Что нового о мумиях рассказывают на выставке в Пушкинском музее
Искусство Древнего Египта
В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.
Наиболее древние экспонаты египетской коллекции ГМИИ – это каменные орудия труда (ок. VI – V тыс. до н.э.), а также шиферные палетки и глиняные расписные сосуды культур Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Наряду с богатым и разнообразным массовым материалом – жертвенными дарами, происходящими из гробниц и предназначенными для благополучной жизни после смерти – в коллекции ГМИИ представлены выдающиеся произведения древнеегипетского искусства (верхняя часть статуи царя Среднего царства Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, косметическая ложечка Нового царства и другие).
Большинство представленных в зале предметов экспонируются с момента открытия Музея изящных искусств в 1912 г. и составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856 – 1947 гг.). Его коллекция, насчитывавшая ок. 8 тыс. предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 г. В 1913 г. музей купил у крупного московского собирателя Л.И.Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько поистине драгоценных даров принес музею Ю.С.Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Подарили Отделу Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Б.В.Фармаковский, Т.Н.Бороздина-Козьмина, А.В.Живаго. Собрание музея значительно обогатилось после приобретения в 1940 г. у Н.А.Прахова коллекции его отца, филолога и искусствоведа А.В.Прахова, насчитывающей 217 экспонатов. В последующие годы коллекция пополнялась за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.
Первая экспозиция зала Древнего Египта, приуроченная к открытию Музея изящных искусств, была сделана выдающимся русским египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868 – 1920), вторая, послевоенная, - профессором Всеволодом Владимировичем Павловым (1899 – 1972). Настоящая экспозиция открылась в 1969 г. Ее вдохновителем и организатором была заведующая Отделом Древнего Востока, доктор искусствоведения Светлана Измайловна Ходжаш (1923 – 2008).
Памятники в зале расположены в хронологической последовательности, начиная с наиболее древних – каменных орудий VI - V тыс. до н.э. (?), шиферных палеток и глиняных расписных сосудов культуры Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Разнообразные формы керамических изделий и наличие росписей дают представление о высоком уровне развития художественного ремесла этой эпохи. Редкий экспонат – глиняное блюдо с изображением охотника в маске, держащего на привязи четырех собак. Все предметы были найдены в погребениях и являются свидетельствами обрядовой практики Додинастического периода. Уже в это время проявляются основные особенности древнеегипетского искусства: обусловленность религиозными представлениями, условность, символизм, монументальность, которые в полной мере были развиты после объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство (кон. IV тыс. до н.э.) – в период Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.).
Древнее царство - это время первого расцвета египетской архитектуры, окончательного оформления изобразительного канона, которого египетские мастера будут придерживаться в течение нескольких тысячелетий. В этот же период появляется одно из величайших достижений искусства – скульптурный портрет. Принципы оформления гробниц настенными рельефными изображениями, а также особенности передачи человеческой фигуры и предметов на плоскости иллюстрируются серией блоков из гробниц «начальника царской cокровищницы» Иси, египтянки Мерит, египтянина Тепеманха (все – ок. 25 в. до н.э.), «садовника пирамиды царя Пепи II» Хииу (ок. XXIII в. до н.э.)
Изобразительное творчество древних египтян было неразрывно связано с религиозными верованиями и требованиями заупокойного культа. В частности, портретное сходство изображения с портретируемым было обусловлено верой в наличие у каждого человека «двойника», или «Ка» - некой жизненной сущности, которая, будучи бессмертной, должна иметь постоянное обиталище в каком-либо изображении умершего. Представление о том, что все памятники предназначались для вечности и не должны были содержать в себе ничего случайного, мимолетного, определило особенности условного художественного языка египетской пластики: замкнутость и нерасчлененность объема, статичность, отсутствие излишней детализации. Рельефы и статуи V–VI династии (витрина № 6) и отдельно стоящая скульптурная группа чиновника Уджа-джера с супругой – наглядные образцы воплощения канонических правил изображения человека в скульптурных образах.
В витрине 6 находятся отдельные предметы, которые помещались в гробницу, и уникальный экспонат – маска Пепи II (XXII в. до н.э., VI династия), привезенная В.С. Голенищевым из раскопок на месте пирамиды этого царя.
Среднее царство (XXII–XVIII вв. до н.э.) представлено такими шедеврами, как портрет царя Аменемхета III (XIX в. до н.э.) и стелой «великого домоправителя» Хенену (XXI–XX в. до н.э.) из розоватого известняка.
Верхняя часть статуи Аменемхета III блестяще иллюстрирует лучшие черты скульптурного портрета Среднего царства периода его расцвета – интерес к индивидуальной и возрастной характеристике человека. Зритель может увидеть также небольшие образцы скульптурных произведений (витрина № 9), в том числе портрет царя Сенусерта II.
В двух витринах экспонируются предметы из гробниц Среднего царства, необходимые умершему в загробной жизни,– деревянные модели погребальных барок и статуэтки слуг (витрина № 10), а также «магические жезлы», магические женские статуэтки, палетки в форме животных, небольшие сосуды из камня (витрина № 9).
Искусство Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) несет на себе отпечаток триумфа египетского государства после изгнания из страны гиксосов.
Для искусства этого протяженного периода характерно, с одной стороны, усиление реалистических тенденций, интерес к изображению природы, стремление к передаче движения, с другой - нарастание декоративности, рафинированность и одновременно формализация художественного языка. Эти качества хорошо видны в памятниках периодов правления фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV (XIV в. до н.э.): в фаянсовых сосудах и инкрустациях стен и мебели из Амарны, косметических ложечках, игральных фишках, небольших статуэтках, а также в портрете юноши из известняка. Изысканной красотой отличается один из шедевров коллекции – косметическая ложечка в форме цветка розового лотоса, с ручкой в виде плывущей девушки. Превосходного качества деревянная ложечка в виде девушки среди зарослей папируса, деревянная овальная коробочка с инкрустированной фаянсовыми вставками выдвигающейся крышкой – замечательные образцы искусства древнеегипетских мастеров резьбы по дереву.
Бесспорным шедевром египетской коллекции ГМИИ является парная скульптурная группа жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи, датируемая временем правления Хатшепсут. Статуэтки выполнены из редкого эбенового дерева, ввозимого в Египет из южных областей Африки, глаза супругов инкрустированы стекловидной пастой. Стройные фигуры, тонкие конечности, наличие изысканных деталей - позолоченных украшений и роскошного женского парика – доносят до нас всю неповторимую и узнаваемую красоту лучших произведений древнеегипетского искусства.
В витрине № 14 экспонируется рельеф из частной гробницы конца XVIII дин. в Саккаре с изображением оплакивания умершего. Динамичная композиция, изображение человеческих фигур в сложных ракурсах придают этому фрагменту погребальной процессии драматичность и выразительность.
Заупокойный обряд, игравший огромную роль в религии египтян, вызвал появление разнообразных предметов, непосредственно связанных с погребальным культом и представлениями о судьбе умершего после смерти. Это саркофаги, канопы (сосуды для хранения бальзамированных внутренностей покойного), погребальные маски, фигурки ушебти и ящики для их хранения, статуэтки богов. В одной из витрин находится запеленутая мумия жреца Хор-ха, покрытая сеткой из фаянсовых бусин, и голова мумии женщины, а также мумии священных животных – кошки и сокола. Рядом, на подиуме, представлен комплект каноп с крышками в виде голов сыновей бога Хора. Саркофаги, которые экспонируются в зале, относятся к различным эпохам, начиная с III тыс. до н.э. (простой глиняный ящик, на крышке которого помещено рельефное изображение мальчика в позе эмбриона). Наиболее яркие, полностью покрытые росписями, саркофаги относятся ко времени Нового царства и экспонируются в центральной части зала. Два каменных саркофага относятся ко второй половине I тыс. до н.э.
В нескольких витринах представлены многочисленные боги египетского пантеона. Они выполнены из бронзы, камня (статуи Осириса в витринах № 24 и № 26), мелкие фигурки богов из сердолика и горного хрусталя (витрина № 12). Статуэтка бога растительности Нефертума отлита из серебра (витрина № 18), а священный ибис бога Тота (витрина № 12) сделан из белого камня, с бронзовыми головой и лапками. Все статуэтки отличаются высоким качеством отливки и тонкой проработкой деталей.
Значительную часть памятников составляют алебастровые сосуды, фаянсовые чаши, расписные глиняные кувшины, бронзовые ситулы (ритуальные сосуды) и зеркала, бронзовое оружие, ювелирные изделия из полудрагоценных камней и египетского фаянса.
К Позднему периоду (I тыс. до н.э.) относятся статуи и скульптурные портреты (витрина № 26). Среди них выделяется гранитная статуя царицы, лицо которой обладает ярко выраженными портретными чертами (первая половина VII в. до н.э.). Выполненные из твердого камня, портреты периода Саисской династии (вторая половина VII–VI вв. до н.э.) подражают древним образцам и выдают стремление мастеров к совершенству формы и идеальной обработке каменной поверхности. Саисский период был временем нового расцвета художественного ремесла.
Так называемый «уголок скульптора» позволяет составить представление о процессе создания рельефов и скульптурных произведений египетскими мастерами: здесь можно увидеть незаконченные рельефы или копии, выполненные учениками, а также рисунки на кусках известняка (острака).
В каком московском музее можно увидеть египетские мумии и статуи
До 31 мая в Пушкинском музее работает выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия». Она подводит итоги совместного исследовательского проекта с Курчатовским институтом. Показывают мумии, саркофаги, погребальные маски, фаюмские портреты — всего более 400 предметов из коллекции музея, связанных с древнеегипетским культом загробной жизни. Большинство из экспонатов никогда не покидали запасников, но много открытий совершено и насчет известных предметов коллекции. Изюминка экспозиции — КТ-снимки мумий, на которых основаны исследования, и 3D-реконструкции по их мотивам. Рассказываем, что нового о мумиях и древнеегипетских ритуалах можно узнать во время посещения.
КТ-исследования Курчатовского института
Антон Баклыков / пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мумии стали восприниматься как источник знаний о древних египтянах и их погребальных практиках только в начале XIX века (до этого их либо выбрасывали, либо растирали на снадобья в европейских аптеках). Тогда в попытках узнать, что у мумий внутри, их стали изучать единственным доступным способом — разворачивать и тем самым разрушать. Современные рентгеновские технологии решили эту проблему. В 2015 году в национально-исследовательском центре «Курчатовский институт» появилась лаборатория естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях, а через два года совместно с Пушкинским музеем институт запустил проект по изучению древнеегипетских мумий — первое столь масштабное исследование в России.
Отправной точкой стала компьютерная томография — виртуальное «разворачивание» мумии, от ее привычного вида до скелета и внутреннего содержания. Снимки помогли изучить методы пеленания и определить датировку (процесс мумификации менялся в зависимости от эпохи и региона), а также больше узнать о технике извлечения органов и бальзамирования, определить возраст, пол, чем болели и от чего умерли древние египтяне. Наглядно результаты КТ-исследований демонстрируют в мультимедийном зале. В биловиоловском стиле здесь показаны реконструкции облика двух лежащих рядом мумий — женщины и мужчины. Также на тачскринах можно посмотреть на процесс сканирования, изучить объемные снимки еще пяти мумий и почитать об открытиях.
Путаницы и подделки
Антон Баклыков / пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
В Пушкинском музее хранится десять мумий взрослых людей, оказалось, что все они находятся в чужих саркофагах, которые раньше были единственным источником информации о датировке, имени и поле погребенного. Например, в саркофаге жреца Хор-Ха I тыс. до н.э. находилась мумия женщины в идеальном состоянии, скорее всего из знатной семьи — об этом свидетельствует качественная мумификация. А в саркофаге из постоянной экспозиции с именем Ташет, женщины из богатой фиванской семьи III–I в. до н.э., — напротив, мужчина хрупкого сложения, у которого был сыпной тиф и газовая гангрена. Предполагают, что мумий подменяли антиквары в XIX веке — их вкладывали в чужие пустые саркофаги, чтобы продать подороже. На выставке они представлены раздельно, с новыми данными о поле, возрасте и датировке. Зрелище жутковатое и наталкивающее на рассуждения, насколько этично экспонировать мумий и так подробно изучать тела, которые, по представлениям египтян, должны были вечно храниться в гробницах, — этими вопросами задаются и сами кураторы выставки.
Еще в экспозицию вошли семь мумий животных, во время КТ-исследований среди них тоже обнаружили подделки XIX века. Мумия собаки оказалась цилиндрическим объектом с металлическими ушками, а мумия младенца — свертком ткани. Более того, обнаружили фальшивки, созданные еще в древности: мумию в форме ибиса — священной птицы бога Тота, — наполненную останками голубей. В Древнем Египте мумии животных приносились в дар божеству ради исцеления или исполнения желания. Фактически вид останков для жертвоприношения был не так важен, поэтому недобросовестные мастера штамповали фальшивки, продавая их по заоблачным ценам.
Подготовка к загробной жизни
Антон Баклыков / пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кроме того, масштабная экспозиция предметов из запасников позволяет подробнее узнать о вере древних египтян в загробную жизнь и тщательной подготовке к ней. Эта идея восходит к мифу о боге Осирисе: он был коварно убит и расчленен на множество частей. Его жена Исида собрала и скрепила тело с помощью длинных бинтов. Оно стало бессмертным, но только в потустороннем мире, владыкой которого Осирис и стал. Считалось, что каждый египтянин тоже может обрести жизнь после смерти с помощью пеленания и бальзамирования. Однако для перехода нужно было соблюсти множество ритуалов.
На выставке представлены предметы, иллюстрирующие эти ритуалы, а также статуэтки священных животных, надгробные маски и заменившие их в Римскую эпоху фаюмские портреты. Все это в приглушенном свете и таинственной атмосфере, которая хорошо отражает во многом еще загадочную культуру Древнего Египта и подталкивает к философским рассуждениям о смерти и бессмертии.
Источники:
- https://pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/1_egypt/
- https://www.afisha.ru/article/chto-novogo-o-mumiyah-rasskazyvayut-na-vystavke-v-pushkinskom-muzee/