Почему смерть изображается с косой
Зачем Смерти коса, почему ее изображают с этим орудием? Что символизирует данный атрибут?
Большую часть истории людей долгая и спокойная жизнь была скорее исключением, чем правилом. Вероятно, именно с этим связано трепетно-уважительное отношение к божествам, сопровождающим человека в мир иной. Ввиду особой важности, образ таких существ не случаен и тщательно продуман за многие сотни лет. Многие не знают, зачем Смерти коса, но это орудие имеет особое предназначение.
Персонификация Смерти у различных народов
В современном европейском фольклоре несущее гибель потустороннее существо изображается мужчиной, облаченным в черный плащ с капюшоном. Этот так называемый Мрачный Жнец, или Мрачный Призрак Смерти, восседает на белом коне и собирает души умерших.
Подобное представление является доминирующим в современной массовой культуре, но далеко не единственное:
- В Древней Греции в последний путь провожал Танатос, божество с образом бородатого и крылатого мужчины или – реже – молодого мальчика. Работа его заключалась в сопровождении людей в подземный мир. Он передавал умерших в руки Харону, который переправлял их через реку Стикс;
- У ирландцев аналогичные функции исполнял злобный дух Дуллахан, статный мужчина на черном коне с огромными глазами и доходящим до ушей оскалом. Он останавливался возле дома и называл имя человека, которого забирал с собой – и последний тут же умирал;
- Нидерландский Магере-Хайн представлял собой скелет. Образ сформировался в Позднее Средневековье, не без влияния христианства (так называемая «пляска смерти», популярный сюжет в культуре того времени);
- Скандинавская богиня Хель имела на «вооружении» метлу или грабли.
Библейский Ангел-губитель
Этому божеству уделено немало страниц Священного Писания:
- Он был создан Богом в первый день. Живет на небесах и спускается на бренную землю лишь изредка, для исполнения своей основной обязанности;
- Имеет двенадцать крыльев, в отличие от других ангелов;
- В смертный час он является перед несчастным с мечом, с которого истекает желчь. Одна из капель падает на лицо умирающего, отчего оно приобретает характерный желтоватый оттенок. После этого из тела через рот (или горло) выходит душа: именно поэтому Ангел стоит у изголовья;
- Для того чтобы сокрыть себя от посторонних глаз, Ангел облачается в мантию (идру). Последнее не является обязательным: он может превращаться в любое существо по своему желанию. Так во время чумы он оборачивается нищим, бродящим посреди улицы.
Римско-католическая церковь привнесла некоторые коррективы в изначальное библейское представление. Смертоносных ангелов два: Михаил и Самаэль. Первый является носителем добра и сопровождает души в пути на небеса. Второй более противоречивый.
Кроме того, Смерть у католиков является одним из четырех всадников Апокалипсиса, изображенных в книге Откровения.
Исламские представления о смерти
Мусульманским собратом Ангела-губителя является Маляк аль-маут. Коран описывает его так:
- Внешний вид его зависит от поступков человека, которые тот совершал на протяжении всей жизни. Праведникам в последний миг предстанет прекрасное создание. Грешники увидят ужасного монстра;
- Во время жизни на небесах он имеет обличье мужчины с четырьмя лицами и четырьмя тысячами крыльев. Все тело его состоит из глаз и языков, число которых соответствует количеству людей, населяющих Землю;
- Болезненность извлечения души зависит от соотношения хороших и плохих поступков. Чем больше добрых дел совершено, тем меньше боли испытает человек при встрече с Маляк аль-маутом;
- Исполнив свою обязанность, он вычеркивает имя умершего из книги жизни. Последним в этом списке значится он сам;
- Смерть в исламе имеет особое толкование. Это не конец жизни, а ее продолжение в новой форме. Поэтому Ангел, ее несущий, является помощником Всевышнего (Аллаха) и относится к нему «с самым глубоким почтением»;
- В некоторых мусульманских источниках описаны беседы Маляк аль-маута с пророками. Участником самой известной из них был Моисей. Идрис (так зовут пророка в исламском прочтении) предложил своему визави еду, но тот отказался. Затем ангел показал своему спутнику небеса.
Образ Марены у славян
Если у большинства европейских и азиатских народов Смерть имеет мужское обличье, то у славян – женское:
- Первое упоминание мифологического персонажа с именем Марена датируется XII веком. Предназначение его выдает этимология, а именно индоевропейский корень «мор», который встречается в слове «умирать» и даже в имени римского бога войны Марса;
- Народы Восточной Европы имеют давнюю традицию сжигания чучела Марены в конце зимы – начале весны. Обычай сопровождается народными гуляниями и символизирует конец темных зимних дней, победу жизни;
- В момент сожжения божество предстает в виде соломенного чучела, наряженного в яркую, весеннюю одежду. Иногда для этой цели использовали свадебное платье или рубаху последнего умершего на селе;
- В редких случаях чучело божества предают воде. Утопление символизирует спускание Марены в подземный мир, откуда она восстанет в начале следующей зимы. Также тем самым народ пытается задобрить духов воды и обеспечить хороший урожай.
Почему Смерть с косой?
Данное сельскохозяйственное орудие является неизменным атрибутом сверхъестественного существа, сопровождающего человека в мир мертвых.
Существует несколько версий, объясняющих данный факт:
- Коса является символом сбора урожая. Человек с помощью этого инструмента собирает то, что земля родила за несколько теплых месяцев. Точно так же Мрачный Жнец забирает с собой тех, чье время уже пришло;
- Еще в Древне Египте любое острое агротехническое орудие могло быть в любой момент использовано для убийства. Так, крестьяне применяли серпы в восстаниях против деспотической власти. Некоторые образцы холодного оружия до сих пор напоминают внешне серп или косу;
- Изогнутое лезвие косы (серпа) является символом Луны, которая в свою очередь, символизирует скоротечность человеческого существования (вспомнить хотя бы знаменитое «ничто не вечно под луной»).
Этот образ широко тиражируется балтийскими, славянскими и германскими народами лишь с некоторыми отличиями. Так, если скандинаво-германская традиция наряжает Жнеца в черные одежды, то польская (и в целом славянская) – в белые.
«Memento mori», – гласит известная латинская поговорка. Рано или поздно даже самым богатым и сильным из нас придется встретиться лицом к лицу с бледнолицей и костлявой старухой. Она забирает человеческую душу, словно новый урожай (зачем Смерти коса и нужна) и отправляется с ней в рай или ад, в зависимости от поступков умершего.
Видео: притча о Смерти и ее косе
В данном ролике Тимур Добролюбов расскажет жуткую притчу, в которой рассказывается, как у Смерти оказалась коса, для чего она ей понадобилась:
Почему смерть изображается с косой?
Символика смерти в разных культурах неоднозначна. Нередко за переход человека в потусторонний мир отвечали и боги, и демоны. Их образы, даже в одной и той же религии, были многоликими. В силу того, что люди страшились ухода из жизни, облик смерти рисовали преимущественно устрашающим и безобразным. Образ костлявой женщины с косой зародился в глубокой древности.
Вначале смерть ассоциировали со скелетом в черном плаще . Зловещий призрак приходил за теми, чьи жизненные часы достигли последней черты. В Древней Греции Бога Смерти Танатоса изображали с мечом . Он проводил последний ритуал, срезая с умирающего прядь волос , после чего душа уносилась с ним в Царство Мертвых.
Откуда взялся образ смерти с косой
Есть версия, что смерть с косой приходит к беднякам . К знатным особам стучится смерть с мечом. По другой версии, причина кроется в том, что в древней мифологии боги, отвечающие за переправу душ в загробный мир, одновременно были богами плодородия. Возможно, поэтому в сознании людей предание человека земле ассоциировалось с аграрной атрибутикой .
Осирис — царь загробного мира у древних египтян Морена (Мара) — богиня зимы и смерти у славянНередко костлявую изображают не с косой, а с серпом. Бог Египта Осирис , который отвечал за плодородный урожай в долине Нила, одновременно выступал правителем Царства Мертвых, при этом всегда изображался с серпом .
Позже образ смерти изображал старик — в своих руках он держал серп и песочные часы . Легенда гласит, что это древнегреческий Бог Харон , который переправлял души в мир иной и за это брал монетку. Отсюда пошла традиция класть монету покойному под язык. Если монетки не оказывалось, Харон отсекал серпом голову.
Серп присутствовал в символике славянской женщины по имени Морена . Этим орудием она отрезала умирающему невидимые жизненные нити. При этом она была сестрой Живы, в чьи задачи входило возрождение природы и хороший урожай.
Постепенно серп заменялся косой , которая тоже является атрибутом для земледельческих работ. К тому же серп выглядит, как молодой месяц, который, словно человек, рождается, живет какое-то время, стареет и умирает.
Откуда появилась коса?
Серповидные клинки были популярны у воинов, которые часто погибали на полях сражений и принимали смерть. А вот, у крестьян часто присутствовал модифицированный серп — новаторское орудие на длинной ручке и с удлиненным клинком. Таким орудием легче было захватывать колоски, да и вражеские головы косить было намного быстрее.
В 14 веке, во время легочной чумы , которая косила всех подряд, в Европе стал появляться персонифицированный образ смерти в виде жнеца с косой . Мрачный скелет в черном развивающемся балахоне держал в руке косу, чем приводил в ужас одним только своим видом. Иногда его изображали восседающим на коне , подчеркивая масштабность трагедии.
Как смерть предстала в облике женщины?
Так сложилось, что постепенно страшный, иссохший жнец с косой стал заменяться женским обликом . Возможно, в народных представлениях женский образ больше подходил на такую роль.
В древней Элладе с богиней Деметрой был связан ритуал, который проводился каждую весну. Чтобы получить хороший урожай, жнецы выбирали жертву, убивали ее, а тело закапывали в землю . После этого обряда приступали к засеванию поля. Кровавый ритуал объяснялся тем, что смерть являет собой продолжение жизни . Как незрелое зерно кладут в землю, чтобы в будущем оно проросло и дало урожай, так и жертву убивали и зарывали в землю, которую называли Матерью Земли, чтобы она дала начало новым живым сущностям.
Преимущественно у русских людей смерть стала изображаться в виде костлявой старухи . Причем сначала ее представляли в облике высокой женской фигуры с длинными, растрепанными волосами и скорбящим лицом. Постепенно образ принимал зловещие очертания, и в конечном итоге облик смерти предстает в том виде, в котором дошел до наших дней.
Белорусы представляли смерть аналогично — в виде зубастой старухи с острой косой. Исключение составлял наряд — это был белый саван.
Почему у смерти женское лицо?
Как мы видим, облик смерти в разных религиях и культурах претерпевал изменения с течением времени. В своем большинстве смерть рисовали в образах: жнеца, скелета, ведьмы, кикиморы.
В руках у них были мечи, серпы, косы, песочные часы, как символ уходящей жизни . В конечном итоге, предвестницей кончины стал женский образ. Возможно, это связано с тем, что женщина ассоциируется с этапами жизни . Она дарит новую жизнь, вынашивая ребенка, она же вправе быть причастной к таинству смерти. Логику рассуждений подтверждает религиозная мифология многих народов, где смерть выступает лишь как новый этап , переход в другое состояние и вечную жизнь.
Читайте также:
- Летучая мышь — символизм, значение
- «Мертвая голова» древняя символика
- Символика смерти в древности
- Смерть в живописи и искусстве
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ
Копирование текстовых и фото материалов с сайта ЗАПРЕЩЕНО!
Незаконное использование выявляется и преследуется по закону РФ.
Источники:
- https://1-vopros.ru/1109-zachem-smerti-kosa.html
- https://pqd.ru/pochemu-smert-izobrazhaetsya-s-kosoj/