Брацлавские хасиды в Умани, кто они и зачем приезжают на Новый год
Паломничество хасидов: благо или проблема для Украины?
Приближающееся празднование еврейского Нового года, который на этот раз отмечается 7-8 сентября, способствует обострению межнациональных конфликтов в Украине. Ежегодное массовое паломничество евреев-хасидов в город Умань (Черкасская область) становится масштабной проблемой для страны
Причина — спекуляции националистов и других политических сил страны на этом паломничестве.
21 июля в селе Торговица, расположенном в сорока километрах от Умани, произошло нападение на представителя еврейской общины. Учитель школы-хедера играл на детской площадке с детьми и женой, а один из местных жителей без всякого повода набросился на него с кулаками при полном равнодушии со стороны окружающих.
«Когда хасид предпринял попытку получить защиту в отделении почты (где присутствует видеокамера), которое находится недалеко от площадки, — ему сказали, что он не может там находиться, и выгнали. После выхода на улицу хасид опять получил ряд ударов, был повален на землю и получал удары ногами», — рассказывает об инциденте издание Jewish News.
22 июля 2021, 19:59Учитель хедера скрылся от преследователей на своем автомобиле, однако они устроили за ним погоню на трассе. И хотя хасид зафиксировал автомобильный номер преследователей, некоторое время представители правоохранительных органов не хотели возбуждать уголовное дело. Позже, правда, они задержали нападавшего и водителя автомобиля, на котором осуществлялась погоня. Отметим, что подобные случаи в отношении хасидов далеко не редкость в стране, хотя власти всячески отвергают наличие антисемитизма.
Почему хасиды стремятся в Умань и какое значение они имеют для города
Рош ха-Шана — это праздник начала Нового года для тех, кто исповедует иудаизм. Обычно его отмечают в сентябре — начале ноября. В это время хасиды приезжают в Умань, поскольку здесь находится могила их духовного лидера — цадика Нахмана, основателя брацлавского хасидизма. Каждый еврей, исповедующий хасидизм, считает, что хотя бы раз в жизни нужно побывать на месте его захоронения. Это является хорошей приметой того, что весь следующий год будет счастливым.
Цадик Нахман перебрался в Умань перед смертью. Он пожелал, чтобы его похоронили рядом с жертвами резни времен Колиивщины. При Леониде Кравчуке Украина разрешила переместить останки в Иерусалим, но этому воспротивились брацлавские хасиды, поскольку это противоречило бы его последней воле. За последнее десятилетие количество паломников в небольшой город в Черкасской области увеличивалось, доходя до 30-40 тыс., а непосредственно в дни еврейского Нового года — даже до 70-80 тыс.
В Умани существует даже свой еврейский квартал. Это улица Пушкина, где похоронен проповедник хасидизма Рабби Нахман. Здесь не слышно русской или украинской речи. Все вывески — на иврите, местные жители носят кипы и крутят пейсы, в магазинах и кафе вместо гривен расплачиваются долларами или евро. В ресторанах подают исключительно кошерную еду. За время паломничества евреи успели выкупить около могилы Рабби Нахмана почти всю недвижимость. Еврейская община создала для себя отдельные больницы, рестораны, отели и даже больницы со скорой помощью.
Умань — весьма небольшой город с населением чуть более 80 тыс. человек. Из достопримечательностей там находится лишь национальный парк «Софиевка», для осмотра которого достаточно всего одного дня, а экскурсии можно проводить только в весенне-летний период. По сути, город живет исключительно за счет паломников-евреев из разных стран, в основном богатых американских и более скромных, но тоже небедных граждан Израиля. Поэтому особой исторической неприязни к людям в шляпах и с пейсами большинство местных жителей не испытывают.
23 мая 2021, 10:09В период, предшествующий Рош ха-Шану, в городе сдается все, что можно. Стоимость жилья взлетает в разы: чтобы расселить всех паломников, предлагаются гаражи, балконы и сараи по 250-300 долларов, а квартиры — от 500–1000 долларов за день. Что уж говорить про различные гостиницы. К примеру, проживание в одном из отелей Умани во время еврейского Нового года обходится хасидам в 10 тысяч долларов. Солидные деньги получают работники местных такси, рынков и индустрии развлечений, которые резко взвинчивают цены на свои услуги. Местные жители рассчитывают заработать за месяц столько, чтобы потом хватило на весь следующий год. Правда, в связи с пандемией коронавируса в 2020 году поток паломников серьезно упал, что не могло не отразиться на доходах граждан.
Националисты спекулируют на недовольстве местных жителей
Не обходится, естественно, и без проблемных моментов. К таковым следует отнести чрезмерную засоренность города. Во время празднования Нового года городские службы не успевают убирать улицы Умани, вывозя при этом мусор из урн дважды в день. Горы отходов просто заполоняют Умань, поскольку во время бурных гуляний у хасидов не принято убирать. Кроме того, еще одной претензией к хасидам является их чрезмерное внимание к местным девушкам, которых они используют для сексуальных утех, считая гораздо ниже себя. Иногда не в меру разбушевавшиеся гости даже умудрялись рушить заборы на культовых объектах. В социальных сетях, с одной стороны, слышатся возмущенные голоса тех, кто устал от бедлама хасидов. Однако другие отмечают, что они — важный фактор для экономики города.
На настроениях недовольных активно спекулируют украинские националисты, пытаясь вбрасывать в массы откровенно антисемитские настроения. Это работает в основном на неокрепших умах молодежи. Еще в домайданные времена ВО «Свобода» проводило марши против хасидов, утверждая, что они колонизируют Умань, а власть своей преступной бездеятельностью помогает им это делать. Позже эстафету у них переняли «Правый сектор»*, «Нацкорпус» и тому подобные организации поменьше, подняв на щит знамя Колиивщины во время разнообразных факельных шествий, а также вступая с евреями-паломниками в открытые уличные столкновения.
23 апреля 2021, 14:07Такое имело место в августе прошлого года, когда украинская власть не могла определиться с тем, пускает она или не пускает хасидов в страну. Толпа местных жителей остановила микроавтобус с паломниками, что привело к стычке с правоохранителями, которые заявили, что паломникам въезд не запрещен. А 10 января 2020 года вооруженные ножами и палками погромщики напали на уманских евреев, собравшихся возле могилы цадика Нахмана. По словам очевидцев, полицейские «просто стояли и смотрели, что происходит», хотя четверо членов еврейской общины попали в результате в больницу. Правоохранители потворствуют таким ситуациям, поскольку зачастую за подобные выходки молодчики остаются безнаказанными. Естественно, это негативным образом отражается на имидже Украины за рубежом.
Таким образом, проблема хасидов неоднозначна и имеет несколько аспектов. Националисты своей юдофобией, выдержанной в типичном гитлеровском духе, конечно, дискредитируют страну. И такое постыдное явление, безусловно, должно пресекаться в рамках закона. Но, с другой стороны, хасидам порой тоже нужно не забывать, что они не дома, а в гостях, и проявлять уважение к общепринятым порядкам и традициям местного населения.
*Деятельность организации запрещена на территории РФ.
Брацлавские хасиды в Умани, кто они и зачем приезжают на Новый год?
Умань – город в Черкасской области Украины, который называют маленьким Израилем. В отличие от других районов страны, здесь постоянно растет численность евреев, а, именно, одного из ортодоксальных течений – хасидов. Еще город известен тем, что паломники едут в Украину отмечать иудейский Новый год. И некоторые остаются насовсем. Рассмотрим, почему хасиды приезжают праздновать именно сюда, и какова история развития хасидизма в Умани.
Содержание
- Что такое хасидизм
- Что такое хасидизм
Рабби Нахман и история брацлавского хасидизма - Почему хасиды празднуют Новый год в Умани?
- История Умани
Что такое хасидизм
Хасидизм – ортодоксальное религиозное течение в иудаизме. Дословно переводится как «учение благочестия». В XVIII веке оно быстро распространилось среди евреев, живущих в Речи Посполитой и на прилегающих территориях.
Основоположник хасидизма – рабби Исраэль бен Элиэзер (Баал Шем Тов, или Бешт). Его учение во многом основывается на каббале и отличается мистицизмом. Он считал, что путем радостных, экстатических молитв и религиозного созерцания каждому под силу достичь духовных высот. При этом весьма важна личность ребе – наставника, поскольку он выступает в роли посредника между человеком и Богом.
После смерти Бешта и его преемника рабби Дов Беера из Межрича, хасидизм разделился на множество направлений, называемых также дворами (на ивр. хацер). Во главе каждого из этих течений стоит ребе, или адмор. Одно из таких направлений представляют брацлавские (или бреславские) хасиды.
Рабби Нахман и история брацлавского хасидизма
Основоположником этого течения был рабби Нахман – правнук основателя хасидского движения Баал Шем Това. Его родина – поселок городского типа Меджибож в Летичевском районе Хмельницкой области Украины.
Праведник появился на свет 1 нисана 5532 (1772) года в семье близкого друга и ученика Баал Шем Това рабби Нахмана из Городенки и внучки Бешта – ребецин Фейги.
Будущий цадик рос среди хасидов. Много времени посвящал молитвам, изучению Танаха и Талмуда. После женитьбы сразу после Бар-мицвы продолжил духовно совершенствоваться, стремился полностью контролировать плоть и желания. Свою духовную работу он держал в тайне, а при посторонних вел себя, ничем не выделяясь среди них.
По словам самого рабби Нахмана, огромное значение в его становлении как духовного наставника хасидов имели сердечные молитвы и беседы со Всевышним.
Его старания в самосовершенствовании не прошли даром, и уже с 16 лет рабби Нахмана окружали многочисленные ученики и последователи. Праведник побывал в Израиле, некоторое время жил в городе Тверия, который был центром движения хасидов в Палестине. Но добраться до Иерусалима так и не смог из-за нашествия Наполеона. Путешествие способствовало духовному росту, дало возможность глубже постичь Тору.
Вскоре рабби Нахман вместе с семьей переехал в городок Брацлав Подольской губернии. Именно здесь праведник стал ближе всего к духовному идеалу. Наставник хасидов полностью освободился от пагубных человеческих страстей, знал содержание всех священных книг, его взору было открыто их истинное значение. В то же время он продолжал изучать Тору так, как будто видел ее впервые, и говорил, что в познании Творца и его Писаний нет предела.
В Брацлав начали стекаться хасиды со всей Украины. Рабби Нахман обучал последователей чистосердечной молитве, разговорам со Всевышнем, как с близким другом, жизни сегодняшним днем.
Особое место в учении ребе занимало отношение между лидером общины и ее членами. Бреславскому хасиду следует отказаться от собственных суждений и внимать словам духовного наставника, – говорил он. При этом нужно постоянно самоочищаться и не впадать в уныние, поскольку это злейший враг веры.
Учение духовного наставника хасидов рабби Нахмана сохранилось в ряде книг, которые были изданы уже после его смерти.
Но в Брацлаве рабби Нахмана настигла череда утрат: за 4 года cскончались оба его сына и жена, сгорел дом, а сам цадик заболел туберкулезом. После этих событий он уехал в Умань, где умер в возрасте 38 лет.
Сотни хасидов приезжали в город и при жизни праведника, и после его смерти. За рабби Нахманом в Умань прибыл и его самый близкий ученик – рабби Натан Штернгарц. Именно он систематизировал и передал хасидам духовное наследие праведника. Сам цадик сжег большинство своих рукописей. Во многом благодаря ученику рабби Нахмана брацлавский хасидизм стал одним из самых многочисленных течений в мире.
Почему хасиды празднуют Новый год в Умани?
Ежегодно в Умань едут до 40 тысяч бреславских хасидов со всего мира. Собираются целыми общинами, берут с собой детей, в основном жители США, Израиля и Франции.
Для хасидов празднование еврейского Нового года – Рош а-Шана (так же Рош га-Шана или Рош ха-Шана) в Умани не случайно. В городе покоится основоположник брацлавского хасидизма, их духовный наставник рабби Нахман. Место его захоронения – одно из самых значимых и чтимых мест Брацлавских хасидов, центр паломничества в Украине.
Рабби Нахман приехал сюда в 1808 году. Он пожелал умереть в Умани: там расположено кладбище, где похоронены жертвы резни 1768 года. По разным данным во время этих событий погибло 12 до 30 тысяч человек. Рабби хотел, чтобы его похоронили вместе с мучениками.
Он умер вскоре после Рош а-Шана, поэтому и появилась традиция праздновать Новый год в Умани. Но и в другое время могила цадика не пустует. Многие люди, не одни лишь хасиды, молятся здесь и просят благословения у Всевышнего.
В 1990-х годах могилу рабби Нахмана собирались перенести в Израиль. Однако мнение бреславских хасидов было прямо противоположным. Если останки перенесут, значит, нарушится завет цадика на захоронение в Умани. Была попытка выкрасть прах, но ее своевременно пресекла украинская милиция.
Хасиды в Умани отмечают Новый год в середине сентября – первой половине октября, в новолуние месяца тишрей. Празднование длится 2 дня и начинается накануне, поскольку в иудейском календаре следующий день наступает с заходом солнца.
Первыми, примерно за неделю до Нового года, в город прибывают состоятельные хасиды. Они могут позволить себе долго находиться в другой стране. Массовое паломничество начинается за 3–4 дня до праздника. Жители Умани готовятся к встрече – предлагают услуги такси, сдают в аренду квартиры. Отель, построенный для паломников, не может вместить всех желающих.
Периметр, где собираются хасиды, оцепляют правоохранительные органы. Посторонним заходить туда запрещают. Но событие широко освещается в новостях. Примечательно, что в еврейских кварталах Умани указатели и вывески дублируются на английском языке и иврите. В магазинах и лавках можно расплачиваться не только гривнами, но и долларами.
Паломники-хасиды в Умани большую часть времени посвящают молитвам, у могилы рабби Нахмана всегда столпотворение. Люди пишут записки с просьбами к цадику и складывают в специальные ящики.
К сведению. Для бреславских хасидов поездка в Умань – священный долг. Те, кто не могут совершить паломничество самостоятельно, получают материальную поддержку от благотворительных фондов.
История Умани
Умань – старинный украинский город, впервые упоминающийся в летописях в 1616 году. По одной из версий, его название происходит от ивритского слова «амен» или «омейн», что означает «верно» или «истинно».
Город основали как казацкую крепость. В первой половине XVII века местечко Гумань (так тогда называлась Умань) было частью Речи Посполитой. Им владел Валентий Александр Калиновский – староста винницкий, брацлавский и каменецкий. Он построил здесь укрепленный замок.
Когда в 1652 году погиб его сын Мартин Калиновский, бывший последним наследником, и земли перешли к польскому роду Потоцких. В городе стали обосновываться евреи. Они имели равный с поляками правовой статус и получили покровительство короля Речи Посполитой. Так началась история евреев в Умани.
В 1749 году на город напали гайдамаки, выступавшие против феодально-крепостного гнета Речи Посполитой. В результате часть Умани была уничтожена, а многие жители, в том числе евреи – убиты.
Новый владелец восстанавливает замок, с разрешения короля каждый год устраивает в городе ярмарки, приглашает купцов из Турции, Сербии, Израиля. С получением Магдебургского права в 1760 году Умань становится центром денежно-товарного обмена. Количество евреев увеличивается до 450 человек.
В 1768 году в период гайдамацкого восстания за стенами города искали убежище множество евреев из окрестностей. Они передали защитникам замка крупную сумму денег для поднятия их боевого духа. Но все оказалось напрасным.
Когда к Умани приблизились повстанцы, губернатор отправил против них отряд казаков под командованием Ивана Гонты. Однако те перешли на сторону врага. Получив дополнительные силы, гайдамаки взяли Умань и учинили жестокую резню. В большинстве своем это были евреи, но также пострадали поляки и русины-униаты.
К сведению. Позже Гонту казнили поляки – живьем содрали кожу и четвертовали. Многих гайдамаков повесили. Их предводителя, Максима Железняка, сослали в Сибирь как русского подданного.
В 1793 году после второго раздела Польши Умань вместе со всей Правобережной Украиной стала частью Российской империи. К 1801 году большую часть населения (58%) составляли евреи.
Евреи, как правило, занимались ремеслом и держали мелкие лавки. Некоторые владели крупными ювелирными, продовольственными и канцелярскими магазинами, а также предприятиями в Умани. Большая часть объектов сосредоточилась в средней части города, где находились многие синагоги.
На окраине Умани сформировался другой квартал, Нижний еврейский, или Раковка, где жили евреи-бедняки. Центром стала городская Хоральная синагога. Она находилась на вершине холма – Верхней еврейской улице. Вниз шла тесная застройка напоминающих мазанки домов. Она вела к базару и заездам – небольшим гостиницам.
Когда рабби Нахман умер, около Хоральной синагоги построили хасидскую. Праведник желал, чтобы у хасидов в Умани были общие места для молитв. Он и сам посещал Хоральную синагогу. Но под давлением окружающих начал строительство отдельного молитвенного дома.
К сведению. По данным за 1914 год 56,2 % жителей Умани (28267 человек) были евреями.
В 1919 году случилась череда еврейских погромов. В результате одного из них по приблизительным подсчетам погибло 350 человек. Среди нападавших были красноармейцы, войска Директории, крестьяне, вооруженные косами, граблями и палками.
После Октябрьской революции началось переселение евреев в Черкассы и другие крупные населенные пункты. В 1939 году евреи составляли уже только 30 % (13233 человек) от численности населения.
В конце июля – начале августа 1941 года под Уманью произошло сражение группы армий вермахта и советских войск. Город был окружен и захвачен фашистами. В нем оставались примерно 15000 местных и бежавших из оккупированных районов евреев. Нацисты тут же уничтожили 80 из них. Позже еще 1000 человек удушили газом, 1412 – расстреляли.
В октябре у евреев отобрали почти всю собственность и выселили в Раковку. 8 октября в Умани провели «акцию» по уничтожению. Тогда погибло 6000 человек – 5400 местных и 600 пленных. Оккупанты не щадили и тех, кто помогал евреям скрыться. Еще через 14 дней, на окраине города убили примерно 10000 евреев, тела сбросили в глубокие ямы.
После этого в Умани осталось около 1800 евреев, которых поселили в гетто (упразднено в 1942 году). В общей сложности во время Второй мировой войны нацисты уничтожили от 20000 до 25000 евреев из самого города и ближайших сел.
С окончанием войны в Умань стали возвращаться эвакуированные евреи. Однако советы отдали под жилищное строительство территорию старинного кладбища и разрушили место (огель), где покоится рабби Нахман. В ходе хрущевской антирелигиозной кампании упразднили единственную оставшуюся синагогу.
К сведению. К 1959 г. в Умани жило примерно 2200 евреев (5% от общей численности), к началу 1970-х гг. – около 1000.
Когда Украина получила независимость, хасиды снова стали посещать Умань. На месте упокоения рабби Нахмана возвели синагогу, а квартал вокруг нее постепенно приобрел современный вид. Сейчас в городе существует 2 еврейские общины: маленькая местная и брацлавские хасиды.
Йад Ицхак - Израильский фонд
помощи нуждающимся русскоязычным семьямИсточники:
- https://ukraina.ru/20210726/1031916556.html
- https://yadyitzchok.org/jewish_traditions/bratslavskiye-khasidy/