Как учили Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Корфа: методики обучения Царскосельского лицея
Где учился Пушкин?
Где учился великий поэт Александр Сергеевич Пушкин?
тэги: поэт, пушкин категория: искусство и культура комментировать в избранное 10 ответов: Татья на177 7 [41.8K] 9 лет назадАлександр Сергеевич Пушкин учился в Царскосельском лицее. Это было закрытый лицей.Учились в нем дети знатных и богатых людей.Шесть лет Александр Сергеевич Пушкин провёл в Царскосельском лицее, который был открыт 19 октября 1811 года. Здесь он находи во время Отечественной войны 1812 года. Именно в лицее открылся его поэтический дар и был оценён. Пушкин всегда степлом вспоминал, проведенные там годы и на всю жизнь сохранил дружбу с людьми которые учились с ним в лицее.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Rogne da [420K] 6 лет назадПушкин учился в Царскосельском лицее, который по нынешним меркам можно приравнять к статусу университета.
Царскосельский лицей представлял собой закрытое учкбное заведение для мальчиков из богатых дворянских семей, где они учились и жили весь учебный год. Лицей располагался в весьма уединенном огромном парке, куда можно было выйти на прогулку между занятиями.
Анна Ахматова, чьи детство и юность тоже связаны с Царским Селом, обучалась в Царскосельской женской гимназии. Спустя сто лет, в годовщину поступления Пушкина в Царскосельский лицей в 1811 году в возрасте 12 лет, поэтесса вспоминает о великом поэте, который стал для неё учителем.
Ей, юной гимназистке, казалось, что где-то на дальних аллеях парка мелькает тень Пушкина:
комментировать в избранное ссылка отблагодарить Орина [45.5K] 9 лет назад
В 1811 году в возрасте 12 лет Сашу Пушкина отвезли учиться в царскосельский лицей. Это была целая эпоха в жизни Пушкина. Учебное заведение было закрытое. Детей не отпускали домой даже во время каникул. Был довольно строгий распорядок дня. Подъём, молитва, уроки, так начинался день.Занятия длились почти целый день. Правда был перерыв с прогулкой по царскосельскому парку. Зимой дети любили поиграть в снежки, разрешалось побегать. Вечером перед сном тоже давали немного свободного времени. Учащиеся или резвились или писали письма домой. Точные науки Пушкину давались не очень. А вот стихи в царскосельском лицее он уже писал не плохие. У каждого лицеиста была своя комнатка, очень маленькая. Комнаты друг от друга были перегорожены, но не до самого потолка. Поэтому Пушкин после отбоя мог спокойно переговариваться со своим другом Пущиным. Царскосельскому лицею Пушкин посвятил часть своих стихов.
Как учили Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Корфа: методики обучения Царскосельского лицея
Недовольных российским образованием сейчас немало. Ничему не учат, лекции скучные, а после окончания выпускников не берут на работу, — стандартная ситуация, правда?
Речь в статье пойдет о царскосельском лицее, друзья.
Царскосельский лицей — образовательное учреждение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина.
Тем не менее среди первых принятых в лицей учеников были:
- Иван Пущин;
- Вильгельм Кюхельбекер;
- Антон Дельвиг;
- Александр Пушкин;
- Александр Горчаков;
- Федор Матюшкин.
Вступительные экзамены принимали влиятельные люди Российской империи: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.
Распорядок дня в лицееУтро лицеистов начиналось в 6 утра, с молитвы. Зато просыпались они не в общей спальне, а в личной, хоть и небольшой, комнате. Обстановка довольно аскетичная: железная кровать, комод, конторка и столик для умывания. Смежные комнаты отделяли друг от друга небольшие перегородки, через которые мальчишки часто переговаривались. Пушкин, кстати, соседствовал с Иваном Пущиным.
Вот, кстати, его воспоминания:
Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
- От 7 до 9 часов — класс.
- В 9 — чай; прогулка — до 10.
- От 10 до 12 — класс.
- От 12 до часу — прогулка.
- В час — обед.
- От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье.
- От 3 до 5 — класс.
- В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
- По середам и субботам — танцеванье или фехтованье.
- Каждую субботу баня.
- В половине 9 часа — звонок к ужину.
- После ужина до 10 часов — рекреация.
- В 10 — вечерняя молитва, сон.
Если вам кажется, что сегодня у школьников мало каникул, то сейчас самое время порадоваться. Обучение в лицее длилось 11 месяцев, на каникулы отводился июль, но и в июле нельзя было съездить домой, —ученикам запрещалось покидать стены лицея. Причем первые лицеисты узнали об этом только после поступления во время торжественного обеда, тогда всеобщая радость сменилась слезами. Но полный отрыв от семьи во время обучения был тогда общепринятой нормой. В кадетских и пажеских корпусах условия были намного строже.
Чему и как училисьЗанятия не всегда проходили в классах, в хорошую погоду ученики вместе с преподавателями ходили по аллеям Царского села, обсуждая, например, философию.
Лицей считался передовым учебным заведением Европы. Учебную программу составил ближайший сподвижник императора — Сперанский, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а тех, кто способен изменить историю своей страны.
В обучении соблюдался принцип последовательности. Например, история связывалась с географией, особенно в начальном курсе.
Купить рекламу ОтключитьБыл и курс «наук нравственных». В него входили философские, юридические и политические науки и состоял он из 12 учебных предметов. Считалось, что эти знания необходимы для формирования мировоззрения учеников.
В лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». В общем, самостоятельность поощрялась. Преподавателям даже запрещалось просто диктовать материал, их задача состояла в том, чтобы развить умственные способности поступивших, научить их мыслить самостоятельно.
Еще в программе старались исключить возможность переутомления. Поэтому после часа занятий учеников ждал отдых в комнатах или на свежем воздухе.
Оценивание и меры наказанийС оценками в лицее тоже все было не так просто. Двоечники лицея — наши хорошисты, кол означало «отлично», три – «хорошо», а вот четыре — посредственно. Пятерок не было, а самой плохой оценкой считался ноль. Причем оценивались не только учеба, но и способности лицеистов.
За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что это убережет их от порочных поступков.
Телесных наказаний, как во многих других школах, не было. Но за громкий смех или невнимательность можно было оказаться на позорной парте или выгнанным из класса. А еще провинившихся могли заставить вместо формы надеть свою старую одежду, которая, чаще всего, была уже мала. Совсем безудержных лишали привычной еды, заменив ее черным хлебом с водой.
Несмотря на это ученики в своих очерках делились, что обстановка в лицее была дружелюбная. Хотя в нашем веке такие меры наказания кажутся дикими и первобытными. Экологичностью тут и не пахнет.
Дисциплин было немало: русская словесность, иностранные языки, история, математика и даже военное дело. Но плюс был весомый: обучение в лицее считалось как высшее образование, поэтому спустя 6 лет учебы выпускники могли жить полностью самостоятельной жизнью.
Необычный подходСчитается, что эффективностью обучения лицей обязан следующим факторам:
- Искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника;
- Разносторонняя деятельность учеников, где учитывались разные стороны их психики: от интеллектуальной до художественно-эстетической;
- Воспитание гражданской зрелости лицеистов: преподавание истории, беседы с офицерами, определение жизненной стратегии учеников и т.д.;
- Профессионализм преподавателей.
Первый директор лицея Малиновский говорил о том, что ученики должны видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики выезжали с семьей директора на прогулки, а зимой катались все вместе с горок и на коньках.
Удивительно, но как и в 2021 году, в стенах лицея ценили авторские программы. Так преподаватель и доктор философии и свободных искусств Николай Федорович Кошанский издал несколько учебников, перевел «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра и сочинения Корнелия Непота, по которым обучал учеников.
При этом учителей объединяло не только желание распознать и усилить природные наклонности воспитанников, но и даже воплотить в жизнь их мечтания. Например, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Поэтому факт, что выпускники сохранили дружеские отношения со своими наставниками, совсем не удивляет.
Школа Тубельского как прототип Царскосельского лицеяЕсли раньше образовательные учреждения могли равняться на Царскосельский лицей, то сейчас тоже есть достойный пример. Это школа №734 в Измайлово или, как ее называют, Школа самоопределения.
Основателю — Александру Наумовичу Тубельскому в своё время удалось взрастить в школе настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.
Поэтому школа стала местом, где ребенка признают личностью, где у него есть право на ошибку, где его мнение такое же важное, как и мнение остальных. Он не объект образования, а важный член общества, к которому всегда прислушиваются.
Атмосфера свободы в школе способствует формированию soft skills — умению представить себя, умению общаться, умению доказывать и аргументировать. А вот оценки до 4 класса полностью отменены.
Друзья, а вы как считаете, что самое важное в процессе образования: талантливые преподаватели, дисциплина или новые подходы к обучению в принципе?
P.S. Наш Telegram-канал об образовании и полезных лайфхаках.
Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подписка Отписаться можно в любой момент.
Цель вырастить и воспитать нового Пушкина ни перед кем не стоит – это было бы слишком уж самонадеянно, да и просто невозможно. Но создать условия, которые помогут ребенку развить свою гениальность в чем бы то ни было, – мечта, наверное, всех родителей и добросовестных учителей. Первый выпуск Лицея дал стране вовсе не первоклассных чиновников, как задумывалось, но вот гениев среди вышедших из его стен мальчишек было предостаточно. Как же это было осуществлено?
Поступление в Царскосельский лицей
А.А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворцаЦарскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.
Лицей размещался в одном из флигелей Екатерининского дворца, соединенном с основным зданием галереейВ августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.
Переход из здания лицея во дворец был закрыт, в нем разместилась лицейская библиотекаОдновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.
В.Ф. МалиновскийЭкзамен подразумевал проверку знаний абитуриента по всем основным дисциплинам, но высоких требований при поступлении не предъявлялось. Пушкин получил лучшую оценку по русской грамматике, «хорошо» - по французской, относительно истории и географии было помечено – «имеет сведения». Главные же достижения в учении ему и двадцати девяти другим лицеистам предстояло совершить в ближайшие шесть лет.
Как учились лицеисты
М.М. СперанскийПрограмму обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Учебный класс в ЛицееГоды, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.
В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией
Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.
Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом
Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» - что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем. В штат учителей попали в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали для будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние.
Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право
В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.
Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?
Александр Горчаков, ставший впоследствии выдающимся политиком и дипломатом: в жизни и на портрете авторства Пушкина
Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.
Иван Пущин, декабрист, лицейский друг ПушкинаНа картине И.Е. Репина изображено выступление Пушкина перед экзаменационной комиссией, в которую входил поэт Державин. В тот день, 8 января 1815 года, лицеисты отчитывались о результатах учебы за первые три года; Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»
Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.
Эпиграммы и собственные газеты - те немногие развлечения, что могли себе позволить лицеисты19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.
Как полагается любому тесному сообществу, каждому из лицеистов было присвоено прозвище: Мясоедова звали Мясожоровым, Данзаса – Медведем, Корнилова – Месье, за его случайную оговорку во время первого торжественного обеда в Лицее, когда на вопрос императрицы, нравится ли ему суп, он машинально ответил «Да, месье». Пушкин был «Француз» и «Егоза» , его друг и сосед Пущин - «Большой Жано».
Верхний этаж и комнаты воспитанниковЛицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/791675-gde-uchilsja-pushkin.html
- https://vc.ru/education/306867-kak-uchili-pushkina-saltykova-shchedrina-i-korfa-metodiki-obucheniya-carskoselskogo-liceya
- https://kulturologia.ru/blogs/031119/44570/