Вьетнамская народная религия
Религия во Вьетнаме: кому вьетнамцы верят и поклоняются
Официально религия во Вьетнаме не существует, не пишется это с коммунистической идеологией. И социализм не любит конкурентов. Согласно статистике, около 81% жителей Вьетнама атеисты. Но как говаривал один небезызвестный писатель: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика»
Однако в стране «разрешены» несколько основных религий и по состоянию на 2007 год – это католичество, каодай, буддизм, ислам, протестантизм и хоахао.
Согласно нашим, да и не только нашим, наблюдениям считать Вьетнам атеистическим государством может только само государство и ЦРУ (согласно их информации из Книги Фактов, 81,9% жителей страны атеисты). Судя по информации в той самой книге, нифига они не знают, и это есть хорошо в некотором смысле
Основная религия во Вьетнаме
Нет, это не буддизм. Подавляющее большинство жителей – приверженцы Культа предков и Культа Богини Матери.
Культ предков, как бы объяснить попроще… Почитание умерших родственников. У многих вьетов в доме есть алтарь предков, на нём всегда чистенько, курятся благовония и в обязательном порядке есть свежие фрукты. Почитание предков – это что-то вроде православной «родительской субботы», только несколько пролонгированной.
Это интересно! Почему в Азии такая острая едаВьетнамцы, почитая предков, превозносят им дары, в том числе «материальные», чтобы им там лучше жилось, да и чтобы они, в свою очередь, помогали и одаривали родственников на этом свете. Бывавшие в этой стране наверняка видели, как вьетнамцы что-то жгут в тазиках или чашах перед своим домом или магазинчиком. Вот это как раз и есть обряд, связанный с приношением умершим предкам.
Целая индустрия работает на это дело. Есть специальные «игрушечные» деньги, бумажные байки, бытовая техника, одежда и даже автомобили для сожжения и передачи, тем самым, в мир иной на подмогу. Об этом культе можно много ещё чего написать интересного, но как бы не тот формат статьи.
Культ Богини Матери – Даомау. Это почитание Матери во многих проявлениях. Среди них Матушка земли, Матушка высокогорья, Матушка верхнего неба.
Другие религии во Вьетнаме
- Буддизм. Буддизм в его различных ответвлениях является очень популярной религией у вьетнамцев. Красивейшие пагоды и храмы почти в каждом городке тому подтверждение.
- Христианство. Христианство представлено католицизмом и протестантизмом. Эта религия приехала сюда в основном с французами и так и прижилась. Православие представлено в очень малом количестве и в основном в городке Вунгтау. Из прихожан жители «русского посёлка», туристы, ассимилировавшиеся русские и иже с ними.
- Индуизм. Индуизм тоже является одной из древних религий Вьетнама. Может немногие в курсе, но знаменитые Чамские башни в стране – это и есть древние храмы индуистов.
- Конфуцианство. Это вклад Китая, некоторое время конфуцианство даже являлось официальной религией этой страны, а конкретно с XIV по XIX века.
- Даосизм. Тоже пришёл с китайцами. Предполагает под собой согласие с мировым порядком, гармоничное сосуществование человека и природы.
- Ислам. Ислам, разумеется, присутствует на территории Вьетнама. Распространён в основном среди тямов. Но религия несколько адаптировалась. Тямы молятся по пятницам и не практикуют обрезание.
- Као Дай. Као Дай – очень интересная религия изобретённая во Вьетнаме. Адептами являются около 3 миллионов человек. Появился Као Дай относительно недавно, в 1926 году. Интересна религия тем, что в ней слились все основные религиозные течения – ислам, католицизм, буддизм, конфуцианство, к ним добавился мистицизм и спиритизм. Неплохая попытка создать универсальную религию для объединения людей.
Это основные религиозные течения в стране. Но сколько их ещё, я боюсь даже предположить. Вьетнамцы очень жадно впитывают такие вещи
Где то мы слышали интересную вещь о менталитете или, скорее, об отношении вьетнамцев к множеству религий: «Вьетнамец может с утра посетить католических костёл, к обеду посетить пагоду и с молитвой раскурить благовония, а вечером прогуляться к алтарю каодайцев и поклониться Льву Толстому». Вот такой он, Вьетнам
Спасибо, что остаётесь и путешествуете вместе с нами!
Ещё интересные статьи:
- Где поменять деньги во Вьетнаме и какую валюту с собой везти
- Как разводят туристов во Вьетнаме
- Образец заполнения анкеты на визу во Вьетнам
- Орхидеи во Вьетнаме: где купить, как перевозить, как выращивать
- Нужны ли прививки (и какие) для поездки во Вьетнам
- Китайский храм в Вунгтау – Đền thờ Mẫu Phủ Dày
- Лотосовый чай – где купить во Вьетнаме
- Почему во Вьетнаме рано темнеет
- Почему во Вьетнаме узкие дома
- В какие места во Вьетнаме опасно приезжать с ребёнком
Вьетнамская народная религия
Вьетна́мская наро́дная рели́гия (Tín ngưỡng dân gian Việt Nam), система традиционных вьетнамских верований и связанных с ними религиозных практик, предполагающих почитание духов природных объектов и явлений, духов мифических персонажей и посмертное почитание людей. Вьетнамская народная религия относится к анимистическим верованиям , повсеместно распространённым на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Вьетнамский анимизм считается исконным, аутентичным религиозным феноменом, существующим со времён формирования вьетнамского этноса . В то же время на протяжении многих веков он испытывал влияние даосизма , конфуцианства , буддизма , в некоторой степени – индуизма и христианства , а также верований соседних народов. Пантеон народной религии варьируется в различных провинциях Вьетнама.
Мифология
Для народной религии вьетнамцев характерно представление о присутствии в окружающем мире множества нематериальных сущностей, обладающих агентностью. Духи природы, духи мифических существ и умерших людей (не только предков, но и умерших потомков, в том числе детей) активно воздействуют на повседневную жизнь и могут вступать с ними во взаимодействие, требуя почитания и подношений в обмен на покровительство, помощь и/или под угрозой причинения вреда.
Согласно традиционным мифологическим представлениям вьетнамцев, Небо населяют высшие сущности, среди которых присутствуют божества высшего порядка, заимствованные из Китая: Нефритовый император, Будда Шакьямуни , Куан Ам (китайская богиня Гуань-инь, восходящая к Авалокитешваре ), Майтрея , Лао-цзы , а также исконно вьетнамские божества, в частности дух Тхань Зяунг, богиня Лиеу Хань и др. Духами более низкого порядка являются духи атмосферных явлений и различные небесные духи.
Несмотря на значительные заимствования (прежде всего из китайской культуры), вьетнамская народная религия остаётся самобытной религиозной системой, предполагающей почитание многочисленных локальных духов и духов предков.
Религиозные практики
Главным и самым распространённым аспектом культа духов является почитание предков семьи. Ритуалы в честь трёх поколений умерших предков проводятся на домашнем алтаре ежедневно и по специальным поводам, включающим обряды жизненного цикла . Выдающаяся личность прошлого становится объектом поклонения для потомков из нескольких семей в качестве предка рода (в родовом храме ден ).
Церемонии поклонения духам местности проводятся в общинном доме , являвшимся местом собраний деревенской общины в традиционном Вьетнаме, а ныне выполняющим функции храма.
На общегосударственном уровне представители центральной власти проводят церемонии в честь мифических правителей Хунгов, а также духов исторических правителей и национальных героев (им посвящены специальные храмы ден).
Важным элементом народной религии является культ богинь-матерей, получивший широкое распространение в 16–19 вв. в качестве вернакулярных религиозных практик – по-видимому, в противовес утверждённым правителями династий Поздние Ле и Нгуен пантеону и церемониям культа духов местности. С культом богинь-матерей чаще, чем с другими аспектами народной религии, связаны сеансы транса, одержимости духами, а также медиумные сеансы (и в целом практики, соотносимые со спиритизмом, экзорцизмом , шаманизмом ). Ритуалы в честь богинь-матерей проводятся в отдельных храмах, в домах медиумов или в домах тех, кто к ним обращается. В 21 в. ритуалы медиумов стали частью вьетнамского сценического искусства.
В начале 21 в. появились центры экстрасенсов (áp vong), имеющие статус государственных учреждений. Их работа направлена преимущественно на поиск останков пропавших без вести солдат. Медиумами в сеансах выступают не ритуальные специалисты, а члены семей погибших.
Современное состояние
В колониальные времена вьетнамская народная религия как часть традиционной культуры переживала кризис, а в 1950–1960-х гг. оказалась под запретом на севере независимого Вьетнама во время антирелигиозной политики Коммунистической партии Вьетнама (на юге Вьетнама – с 1976). Народная религия в эти годы оценивалась как суеверие и лишь в 1990-х гг. была переосмыслена как наследие и национальное достояние. В настоящее время приверженность народной религии рассматривается вьетнамцами как важнейший аспект национальной идентичности. Последователями народной религии в той или иной степени является абсолютное большинство вьетнамцев, вне зависимости от приверженности другим религиям или атеизму . ЮНЕСКО признало нематериальным культурным наследием человечества такие аспекты вьетнамской народной религии, как фестиваль в честь духа Тхань Зяунга в Ханое (2010), почитание мифических правителей Хунгов в провинции Футхо (2012), практики, связанные с почитанием богинь-матерей (2016).
Опубликовано 25 июля 2022 г. в 12:51 (GMT+3). Последнее обновление 25 июля 2022 г. в 12:51 (GMT+3). Связаться с редакцией
Какая религия во Вьетнаме является основной, или во что верят вьетнамцы?
Многочисленные буддийские храмы, расположенные на территории Вьетнама, приводят многих приезжих к умозаключению о том, что местные жители являются приверженцами исключительно этой религии. Статистические данные свидетельствуют о неверности подобного вывода.
Процентное соотношение от общего населения
Информация предоставлена специальным докладчиком при ООН Хайнером Билефельдтом по итогам поездки с целью исследования свободы вероисповедания и убеждений во Вьетнаме. Зачитаны цифры были в 2014 году.
Какая религия во Вьетнаме?
Судя по приведенной таблице распределения религиозных течений, становится понятно, что храмы и статуи, воздвигнутые в честь Будды, представляют лишь одну из религий страны.
Буддизм
Это самая многочисленная религия вьетнам которую признает на официальном уровне. Она была привезена сюда 18 веков назад и быстро заняла главенствующие позиции. Свидетельством этого являются древнейшие храмы и религиозные сооружения, которые имеют культовое значение, а на сегодняшний день еще и туристическое.
Буддийские служители имели огромное влияние на внутриполитическую обстановку, являлись проводниками образования и были хранителями знаний.
Реалии страны тоже оказывали влияние на буддизм, что привело к появлению характерных только для Вьетнама течений. Появились последователи, которые могли проповедать не только в храмах, но и прямо за работой, собирая урожай риса.
В XXI веке основное официальное вероисповедание начало уступать позиции другим религиям. Оно сохраняет лидерство среди признанных государством, но влияние значительно снизилось, если сравнивать с прошлыми столетиями. Кроме того, большинство жителей, относящих себя к иному учению, в какой-то мере остаются верны мировоззрению буддистского учения.
Христианство
Представлено в основном католицизмом. Религия была завезена французскими колонистами и прижилась в стране. Второй по значимости христианской религией является протестантизм.
Православие практически не распространено.
Католицизм
Миссионеры-католики, прибывшие сюда первыми, не добились значительных успехов в укреплении влияния Португалии на новооткрытые для европейцев страны. Чтобы исправить ситуацию, сюда был направлен более «агрессивный» орден иезуитов. Одним только Александром де Родом было обращено в католицизм больше 6 000 человек. Он не только крестил местных жителей, но и создал алфавит на основе латиницы, заменив сложный для изучения иероглифический.
Влиятельные европейцы поддерживали правящую элиту, неоднократно принимали сторону, выгодную для продвижения собственных интересов. Периодически католицизм подвергался репрессиям, усиливался, ослабевал. Во время гонений погибло и было репрессировано много католиков и миссионеров из числа местных крещеных жителей. Это не привело к отказу от католицизма, который сегодня продолжают исповедовать пять миллионов вьетнамцев.
В стране открыто множество храмов, есть 3 митрополии, 23 католические епархии. Католики охотно признают свою принадлежность, свободно посещают мессы, принимают причастие.
Православие
Самое малочисленное христианское исповедание веры. Относится к Константинопольской Церкви, но чаще всего для проведения религиозных мероприятий во Вьетнам приезжают священнослужители РЦП. Православие представлено единственным приходом. Он расположен во Вунгтау, где находится русско-вьетнамская нефтяная компания. Основное число прихожан составляют работники совместного предприятия с семьями. Крещенных местных жителей очень мало.
Протестантизм
Миссионерская деятельность протестантской церкви началась с приездом канадского миссионера Роберта Джофри в начале XX века. С 1911 года во Вьетнам приехали сотни протестантов. Они не проявляли никакого интереса к политическим делам, не участвовали в обсуждении правящей элиты, а искали пути для обретения поддержки у населения.
В настоящий момент количество протестантов по стране насчитывает от полумиллиона до миллиона. Точную цифру установить сложно. Большая часть является приверженцами домашних церквей, которые нигде не зарегистрированы. Популярность евангелический церкви пришлась на начало XXI века, преобладая среди этнического меньшинства — неофитов. Государство официально признало баптистское направление в 2007 году.
Ислам
Основные приверженцы ислама — тямы (чамы). Среди мусульман есть эмигранты индонезийского, малазийского, индийского происхождения. Вьетнамский ислам отличается от традиционного из-за изолированности местного течения. Одна часть местных мусульман — приверженцы суннитского учения, а другая — бани.
Последний представляет «смягченный» вариант ислама, когда даже Коран изучают в сокращенном виде. Пост держат только представители духовенства. Течение практикует лояльное отношение к индуистским религиям. Тямы-мусульмане принимают участие в их праздниках, признают Матерь-богиню.
Остальные религии
Страна долгое время была под господством Китая, а затем сюда приехали французские колонисты. Территория, где сейчас находится современный Вьетнам, принадлежала чамам, малочисленные потомки которых живут здесь по сей день. Это привело к тому, что здесь распространены следующие религии:
- Индуизм. Известные Чамские башни были возведены именно древними индуистами.
- Конфуцианство. Было завезено китайцами и считалось официальной религией с 16 по 19 века.
- Даосизм. Еще одно наследие Китая, которое проповедует духовное единение с природой.
Среди малочисленных религиозных официально признанных течений, которые начали исповедовать вьетнамцы сравнительно недавно, выделяются каодай и хаохао.
Довольно молодые вероучения обрели последователей и продолжают распространять свое влияние.
Каодай
Религиозная секта была основана 1926 году. Отцом учения является Нго Минь Чьеу. Будучи мистиком, он устраивал спиритические сеансы. Как говорит предание, с 1919 года Чьеу стал получать послания от Бога, называющего себя Каодай. Через мистика он передавал знания, которые легли в основу верования.
Направление представляет собой совокупность принципов даосизма, конфуцианства, буддизма. Оно проповедует поклонение величию предков, отречение от воровства, роскошного образа жизни, лжи и учит гуманизму. Последователи каодаизма верят в перевоплощение, практикуют вегетарианство.
Примечательным фактом является то, что во время спиритических сеансов медиумы связываются и ведут диалоги с известными личностями:
- Виктор Гюго;
- Лев Толстой;
- Уильям Шекспир;
- вьетнамские и китайские писатели, поэты, видные деятели.
Сначала никто не воспринимал каодай серьезно, но буквально за несколько лет учение укрепилось и даже нашло последователей не среди вьетнамцев. В 2005 году число приверженцев течения по миру насчитывало примерно 3 миллиона человек. На территории Вьетнама возведено множество храмов Каодай, около сорока из которых находится в Хошимине.
Хаохао
Основоположником течения стал Хютнь Фу Шо, которому Бог поручил создать истинную религию. Философия секты основана на конфуцианском учении про добродетель, проповедях Будды Шакьямуни. Адептам секты запрещено употреблять алкоголь, наркотические препараты, играть в азартные игры, затаивать обиду и мстить. В молитвах приверженцы вероисповедания обращаются к Будде, который находится внутри самого человека.
Какая основная религия Вьетнама?
Конституция социалистической республики Вьетнам гарантирует каждому гражданину свободу выбора вероисповедания. С одной стороны, страна позиционирует себя как светскую, но, с другой, на государственном уровне основной религией является буддизм. Остальные разрешенными.
Что же тогда представляют собой анимистические культы? Согласно статистике, вместе с атеистами их последователи составляют подавляющее большинство. Независимо от того, какая религия является государственной в современном Вьетнаме, большинство жителей страны почитают Культы Богини матери (Даомяу) и предков.
В домах многих вьетнамцев установлены алтари. Они сооружаются в честь предков, поддерживаются в ухоженном состоянии, «обкуриваются» благовониями, заставлены свежими фруктами. Сравнить культ почитания предков можно с «родительской субботой», но длящейся гораздо дольше.
На алтари приносят дары. Особое место отводится «материальным» вещам, позволяющим умершим родственникам на том свете вести достойную жизнь. Ритуал заключается в сожжении подношения. Во Вьетнаме даже есть отдельная индустрия, продающая бумажные одежду, транспорт, технику и многое другое. Эти предметы приобретаются специального для того, чтобы сжечь.
Источники:
- https://kstrip.ru/nashi-priklyucheniya/vietnam/religiya-vo-vetname/
- https://bigenc.ru/c/v-etnamskaia-narodnaia-religiia-44ff94
- http://vietnam-cheap-tour.ru/blog/religiya-vo-vetname/