История Карабаха

Обсудить

История Нагорного Карабаха

Во времена существования Великой Армении (с конца IV века до н. э. вплоть до 428 года н. э.) территория современного Нагорного Карабаха считалась десятой провинцией этого государства — Арцахом. Начиная со средних веков, эта земля успела побывать под управлением албанцев, объявить независимость, вернуться под контроль армянских царей, перейти в состав туркоманских государств.

По словам политолога Андрея Суздальцева, это место всегда было территорией столкновения двух этнических волн, между которыми постоянно шла борьба за власть. С юга шло армянское население, а с востока — тюркское. В 17–18-м веках это было место дислокации кочевых племён, которых когда-то называли «кавказские татары» — они стали костяком азербайджанской нации. В начале 19-го века местные тюрки ещё именовали себя Карабахским ханством.

В 1813 году после русско-персидской войны это ханство по условиям мирного договора перешло к Российской империи. В 1822 году его преобразовали в Карабахскую провинцию, а с 1840 года она стала Шушинским уездом Каспийской области. Шуша была пятым по величине городом Закавказья и одним из ведущих центров закавказских культур.

На протяжении почти всей этой истории армянское влияние на этот регион было весьма значительным. Большая часть населения оставалась армянской, хотя и пережила несколько периодов эмиграции. Но в Нагорном Карабахе жили и азербайджанцы, и турки, и иранцы, и татары.

Национальное многообразие не раз становилось источником массовых этнических конфликтов. Например, в 1905 году в результате армяно-татарской резни в Шуше сожгли 240 домов и убили 318 человек, столкновения прошли во всех районах со смешанным населением.

Руины армянской половины Шуши после разрушения города азербайджанскими войсками. В центре: изуродованный армянский собор, 1920 год

Советские власти в 1921 году закрепили Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской ССР, предоставив региону широкую областную автономию. В дальнейшем руководство Армянской ССР неоднократно поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха в её состав.

В 1980-х годах во время перестройки во многих республиках СССР происходил подъём национальных настроений и межобщинных конфликтов. На этом фоне армяне вспомнили о своих правах и интересах и потребовали восстановления исторической справедливости.

К моменту развала Союза вопрос принадлежности Карабаха перерос масштабы локальной проблемы и превратился в открытую конфронтацию между двумя соседними республиками. Когда Армения и Азербайджан обрели независимость, Совет народных депутатов Нагорного Карабаха тоже объявил об образовании независимой Нагорно-Карабахской Республики (НКР). В ответ на это 25 сентября 1991 года Азербайджан начал обстрел столицы региона Степанакерта.

Пожилая жительница Нагорного Карабаха разговаривает с военнослужащим, 1989 год © Сергей Титов / РИА Новости

Статус территории при этом остался неопределённым — Армения не возражала против провозглашённой независимости НКР, сохраняя влияние в регионе, но считала, что рано или поздно он вернётся под её контроль. Азербайджан продолжал настаивать на том, что это его территория. При этом под контролем НКР оказался Лачинский коридор, имеющий стратегическое значение для обеих стран.

Экономика региона в результате войны оказалась почти полностью уничтожена. Но так как территория НКР богата полезными ископаемыми, прежде всего металлами и минералами, с инвестициями армянской диаспоры непризнанной республике удалось восстановить экономическую жизнь. Там появились новые заводы и фабрики, малые предприятия, виноградники, туристическая инфраструктура. И, конечно, разрабатываемые месторождения — хотя Азербайджан считает любую добычу там незаконной и регулярно обещает потребовать возмещения ущерба в международном суде. На следующие 26 лет в регионе воцарился хрупкий мир, иногда разбавляемый инцидентами вдоль линии фронта. К 2017 году население небольшой республики выросло до почти 150 тысяч человек. Живущие здесь армяне и оставшиеся азербайджанцы отстраивали разрушенные дома, развивали бизнес и надеялись, что за время перемирия статус спорной территории как-то разрешится. Но вместо поиска компромисса стороны ставили друг другу взаимно неприемлемые условия, и в конечном итоге затишью пришёл конец.

Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), г. Степанакерт. Стихийный митинг жителей города у здания комендатуры с требованием освободить задержанных в ходе проверки паспортного режима, 1989 год

© Сергей Титов / РИА Новости

Азербайджан, в результате событий 1990-х потерявший контроль над территорией НКР, все эти годы готовился к силовому решению конфликта. Международное сообщество, не признавшее суверенитет закавказской республики, поддерживало Азербайджан в его притязаниях и активно поставляло ему оружие, что очень беспокоило армян.

Армянский солдат стреляет из артиллерийского орудия во время боёв с азербайджанскими войсками в сепаратистском регионе Нагорного Карабаха, 2020 год

© Armenian Defense Ministry / Associated Press / East News

По новому трёхстороннему договору о перемирии Азербайджан вернул себе контроль над семью районами Нагорного Карабаха, в том числе заполучив такие символы этого региона, как Шуша и Гадрут. В итоге Азербайджан занял 70% непризнанной республики, вернув туда азербайджанское население, а местные армяне массово стали беженцами.

Нагорный Карабах сейчас: переговоры и эскалации

При этом были предприняты попытки для мирного урегулирования. 6 октября 2022 года в Праге прошла четырёхсторонняя встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьера Армении Никола Пашиняна, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Франции Эммануила Макрона. По итогам азербайджанская и армянская сторона подписали заявление о признании границ друг друга в рамках соглашений 1991 года. Позже страны снова заявили о признании территориальной целостности друг друга на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве. Но, как подчеркнул Пашинян, это возможно только при условии гарантий безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. А с ними у Еревана остаются вопросы.

Родственники и друзья погибших за шесть недель боев за контроль над спорным регионом Нагорного Карабаха посещают военно-мемориальное кладбище Ераблур в Ереване, 2022 год

© KAREN MINASYAN/AFP/East News

Блокада Нагорного Карабаха

С 12 декабря 2022 года обстановка в регионе осложнилась из-за начавшейся транспортно-энергетической блокады оставшейся армянской части Нагорного Карабаха.

Всё началось под видом акции «экоактивистов», выступавших против «незаконной эксплуатации природных ресурсов» и предположительно поддерживаемых азербайджанским правительством. Они перекрыли трассу Степанакерт — Горис в районе города Шуши. Тем самым заблокированным оказался Лачинский коридор — единственная дорога, связывавшая республику с Арменией, свободное передвижение по которой было гарантировано трёхсторонними договорённостями 2020 года. Обеспечивать движение по Лачинскому коридору должны были российские миротворцы, однако, когда Пашинян призвал Россию помочь с разрешением кризиса, российская сторона заявила, что у неё нет мандата от Баку на подобные действия.

Несмотря на решение международного суда, требования Армении так и остались не выполненными. В июне 2023 года Азербайджан заблокировал даже гуманитарные перевозки. Для снабжения Нагорного Карабаха Баку предложил альтернативную, подконтрольную себе дорогу через расположенный к востоку город Агдам, но власти НКР отвергли это предложение. На сентябрь 2023 года армянские районы Нагорно-Карабахской республики остаются закрытыми для ввоза товаров, местные жители испытывают проблемы с продовольствием. Некоторые жители НКР смогли переехать в Армению с помощью Красного Креста и российских миротворцев, но несколько тысяч армян остаются в своих домах в Нагорном Карабахе.

Кроме того, остаётся проблема беженцев, покинувших свои населённые пункты во время войны 2020 года. Де-юре им гарантировано трёхсторонним договором возвращение в свои дома на территории НКР, даже если они перешли под юрисдикцию Азербайджана. Но де-факто несколько десятков тысяч человек из-за блокады лишены этой возможности. В сентябре 2023 года в регионе назрело новое обострение конфликта. Поводом стало стягивание Азербайджаном войск и военной техники к границе НКР с Арменией. Армения восприняла это как угрозу агрессии уже против её суверенных территорий, хотя в Азербайджане такие обвинения называют не иначе как «политическими манипуляциями». На этом фоне в интервью европейской газете Politico премьер Армении Никол Пашинян заявил, что признаёт Нагорный Карабах частью Азербайджана, но считает должным защитить регион от этнических чисток.

Премьер-министр Никол Пашинян дал интервью изданию Politico

Военная операция Азербайджана 19 сентября 2023 года

19 сентября Минобороны Азербайджана заявило о начале «локальных антитеррористических мероприятий» в Карабахе. Ведомство обвинило Армению в обстрелах, минировании территорий и усовершенствовании боевых позиций — это и стало поводом для спецоперации.

В этот же день начался массированный артобстрел, сообщил бывший госминистр непризнанной республики Рубен Варданян. При этом Баку пообещал не трогать «гражданское население и объекты гражданской инфраструктуры» в Карабахе. Жители Нагорного Карабаха публиковали видео обстрелов со стороны Азербайджана. Они отмечали, что под удары попадают и гражданские объекты. 20 сентября омбудсмен Армении Анаит Манасян заявила, что в результате обстрелов азербайджанской армии за первые сутки погибло 32 жителя Нагорного Карабаха, более 200 получили ранения. Из погибших мирных двое — дети, ещё 13 детей ранено и находится в больницах в состоянии разной степени тяжести. Раненых с помощью миссии Красного Креста перевозят из НКР в Армению, так как из-за блокады Лачинского коридора получить медицинскую помощь на местах они не могут.

Армения оказалась в сложной ситуации: вся предыдущая дипломатическая линия Никола Пашиняна, пошедшего на огромные уступки Азербайджану и фактически отказавшегося от притязаний Армении и поддержки независимости Карабаха, не смогла предотвратить возобновление боевых действий в регионе. Уже к середине дня 19 сентября в центре Еревана собрался многотысячный стихийный митинг. Протестующие требовали отреагировать на атаку и защитить карабахских армян, называли премьер-министра предателем и обвиняли его в развязывании конфликта с Азербайджаном. Митингующие вышли к зданию правительства Армении и перекрыли проспект, ведущий к нему. На сдерживание протестующих подняли силовиков, однако последних отчётливо теснили, пытаясь прорваться в Дом правительства. Лидеры оппозиции пообещали повторить митинг вечером 20 сентября. В свою очередь, Пашинян пообещал отреагировать на любые попытки государственного переворота и заявил, что ожидает помощи по стабилизации ситуации в регионе от российских миротворцев. Однако позже секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян обвинил Россию в невыполнении обязательств по Карабаху и заявил, что Москва давно сотрудничает с Азербайджаном и с 2011 года продаёт Баку оружие.

Реакция западных стран была обеспокоенной, но сдержанной. ЕС призвал Баку и Ереван к диалогу, а Франция потребовала созвать экстренное заседание Совбеза ООН по ситуации в Карабахе. Москва, в свою очередь, призвала Баку и Ереван следовать договорённостям 2020 года и заявила о том, что ведёт переговоры с обеими сторонами конфликта, но, пока опасность не угрожает российским миротворцам в регионе, не имеет права вмешиваться в конфликт военной силой. Тем не менее к утру 20 сентября миротворцы помогли эвакуировать из опасных районов НКР более 2000 человек.

Утром 20 сентября власти Карабаха объявили о прекращении огня по предложению российских миротворцев с 13:00 того же дня.

Также в числе договорённостей были:

Часть лиц из этого списка, представлявших руководство непризнанной республики, решили сдаться добровольно, как это сделал бывший министр иностранных дел НКР Давид Бабаян. Других Азербайджан объявил в розыск.

Так, 28 сентября на азербайджанском КПП на границе с Арменией задержали российско-армянского миллиардера Рубена Варданяна, бывшего главу правительства Нагорного Карабаха (с ноября 2022 года по февраль 2023-го). Баку предъявил ему обвинение в финансировании терроризма и участии в создании или деятельности незаконных вооружённых формирований, а также незаконном пересечении госграницы.

29 сентября президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Шахраманян подписал указ, согласно которому до 1 января 2024 года все государственные учреждения и организации НКР должны быть распущены, а сама непризнанная республика — прекратить своё существование.

Населению Нагорного Карабаха, в том числе находящимся за пределами республики, после вступления указа в силу предписано ознакомиться с условиями реинтеграции, представленными Азербайджаном, чтобы затем самостоятельно решить, оставаться ли в регионе. Тем, кто решит покинуть Арцах, будет предоставлен беспрепятственный проезд в Армению по Лачинскому коридору, в том числе сложившим оружие военнослужащим.

Несмотря на обещания Баку обеспечить безопасность армянского населения Карабаха и рекомендации остаться, после 19 сентября большинство армян, выдержавших две войны и голод, стали собираться на выезд из Арцаха. Настроения в республике воцарились упаднические, и веры словам Баку, как показали опросы населения, нет: армяне ожидают этнических чисток и говорят, что «не смогут жить в мире с этими людьми».

Позиция России по Нагорному Карабаху

Россия в этом вопросе выступает как третья сторона и многократно подчёркивала свою нейтральность. С каждой из республик у РФ сильны и исторические, и экономические связи.

Но конфликт значительно осложняет отношение РФ с обоими союзниками. Сам факт, что Россия выступила гарантом мира в регионе, по сути обеспечив независимость территории после Первой Карабахской войны, уже шёл вразрез с требованиями и желаниями Азербайджана на тот момент.

Армения же рассчитывала на то, что Россия не даст её в обиду в случае азербайджанской агрессии, и факт подчёркнутого нейтралитета армии РФ в ходе Второго Карабахского конфликта на фоне активного участия в нём Турции привёл к разочарованию армянского общества и росту антироссийских настроений в стране.

С 2020 года Армения всё чаще начала критиковать Россию относительно «невыполнения взятых на себя обязательств». Разочарование усилилось уже после войны, когда Азербайджан вошёл на отвоёванные территории НКР и продолжил наращивать военное присутствие в регионе.

А когда Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, армянский премьер Никол Пашинян прямо обвинил российский миротворческий контингент в невыполнении своих обязанностей по «недопущению такого беззакония». В российском МИДе назвали эти обвинения необоснованными.

Сам премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью прямо заявил, что «российские миротворческие силы не выполняют свою миссию, закреплённую трёхсторонним заявлением (по Карабаху от 9 ноября 2020 года). И это повод для серьёзного беспокойства».

Он отметил, что присутствие российских миротворцев не обеспечивает безопасность гражданского населения и контроль над Лачинским коридором, и назвал стратегической ошибкой зависимость республики от России. Пашинян констатировал, что из-за своих действий или бездействий на Южном Кавказе Россия отдаляется от этого региона, и резюмировал, что страны должны диверсифицировать свою политику в области безопасности.

Теперь страна, по словам премьера, «не может полагаться на Москву как на гаранта своей безопасности, даже несмотря на то, что растут опасения по поводу возобновления открытого конфликта с Азербайджаном».

«Мы должны быть способны не оказаться в центре столкновений между Западом и Востоком, Севером и Югом… Не может быть случая, когда Армения станет "прокси". Это недопустимо», — уверен Пашинян.

В итоге продолжающаяся напряжённость вокруг Нагорного Карабаха рискует привести Россию к утрате влияния на бывшие советские республики Кавказа и Закавказья, в частности, уже значительно осложнила отношения с Арменией.

Однако в Кремле заявили, что не могут согласиться с тезисами премьера об уходе России из региона, подчеркнув, что Россия является неотъемлемой его частью.

11 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва не боится потерять союзника в лице Еревана, потому что Россия и Армения по-прежнему остаются близки. Однако в Кремле обеспокоены сохранением напряжения между союзными странами.

«Мы призываем обе стороны к сдержанности и к действиям в духе тех трёхсторонних документов, которые два года тому назад были подписаны», — сказал Песков.

А 12 сентября президент РФ Владимир Путин, комментируя нестабильную ситуацию в Нагорном Карабахе, назвал ключом проблемы признание Ереваном суверенитета Баку над этой территорией.

«Это состоялось. Это же не наше решение — это решение сегодняшнего армянского руководства», — констатировал российский президент.

И России по этому поводу сказать нечего, добавил он — дальнейшие разногласия Армении и Азербайджану предстоит решать на двусторонней основе, как на том настаивает Баку.

А помощь Армении как члену Организации Договора о коллективной безопасности Россия сможет оказать, только если Азербайджан вторгнется на официально армянские территории.

Пример упоминания на «Секрете»

(политолог Андрей Суздальцев для материала о причинах конфликта в Нагорном Карабахе)

История Карабаха

Степанакерт (Ханкенди). oldhike/ ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 сентября 2023 года президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении ее существования с 1 января 2024 года. Населению предписано рассмотреть предложенные Баку условия реинтеграции и самостоятельно принять решение о возможности остаться.

История

Территория современного Карабаха с начала II века до н. э. входила в состав Великой Армении (Арцах), была одной из ее провинций. В 822 году в Арцахе было провозглашено независимое армянское княжество Хачен, которое спустя 22 года признало власть Ашота I Багратуни, провозгласившего себя царем Армении. После утраты централизованной армянской государственности в 1045 году Хаченское княжество оставалось одной из тех областей, где сохранялось армянское правление. В XVI-XVII веках Хаченское княжество утратило самостоятельность, и в середине XVIII века его территории стали частью Карабахского ханства, после чего регион покинула значительная часть армянского населения.

В начале XIX века в результате русско-персидской войны 1804-1813 годов Карабахское ханство вошло в состав России, что было закреплено Кюрекчайским договором 1805 года и Гюлистанским мирным договором между Российской империей и Персией 1813 года. После этого часть мусульман, населявших Карабах, эмигрировала в Персию. В то же время из Персии на земли бывшего ханства, а также на территории бывших Нахичеванского и Эриванского ханств вернулись армянские семьи.

В 1822 году Карабахское ханство было преобразовано в одноименную провинцию Российской империи, в 1840 году стала Шушинским уездом Каспийской области. В 1846 году уезд стал частью Шемахинской губернии (с 1859 года - Бакинской), а в 1867 году - Елизаветпольской.

После свержения монархии в 1917 году Карабах находился в юрисдикции коалиционного Закавказского комиссариата, оставаясь де-факто независимым регионом, управляемым межнациональным советом. В 1918 году в Закавказье была провозглашена независимая Азербайджанская демократическая республика, претендовавшая на территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний. В 1919 году съезд армян Карабаха признал юрисдикцию Азербайджана над регионом. В мае 1920 года, после установления в Азербайджане Советской власти, Карабах был занят частями Красной армии.

4 июля 1921 года кавказское бюро центрального комитета РКП(б) приняло решение передать территорию Карабаха Армении. Однако уже на следующий день, 5 июля, пленум бюро пересмотрел свое решение, оставив Карабах в подчинении Азербайджанской ССР, "исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами". Регион получил права широкой автономии с центром в городе Шуша. В 1923 году была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК) с центром в Ханкенди (армянское название - Степанакерт). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) Азербайджанской ССР.

Согласно переписи 1926 года, доля армян среди населения Карабаха составляла 94%, по данным последней советской переписи 1989 года - 77%.

Провозглашение НКР и конфликт 1991-1994 годов

В советский период руководство Армении неоднократно поднимало вопрос о передаче Карабаха под свою юрисдикцию, однако не получала поддержку союзного руководства. За присоединение к Армении выступало и армянское население Карабаха. В конце 1980-х годов, в период перестройки, на фоне резкого подъема национальных движений конфликт между Баку и Ереваном обострился. В 1987 году в Карабахе началась кампания по сбору подписей населения за воссоединение с Арменией. В начале 1988 года 75 тыс. подписей были переданы в ЦК КПСС, что вызвало крайне негативную реакцию властей Азербайджанской ССР.

20 февраля 1988 года областной совет НКАО обратился в Верховные Советы СССР, Азербайджанской и Армянской союзных республик с просьбой рассмотреть вопрос о передаче области в состав Армении. Советское руководство расценило эту просьбу как проявление национализма. 12 июля 1988 года облсовет Карабаха заявил о выходе из состава Азербайджана. В ответ 18 июля президиум ВС СССР принял постановление, в котором говорилось о невозможности передачи НКАО Армении.

С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения. В январе 1989 года по решению президиума ВС СССР в НКАО было введено прямое управление со стороны союзного руководства. 1 декабря 1989 года советы Армянской ССР и НКАО приняли постановление о "воссоединении" республики и области. Однако президиум Верховного Совета СССР в январе 1990 года признал его неконституционным.

В начале 1990 года на армяно-азербайджанской границе начались бои с применением артиллерии. 15 января 1990 года союзные власти ввели в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. В августе 1991 года, во время так называемого парада суверенитетов и образования новых суверенных государств, Карабах де-юре стал частью независимой Азербайджанской Республики. 2 сентября 1991 года на совместной сессии совета области и Шаумяновского районного советов была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика в составе СССР. В нее вошли территории НКАО, Шаумяновского района и позднее - часть Ханларского района Азербайджана. 10 декабря 1991 года на референдуме о статусе НКР 99,98% его участников высказались за независимость региона, однако ни советское руководство, ни мировое сообщество итоги плебисцита не признали. 6 января 1992 года ВС НКР принял Декларацию "О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики".

Провозглашение независимости Карабаха положило начало открытому вооруженному противостоянию между Арменией и Азербайджаном за контроль над регионом. Конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства.

Проведя масштабные наступательные операции, силы обороны НКР установили практический полный контроль над автономией (92,5% терртории бывшей НКАО), а также заняли полностью или частично семь приграничных азербайджанских районов (около 8% территории Азербайджана). В свою очередь Азербайджан сохранил контроль над частями Мартунинского, Мартакертского и Шаумяновского районов НКР. По различным оценкам, потери азербайджанской стороны в ходе конфликта составили от 4 тыс. до 11 тыс. убитыми, армянской - от 5 тыс. до 6 тыс.

Боевые действия были прекращены после подписания соглашения, призывающего к прекращению огня в зоне конфликта (Бишкекский протокол; 5 мая 1994 года), и соглашения о бессрочном прекращении огня (9 мая 1994 года).

Ситуация в регионе после 1994 года

На протяжении последующих лет региона оставался провозглашенной республикой, не признанной ни одним государством - членом ООН.

Политический процесс урегулирования конфликта, который велся в том числе в рамках Минской группы ОБСЕ (с 1992 года; Россия, США и Франция), не принес результатов. Стороны обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, на границе происходили локальные инциденты с применением огнестрельного оружия. Периодически в зоне конфликта вспыхивали крупные вооруженные столкновения.

Обострение конфликта в 2020 году и его урегулирование

Читайте также Попытки урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020-2022 годах

В продолжение процесса урегулирования 11 января 2021 года в Москве лидеры России, Армении и Азербайджана подписали новое совместное заявление, в котором, в частности, было предусмотрено разблокирование всех экономических и транспортных коммуникаций в регионе. 26 ноября 2021 года в Сочи главы трех стран условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по ее делимитации с последующей демаркацией.

В 2022 году Ереван и Баку договорились также о заключении мирного соглашения. 6 апреля 2022 года в Брюсселе Ильхам Алиев и Никол Пашинян провели встречу при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля, по итогам которой поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору. Однако проект документа так и не был согласован.

Однако обстановка в регионе осталась сложной. 13-14 сентября 2022 года на азербайджано-армянской государственной границе вновь произошел крупный вооруженный конфликт с использованием артиллерии и крупнокалиберного оружия. Стороны обвинили друг друга в эскалации.

Заявления о взаимном признании территориальной целостности

6 октября 2022 года в Праге по итогам встречи с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона Никол Пашинян и Ильхам Алиев подтвердили приверженность своих стран Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга (Армения признает территорию Азербайджана на 86,6 тыс. кв. км, куда входит и Карабах, а Азербайджан признает территорию Армении на 29,8 тыс. кв. км). Кроме того, они договорились пригласить на границу Армении и Азербайджана гражданскую миссию Евросоюза.

17 мая 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян на саммите Совета Европы в Рейкьявике подтвердил, что Армения признает суверенитет Азербайджана в его границах на территории 86,6 тыс. кв. км, куда входит и Карабах (при условии обеспечения безопасности армянского населения в этом регионе).

Антитеррористическая операция Баку в сентябре 2023 года

Читайте также Что известно о действиях Азербайджана в Нагорном Карабахе

20 сентября Минобороны Азербайджана заявило о достижении при участии российского миротворческого контингента договоренности о приостановке антитеррористических мероприятий в Карабахе. В тот же день премьер-министр Никол Пашинян в послании к народу Армении заявил, что Армения "принимает к сведению" решение властей Карабаха о переговорах с Азербайджаном. При этом он подчеркнул, что "Республика Армения не участвовала в [подготовке] подписанного текста по Карабаху и не была стороной обсуждений". В Ереване 19 сентября начались масштабные акции протеста с требованием отставки властей республики.

21 сентября и 25 сентября в Евлахе и Ходжалы прошли встречи представителей армянского населения Карабаха и властей Азербайджана, на которых в том числе обсуждались вопросы реинтеграции армянского населения. По состоянию на 28 сентября в Армению из региона прибыли более 65 тыс. беженцев.

Теги: © Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Источники:

  • https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-nagornyi-karabakh-i-pochemu-za-nego-voyuyut-armyane-i-azerbaidzhancy-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm
  • https://tass.ru/info/18861349
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.4642333984375Mb; real memory usage: 2Mb