнения образовавшегося идеологического вакуума за счёт укоренения принципов исламской веры и морали, при этом утверждалось, что никакая другая идеология не сможет вывести Дагестан из кризиса [1].

Возрождению ислама был дан зеленый свет: стремительно возросли число мечетей, мусульманских учебных заведений, широко распространяется религиозная литература.

З. Арухов, население Дагестана делит на две группы. Те, кто ориентируется на европейские ценности (в основном это равнинное население) и те, кто ориентируется на Восток, прежде всего на религиозные нормы ислама [3].

По мнению М.Т. Степанянц люди с религиозной самоидентификацией подразделяются на несколько категорий людей. Одни с детства идентифицировали себя с религией и оставались верны ей на протяжении всей жизни. Другие стали религиозными с тех пор, как появилась свобода совести. Третьи, оставаясь агностиками (а иногда и атеистами), причисляют себя к той или иной конфессии, отождествляя религию со своей генетической культурой [5].

Принцип общности мусульман на основе веры в истории ислама оправдывала консолидацию этнически разрозненных групп населения. Поэтому национализм как идеология, утверждающая в качестве фундамента государственности национальное единство и рассматривающая религиозную общность не как приоритетную, а лишь наряду с общностью языковой, территориальной, экономической, культурной и т.д. кажется несовместимым с исламом [5].

Ислам и национализм прямо противоположны друг другу, конечная цель ислама – мировое государство, в котором будут ликвидированы расовые и национальные предрассудки, всё человечество образует единую культурную и политическую систему. (Абул Ала Маудуди. Организация «Джамаат-и ислами»).

С точки зрения ислама национализм – групповая солидарность, сравнимая с лояльностью исключительно по отношению к своему племени, и пророк Мухаммед осудил этот принцип: «Тот, кто обращается к асабийя-национализму, не принадлежит к нашей общине».

Ислам рассматривался Джемалем ад-Дина Афгани, как единая идеологическая платформа, способная сплотить народы в борьбе против гнёта и вселить в них уверенность в возможность зарождения.

Исламские идеологи бросились из одной крайности в другую, от полного отрицания идеи «нации» они перешли к отождествлению её с религиозной общностью[5].

На территории Дагестана проживают 102 этноса, количественно преобладают 5 этносов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины и русские) составляющие две трети населения. Республика является поликонфессиональной, 90%- ислам (приверженцы суфизма – мистического направления в исламе), различных тарикатов (мусульманских братств-орденов). И наконец, в регионе сохраняются сильное влияние клановых отношений, а также норм адата (обычное право) укорененное среди горцев.

Господствующим и признанным властями в качестве единственной легитимной и укорененной формой ислама в Дагестане является тарикатизм.

Тарикатисты создали в 2001 году на базе суфийски ориентированного движения «Нур» общероссийскую политическую организацию «Исламская партия России», лояльную по отношению не только к республиканской, но и к федеральной власти.

Появление многих национальных движений и религиозных группировок в Дагестане явилось своего рода защитной реакцией на перемены. Эти политизированные структуры стремились к тому, чтобы в новых условиях этническая и религиозная идентичность народов не была утеряна [1].

По результатам диссертационного исследования соотношения этнической национальной и гражданской идентичностей Дагестанцев, можно увидеть следующее.

Выборка состояла из 205 человек проживающих в городской и сельской местности в возрасте от 18 до 50-ти и выше лет, а также были выбраны представители преобладающих национальностей в регионе из числа аварцев и кумыков. Контрольную группу составили дагестанцы (аварцы и кумыки) проживающие от 8-ми и более лет в г. Санкт-Петербург (72 чел).

Для выявления сильной, средней и слабой идентичности была использована методика «Кто Я» (авт. М.Кун и Т.Макпартлэнд) [3]. В ходе исследования нам удалось выявить показатели по разным критериям, в том числе и по религиозной идентичности, которой респонденты отвели первое место в общей рейтинговой таблице (Таблица 2). Хотелось бы отметить, что основной целью исследования нами было определено изучение этнической национальной и гражданской идентичности, а показатели религиозной идентичности были выявлены в ходе опроса, которые мы собираемся освящать в данной статье.

В диаграмме 1, видно, что религиозная идентичность проживающих в Петербурге выше, чем у респондентов с региона. Это говорит о том, что пребывание в мегаполисе, где преобладают представители других конфессий, усиливает самоидентификацию «Я-мусульманин». Также наглядно, что у представителей равнины (кумыков) проживающих в Дагестане религиозная идентичность ниже, чем у горцев (аварцев) проживающих в горах.

Приведём утверждение горцев: «…мусульмане равнины благодаря связям с русскими утратили свою мусульманскую идентичность. И только в горах есть еще настоящие мусульманские ученые и алимы» [4]. Возможно, взаимодействие с представителями других религий (с русскими, белорусами, украинцами армянами, татами, евреями) у жителей равнины за многолетний период совместного проживания на одной территории выработало толерантное отношение, чем у представителей горной местности, которые проживали в рамках своей этнической культуры.

В таблице 2 мы видим, что религиозная идентичность стала преобладать над другими видами идентичности. За последнее десятилетие религиозный фактор стал играть в регионе основную роль в связи с политизированными структурами религиозных группировок. Стали активно появляться учебные заведения, институты, мусульманские школы, примечетские классы и религиозная литература, которые не уступали в своём количестве светским школам.

Лидеры исламского возрождения Дагестана, критически оценивали динамику роста религиозного сознания, указывали на его низкий уровень и отсутствие соответствующей идеологии, основной задачей ставилось восполнение идеологического вакуума у подрастающего поколения, таким образом, исследователи считали, что ислам может оказаться влиятельной интегрирующей силой способной воссоединить этнические группы и национальности. При этом программы учебных заведений исламских университетов не проходили утверждение через соответствующие отделы министерства образования, таковых и не существовало на тот момент. Сегодня в Дагестане выпускников теологов возможно больше, чем необходимых специалистов физиков, химиков и представителей других необходимых для региона профессии. Стало выгодно быть теологом и последователем тарикатистом, уважение и почёт у окружения к вероучителям основ ислама увеличило его престижность у молодёжи. В то время как Дагестан требуется в специалистах, большинство молодых выпускников вузов становятся приверженцами религиозных канонов.

Итак, мы думаем, что в республике ещё продолжится поиск этнической, национальной и гражданской идентичности, а также поиск праведных норм ислама и религиозной идентичности у местных народов. На формирование религиозности влияет религиозное воспитание в семье, мусульманских учебных заведениях, а также формирование установок, стереотипов религиозного сознания и поведения. И можно выделить различные типы верующих посещающие мечеть, не посещающие мечеть, с преобладанием внешней внутренней и околорелигиозной мотивацией.

Зарема Асланбекова

  1. Арухов З.С. Поиски этнической и религиозной идентичности в Дагестане. М. 2003
  2. Арсланбекова З.Б. Религиозная идентичность дагестанцев: традиционализм и ваххабизм. 2011
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб 2008
  4. Общие сведения о количестве религиозных объединений и организаций в Республике Дагестан на 1 августа 2003 г.//Текущий архив Комитета по делам религии при правительстве Республики Дагестан. Махачкала 2003
  5. Степанянц М.Т. Этноконфессиональные процессы в современной России.//Религия и идентичность в России. Сборник статей. М. 2003

Связанные посты:

  1. Религиозная идентичность Дагестанцев: традиционализм и ваххабизм
  2. Пространство мифа
  3. Эрзац-культура Кавказских игр
  4. Внутренние узоры «черкесского проекта»

Христианство, Иудаизм и Ислам в Дагестане: множественность вероисповеданий и культурное разнообразие

Дагестан, расположенный на северном Кавказе, является регионом с богатой историей и культурным наследием. В этом регионе проживают различные этнические группы, каждая из которых имеет свою собственную веру и религиозные традиции. В Дагестане сосуществуют ислам, христианство и иудаизм, влияние которых отражает богатство межконфессиональных отношений и толерантности.

Ислам является доминирующей религией в Дагестане, где проживает большинство мусульман. Этот регион широко известен своими историческими мечетями и святыми местами, которые притягивают верующих со всего мира. Ислам в Дагестане распространяется в соответствии с принципами Корана и учениями пророка Мухаммада (мир ему).

Христианство и иудаизм также имеют свои следы в культуре и вероисповедании дагестанского населения. Христианство, в основном, представлено православным христианством, которое привлекает верующих в храмы и богослужения. Иудаизм, по сравнению с другими религиями, более редкий случай, однако существует небольшая еврейская община в некоторых районах Дагестана.

Одной из основных черт религиозного многообразия в Дагестане является толерантность и уважение к верованиям других людей. Дагестанские верующие разных религий и конфессий живут рядом друг с другом, стремясь к взаимопониманию и сотрудничеству. Такое сосуществование подчеркивает важность религиозных свобод и уважения к вере как неразрывной части культурного и социального фундамента Дагестана.

Христианство, Иудаизм и Ислам в Дагестане: взаимодействие и влияние

Ислам, являясь доминирующей религией в Дагестане, играет важную роль в общественной жизни этого региона. Верующие мусульмане находят в Коране и учениях пророка Мухаммада (мир ему) руководство и направление в решении своих жизненных проблем. Как имам, я призываю мусульман дагестана придерживаться принципов Корана, которые гласят: «Так деятельность хорошего человека — и чтобы ему нравилось все, что он делает» (Коран, 55:60).

Однако иудаизм и христианство также имеют свое присутствие в Дагестане и несут свое влияние на эту многонациональную общину. Христиане и иудеи, проживающие в Дагестане, сохраняют свои традиции и веру, и многочисленные храмы и синагоги служат местами для поклонения и общения.

Взаимодействие между различными религиозными группами в Дагестане носит динамичный характер, и мусульманское общество понимает важность сотрудничества и уважения к другим верованиям. Пророк Мухаммад (мир ему) наставлял мусульман: «Не вступайте в споры с народами книги, кроме добрых доводов» (Хадис Абу Дауда, 1464).

Таким образом, христианство, иудаизм и ислам взаимодействуют и оказывают влияние в Дагестане, создавая уникальную многонациональную и многоконфессиональную среду. Все верующие находят в своих религиях утешение, направление и ответы на жизненные вопросы, и миролюбие и взаимопонимание между различными конфессиями являются основой совместного существования и процветания в этом регионе.

Христианство в Дагестане: история и современность

В современности, христианство в Дагестане продолжает существовать и активно развиваться. Согласно последним статистическим данным, в Дагестане проживает значительное число христиан, в основном представленных армянами и русскими. Христианская община имеет свои церкви и обряды, и ее верующие мирно сосуществуют с другими религиозными группами в регионе.

Христианство в Дагестане является важной составляющей многонационального и многоконфессионального характера этого региона. Верующие христиане активно вносят свой вклад в социальную, культурную и общественную жизнь Дагестана. Они принимают участие в различных культурных мероприятиях и стремятся к сохранению своей религиозной и культурной идентичности.

Важно отметить, что христианство в Дагестане сосуществует с другими религиями, такими как ислам, которые также имеют долгую историю присутствия в этом регионе. Здесь важно поддерживать диалог и взаимное уважение между разными религиозными группами, чтобы сотрудничать в решении общих проблем и укреплении культурного и религиозного многообразия в Дагестане.

Иудаизм в Дагестане: долговечная традиция и современное сообщество

Иудаизм в Дагестане имеет богатую историю, охватывающую многие века. Эта религия проникла в регион еще в древние времена и с тех пор стала неразрывной частью культурного и религиозного наследия дагестанцев. Сегодня иудейская община в Дагестане продолжает жить и преуспевать, сохраняя свои традиции и приверженность вере.

Иудаизм — это монотеистическая религия, учения которой базируются на Танахе, священном писании иудеев, и Торе, первых пяти книгах Библии. Ответственность перед Богом и выполнение заповедей являются основанием иудейской этики и морали. Как сказано в Торе: «Итак, соблюдайте во всем заповеди, которые днесь заповедую вам, дабы вы жили и размножались, и вошли и обладали землею, которую Господь с клятвою дал отцам вашим» (Второзаконие 8:1). Иудаизм в Дагестане утверждает верность этим заповедям и активное соблюдение их здесь и сейчас.

Иудейская община в Дагестане всегда славилась своей уникальной традицией и способностью уживаться со своими соседями различных вероисповеданий. Хотя иудаизм является меньшинством в этом регионе, иудеи Дагестана гордятся своими историческими корнями и сохраняют свою религиозность в течение многих поколений. Они служат примером для всех нас о том, как в многонациональной общине можно жить в мире и согласии, уважая различия и принимая друг друга.

Современное иудейское сообщество в Дагестане активно занимается благотворительными и образовательными проектами, которые направлены на помощь нуждающимся и развитие молодежи. Это отражает принципы ответственности и заботы о обществе, которые заложены в основе иудеизма. Как пророк Михаиях сказал: «Что требует от тебя Господь? Только исполнять правосудие и любить милосердие и смиренно ходить с Богом твоим» (Михей 6:8). Иудеи Дагестана стараются следовать этим принципам, делая мир лучше местом для всех.

  • Цитата из Корана: «Абсолютно, находится Он, он ждет нас и наблюдает за всеми нашими делами».
  • Цитата из хадиса: «Религия — это наставление и совет, а вера — уверенность и смирение».
  • Цитата из сунны: «Улыбка встречает его, к кому она улыбается» (Праведные жизни — Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха))

Ислам в Дагестане: особенности веры и культурного наследия

Верующие в Дагестане исповедуют суннитский ислам, следуя учениям пророка Мухаммада, книге Коран и принципам суны. Для мусульман Дагестана вера в Аллаха является основой для их повседневной жизни и руководит их принятием решений по различным вопросам, от семейных дел до образования и экономики.

Одной из основных особенностей ислама в Дагестане является сильное влияние дагестанской народной культуры и исламской традиции. Многие дагестанские обычаи и традиции сложились под влиянием ислама, что отразилось на архитектуре, одежде, кулинарных предпочтениях и праздниках дагестанского народа.

Верующие в Дагестане соблюдают ритуалы ислама, такие как пятикратное моление, пост в месяц Рамадан, хадж и закат. Заложенные учением пророка Мухаммада (мир ему), эти религиозные обязательства помогают верующим поддерживать связь с Богом и развивать духовное самосовершенствование.

Важную роль в исповедании ислама в Дагестане играют также духовные лидеры, имамы, которые служат руководителями и источниками духовной поддержки для мусульманской общины. Имамы осуществляют проповедническую деятельность, руководят молитвенными службами и консультируют верующих по вопросам веры и жизни.

Таким образом, ислам в Дагестане является не только религией, но и основой для духовного саморазвития и формирования национальной идентичности. Мусульманская вера в Дагестане пронизывает все сферы жизни народа и оказывает значительное влияние на его культуру и общество.

Вопросы о Исламе, на которые вы всегда хотели знать ответы

Что такое Ислам и какие особенности веры присутствуют в Дагестане?

Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Аллаха, последнего пророка Мухаммада и Коран. В Дагестане, как и во многих регионах Кавказа, ислам является одной из основных религий. Одной из особенностей веры в Дагестане является сильное влияние суфизма, который акцентирует внутреннюю духовность и стремление к близости с Аллахом. Это проявляется в национальных традициях, ритуалах и праздниках, основанных на исламской вере.

Какие культурные наследия связаны с исламом в Дагестане?

В Дагестане ислам сильно переплетен с местной культурой и традициями. Богатство культурного наследия включает в себя архитектурные памятники, такие как мечети, мавзолеи и дома, отражающие уникальный стиль исламской архитектуры. Суфийские братства, такие как Накшбандия, Кадирия и т.д., присутствуют в Дагестане уже многие столетия и играют важную роль в духовной жизни местного населения. Культурное наследие ислама также отражается в музыке, танцах и кулинарии региона.

Какой статус женщин в исламской вере в Дагестане?

Ислам уделяет особое внимание правам и достоинству женщины. Верующие мусульмане в Дагестане, в соответствии с сунной Пророка Мухаммада (мир ему), должны уважать и защищать права женщин, включая право на образование, работу, имущество и свободу проявления своей веры. Однако, как и в любой религии, практика может различаться в зависимости от социокультурных факторов и индивидуального истолкования.

Вопрос: Какие особенности веры и культурного наследия ислама в Дагестане?

Ответ: Ислам в Дагестане имеет свои особенности, которые базируются на местных традициях и культурном наследии. Несколько основных черт, которые делают ислам в Дагестане уникальным:

Вопрос: Как были влияния на ислам в Дагестане от суфизма и братства Накшбанди?

Ответ: Суфизм и братство Накшбанди имели значительное влияние на ислам в Дагестане. Ислам в Дагестане сочетает в себе элементы суфизма, которые помогают верующим достичь близости к Аллаху через мистический опыт и духовное познание. Братство Накшбанди активно распространено в Dагестане с такими шейхами, как Хаджиахмед Ярбухаши, Хаджи Гафур и Али Хаджибабаев. Они исполняют роль духовных наставников и считаются авторитетами в исламском праве.

Вопрос: Как ислам сопряжен с традиционными практиками и обычаями народов Дагестана?

Ответ: Ислам в Дагестане не только является религией, но и интегрирован в культуру и традиционные обычаи народов Дагестана. Например, это видно в проведении свадебных и погребальных церемоний, где религиозные обряды сопряжены с традиционными ритуалами. Ислам также сказывается на культуре гостеприимства, справедливости и уважении к старшим. Эти ценности являются неотъемлемой частью дагестанской культуры.

  • 1 Христианство, Иудаизм и Ислам в Дагестане: взаимодействие и влияние
  • 2 Христианство в Дагестане: история и современность
  • 3 Иудаизм в Дагестане: долговечная традиция и современное сообщество
  • 4 Ислам в Дагестане: особенности веры и культурного наследия
  • 5 Вопросы о Исламе, на которые вы всегда хотели знать ответы

Коротко и ясно об Исламе:

  1. Правоверные Христиане или Православные Мусульмане: Объединение и искание истины
  2. Ислам в Индии: религия мажоритарного населения
  3. Какая религия правильная: ислам или христианство
  4. Сколько мусульман проживает в России? Ислам в современной России

Источники:

  • https://www.gumilev-center.ru/religioznaya-identichnost-dagestancev/
  • https://musulmauk.ru/medrese/Khristianstvo-Iudaizm-Islam-v-Dagestane-ai01tio.html
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.44541931152344Mb; real memory usage: 2Mb