Почему Стена Плача имеет такое название
Святое место раздора. Вечная история Стены Плача
Сегодня Стена Плача — один из самых известных достопримечательностей мира, к которой стремятся прикоснутся миллионы как паломников, так и простых туристов.
При этом об истории иерусалимской святыни широкой публике известно гораздо меньше. Для многих Стена Плача — это место, где молятся евреи и оставляют записки с самыми сокровенными желаниями. Но почему этот ритуал происходит именно там, и какой смысл он несет в действительности?
Вопрос-ответНужно начать с того, что сами иудеи не придумывали название «Стена Плача». На иврите стена называется «Котэль Маарави», что в переводе на русский означает «Западная Стена».
Речь идет об остатках западной стены иерусалимского Храма — главной еврейской святыни.
Первый и Второй Храмы
Согласно Танаху, сборнику священных текстов в иудаизме, Первый Иерусалимский храм, или Храм Соломона, был построен в 10 веке до нашей эры как символ укрепления единства Израильского царства. В 586 году до нашей эры Первый храм был полностью разрушен вавилонянами под предводительством царя Навуходоносора.
Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию.
В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.
Работы по строительству Второго Храма, или Храма Зоровавеля, были завершены в 516 году до н.э., то есть спустя 70 лет после разрушения Первого Храма.
Статья по темеЗа последующие столетия Второй Храм вместе с Иерусалимом пережил немало атак завоевателей, одни из которых относились к нему с уважением, а другие подвергали разграблению.
В I веке до нашей эры царь Ирод Великий начал масштабную реконструкцию не только Второго Храма, но и всей Храмовой Горы.
Храмовая Гора — Хар а-Мория, или аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — большая площадь, возвышающаяся над Старым Иерусалимом, где располагались Первый и Второй Храмы, и, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.
Реконструкция Ирода Великого изменила Второй Храм, сделав его одним из красивейших архитектурных сооружений своего времени. Сооружение начали именовать Храмом Ирода, хотя фактически в его правление работы на Храмовой Горе только начались, а завершены они были лишь при его правнуке.
Осколок былого величия
Во время антиримского восстания в Иерусалиме в период Первой Иудейской войны Второй Храм стал центром обороны повстанцев.
В 70 году нашей эры сын римского императора Веспасиана Тит (тоже будущий император) ценой больших жертв захватил Храм. В ходе штурма он был подожжен, и превратился в руины вместе с городом, а Храмовая гора была распахана.
Храм был разрушен, однако сохранилась часть строений, появившихся в период реконструкции, проведенной Иродом Великим. По приказу царя, Храм обнесли стеной, которая должна была удерживать грунт Храмовой Горы.
От этой стены сохранился участок длиной 485 метров на западном склоне — нынешняя «Западная Стена», или «Стена Плача».
Паломники и туристы не могут видеть всю стену целиком. Большая часть ее скрыта за постройками. Для молитвы отведены 57 метров стены, выходящие фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале. Высота открытого фрагмента стены достигает 19 метров, а полная высота от основания — 32 метра.
Меж разных религий
После завоевания Иерусалима римлянами в отношении евреев действовали жесткие законы. Проживание в городе им было запрещено, а доступ на Храмовую Гору для молитв ограничен. При Константине I евреям разрешалось молиться на Храмовой Горе один день в году.
Приходя к уцелевшей стене, евреи оплакивали утрату Храма и горькую участь своего народа. Благодаря наблюдавшим за этим арабам и возникло название «Стена Плача».
Статья по темеС ограничениями доступа к Храмовой Горе евреи сталкивались в римский и византийский периоды, при Арабском халифате и владычестве мамлюков.
В 1517 году Иерусалим перешел под контроль Османской империи, и султан Сулейман Великолепный официально снял ограничения по доступу евреев к Храмовой Горе и Стене Плача. В этот период Османская империя стала местом убежища для евреев, подвергавшихся жестким гонениями в Европе.
К тому времени Храмовая Гора стала святым местом и для мусульман. В иудаизме скала, находящаяся на Храмовой Горе, считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с нее было начато сотворение мира. У мусульман здесь же расположен Камень Основания, с которого пророк Мухаммед совершил мирадж (вознесение на небеса вместе с архангелом Джабраилом). На этом месте в VII веке появилась мечеть Купол Скалы.
В честь этого же события на Храмовой Горе в начале VIII века была построена мечеть Эль-Масджид эль-Акса, считающаяся третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
На протяжении более чем 300 лет представители двух религий мирно уживались в Иерусалиме.
Как англичане не сохранили мир в Иерусалиме
Однако город рос, увеличивалось число паломников, и в районе Храмовой Горы стало тесновато. Поначалу речь шла о чисто бытовых конфликтах — местных арабов раздражали слишком громкие молитвы иудеев у Стены Плача. Затем мусульман встревожили попытки богатых еврейских бизнесменов скупить недвижимость в районе Храмовой Горы.
Статья по темеВласти Османской империи старались не допускать конфликтов между общинами, но разрешить противоречия не удавалось.
Во время Первой Мировой войны Иерусалим перешел под контроль английских войск. Британский командующий Эдмунд Алленби говорил, что «каждая священная постройка, памятник, святое место, святыня, территория, связанная с традицией, пожертвование, завещанная по благочестию собственность или традиционное место молитвы, относящиеся к какой бы то ни было форме трёх религий, будут сохранены и защищены согласно существующим традициям и верованиям тех, для чьей веры они священны».
Под контролем Великобритании, однако, ситуация только ухудшилась. И еврейская, и мусульманская общины пытались расширить свое влияние, подозревая вторую сторону в злых намерениях.
В начале 1920-х голов активисты еврейской общины пытались добиться размещения возле Стены кресел для престарелых молящихся, а также специальных ширм, разделяющих молящихся женщин и мужчин.
Мусульманская община указывала, что это является нарушением запретов, установленных во времена Османской империи, которые сохраняли английские власти.
В мусульманской общине росли опасения, что евреи предъявят права не только на Стену Плача, но и на мечеть Аль-Акса.
Британские власти способов урегулировать конфликт не нашли. В августе 1929 года противостояние между двумя диаспорами перешло в вооруженные столкновения, жертвами которых стали 110 арабов и более 130 евреев.
В 1930 году Международная комиссия постановила, что мусульманский квартал в районе Стены Плача должен быть сохранен, но евреи имеют право свободного прохода через него и проведения религиозных обрядов.
«Храмовая Гора — в наших руках!»
После окончания Второй Мировой войны попытка создания на территории Палестины двух независимых государств — еврейского и арабского — закончилась войной между вновь образованным Израилем и его арабскими соседями.
По ее итогам в 1948 году Старый Иерусалим с Храмовой Горой оказался под контролем Иордании. Соглашение о прекращении огня предусматривало право израильских паломников на посещение Стены Плача, но фактически власти Иордании его не выполняли.
Статья по теме7 июня 1967 года командир израильских десантников Мордехай Гур передал в эфир: «Храмовая Гора — в наших руках! Повторяю — Храмовая гора в наших руках!» Иерусалим вместе его святынями перешел под контроль Израиля.
После окончания войны прилегающий к Стене Плача мусульманский квартал был снесен, а на его месте появилось ныне известная всему миру площадь, где собираются туристы и паломники.
Военная победа Израиля позволяла ему диктовать свои условия в вопросе о Храмовой Горе. Однако полное изгнание мусульман, к чему призывали горячие головы, не сулило окончательного решения конфликта, да и не было бы воспринято международным сообществом.
Помолитесь о мире
Был установлен следующий порядок. При сохранении юрисдикции Израиля его представители осуществляют внешний контроль и охрану Храмовой Горы. Внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой Горы — Вакфу, покровителем которого являлся король Иордании. В 1993 году полномочия от короля Иордании перешли к Палестинской автономии.
Статья по темеУстановленный порядок, однако, не стал залогом мира. Противостояние вокруг Храмовой Горы вспыхивает регулярно. Например, 28 сентября 2000 года визит на Храмовую Гору израильского политика Ариэля Шарона обернулся началом так называемой «Интифады Аль-Аксы» — растянувшегося на пять лет восстания палестинских арабов.
У каждой из сторон своя правда и свои принципы, которыми они не намерены поступаться.
Традиция вкладывать молитвенные записки в щели и трещины Западной Стены появилась в XVIII веке. Считается, что в такой форме обращения к Всевышнему быстрее доходят до адресата.
Со временем традиция была перенята представителями других религиозных конфессий. Никаких ограничений нет — оставить записку может любой.
Вот только молитвы о мире на этой святой земле пока остаются неуслышанными.
Почему Стена Плача имеет такое название?
Западная стена, стоящая в центре Иерусалима, на иврите называемая Котел Маарави и известная всему миру как Стена Плача, — все, что осталось от легендарного Иерусалимского Храма. Для иудеев эти древнейшие на земле руины, по преданию, освященные благодатью богоявления, — не только скорбный символ утраты, но и самое святое место паломничества.
Часто думают, что эта стена сохранилась от Второго Храма, но это не верно. Эту стену построил царь Ирод в I веке до н. э. , уже на исходе Второго Храма она была частью системы стен, протяженностью около 500 метров, построенных для поддержания искусственной земляной подсыпки на верхней части Храмовой горы. До нашего времени сохранилась лишь эта небольшая часть Западной стены.
Два тысячелетия евреи всего мира совершали паломничества на Святую землю, чтобы вознести молитву у Западной стены (на иврите - «котель ха-маарави») . Молились с такой страстью и самозабвением, что в конце концов стене дали новое название - Стена плача.
Пророком Иеремией было предсказано, что Храм будет разрушен, но его западная стена сохранится на века, поэтому Стена Плача, хоть и не является в точности стеной Храма, но наиболее близка к ней и является святыней еврейского народа. Свое название получила потому, что здесь евреи оплакивают Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день 9-го Ава в различные годы. Особенно много людей собирается здесь 9 Ава, публично читают «Плач Иеремии» .
По другим данным, в первые века после разрушения Храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Однако начиная с 5 в. возникает обычай молиться у Стены плача, которая постепенно превращается в символ связи еврейского народа с его исторической родиной, в место, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о восстановлении Израиля в его стране.
Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слез, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.
Еврейское название этого места - Западная Стена Храма (а-Котель Маарави) , "Стена плача" - христианский термин и используется только христианами.
A-stra Гений (78526) 15 лет назадВторое название Великой китайской стены - Стена плача. По легенде, жене рабочего, трудившегося на стройке, Мэн Цзянню во сне явился муж и сообщил, что умер от нечеловеческих нагрузок. Немедля она собралась и поехала к месту, где якобы должны находиться останки мужа. Но она там ничего не обнаружила. Скорбящая девушка упала на колени в молитве к богам. Боги услышали ее слова, и слезы Цзянню смыли участок Стены, и она увидела тлеющий труп мужа. Похоронив его со всеми почестями, вернулась домой.
http://www.varvarka.ru/ru/?/ru/china/about/mountainchina
Справа от Храмовой горы находится лабиринт, ведущий к стене Старого города и Мусорным воротам. Площадь под горой, именовавшаяся Долиной Тиропеон – самое низкое место, поэтому сюда веками сбрасывали мусор и отбросы, отсюда и столь неблагозвучное название ворот. Западная Стена вовсе не является частью Храма, а лишь подпорная стенка с западной стороны Храмовой горы, но это единственная сохранившаяся часть Храмового комплекса и евреи чтят ее вот уже 1900 лет. А поскольку сюда приходят излить скорбь по утраченному Храму, то это место назвали «Стеной Плача» .
Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, а-Котель а-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме уцелевшей после разрушения Второго храма римлянами в 70 году н. э.
Стена Плача была возведена царём Иродом (37-4 гг. до н. э. ) и служила опорной стеной для поддержания земляной насыпи, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтесанных камней (средняя высота камней 1-1,2 м, длина — 1,5-3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филенкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки) , стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается еще 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
В западной традиции Западная стена известна в качестве «Стены Плача» , поскольку она в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.
По окончании Войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреи к Стене Плача не допускались, что являлось нарушением договора с Израилем о прекращении огня.
Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля.
Стена Плача является самым святым для евреев местом: религиозные евреи мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.
Евреи со всего мира прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.
Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Некоторые элитные подразделения Армии Обороны Израиля приносят присягу перед Стеной Плача. стена плача 9 ава (теша б'ав -день скорби) , Гибель Храма пришлась на 9-е число месяца ава — тот же день еврейского календаря, когда вавилоняне разрушили первый Храм. (Вообще, это число — теша б'ав — считается злосчастным для еврейского народа; на него и позже приходились разнообразные беды, от изгнания евреев из Англии королем Эдуардом I в 1290 г. до начала кампании уничтожения в варшавском гетто в 1942-м. )
“Стена Плача” – самая величайшая святыня еврейского мира. Она находится в Иерусалиме и имеет возраст более двух тысяч лет. Ее почитают как последнее, что осталось от храма, разрушенного римскими языческими завоевателями. При римском и византийском господстве над Иудеей евреям разрешалось приходить раз в год, в годовщину разрушения храма, и плакать у руин над рассеянием своего народа. Поэтому останки храма и назвали Стеной Плача. А плач в иудаизме – очень интимный, глубоко духовный, религиозно-священный акт, в котором каждый еврей, стоящий у Стены Плача, на высшем духовном уровне приобщается к глубинным истокам жизни своего народа, к его мудрости, жизнеспособности, могуществу и бессмертию. Акт, зовущий и мобилизующий каждого иудея планеты к братскому единству, национальной самоидентичности, всемирной солидарности и своему особому Божьему призванию на земле.
Так, как люди, возмаливают стоя у стены о здравии родных и близких. кто болен-просят чтобы поправился, поэтому со всех сторон, одна мольба и не произвольно все плачут прося здравие.
в период правления римских прокураторов был и построен этот храм. он схож по стилю с другими постройками римлян.
Источники:
- https://aif.ru/society/history/svyatoe_mesto_razdora_vechnaya_istoriya_steny_placha
- https://otvet.mail.ru/question/13197086