Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Религия в Израиле

Иудаизм — одна из древнейших религий в мире, которая появилась ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Считается монотеистической — то есть признаёт Единого Бога.

К иудеям относят тех, кто рождён матерью-еврейкой и обращённых в иудаизм. Во всём мире насчитывается почти 15 миллионов иудеев, из них около 45% проживают в самом Израиле, 42% в США и Канаде, остальные 13% в Европе.

Символика и главные святыни иудаизма

Символами религии считается Звезда Давида и Менора (или семисвечник). Также прямоугольные скрижали отражают иудаизм, они часто встречаются в декорации синагоги или в орнаментах, имеют гравировку из Десяти заповедей или первых десяти букв еврейского алфавита.

К святыням относят:

Храмовая гора — место, где располагался Первый Храм, здесь располагался Верховный суд и центр законодательства, проводились службы и жертвоприношения, три раза в год все мужчины-евреи были обязаны посетить его.

Храмовая гора

Стена плача — часть разрушенной стены Второго Храма, считается местом паломничества и молитв иудеев со всего мира. Место, в которое приходили евреи, чтобы поплакать и попросить Бога вернуть им разрушенную святыню, так стена получила своё название.

Стена плача

Священные писания

В каждой религии есть своя священная книга. Это то, что для религиозной общины является важным моментом в следовании религии. Считается, что такие тексты существовали всегда, у них нет какой-то определённой даты появления. У христиан главной считается Библия, у мусульман — Коран, у индусов — Веды. Главной книгой иудаизма является Тора.

Танах состоит из трёх частей — Закон, Пророки и Писания. Тексты датируются четвёртым и пятым веками до нашей эры. Если любого еврея на улице спросить, что для него иудаизм, почти все ответят: шаббат, синагога, законы питания, праздники и памятные даты, обряды.

религия в израиле

В современном Израиле религия соединяется с государством, но при этом не является обязательной. При этом соблюдаются многие обычаи, традиции и праздники, которые официально признаны. Семейное право здесь также регулируют иудейские законы.

В иудаизме есть десять заповедей: единый Бог, запрет на изображение Бога и произнесение его имени просто так, уважение родителей, запреты на убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство и желание чужого, соблюдение шаббата.

Но это только часть, ведь согласно иудаизму: быть богоизбранным народом — это очень ответственно, поэтому заповедей существует 613. Из них 248 о повелениях, а 365 о запретах.

Иудаизм не считает своей целью привлекать других людей из своей веры, но если есть такое желание, то через гиюр можно сменить веру. Но процесс это совсем небыстрый и не простой.

Основные моменты религии в быту

Во главе еврейской общины — главный раввин, он имеет религиозное образование.

Молиться можно в любое время суток и в любой форме, но также есть молитвы обязательные, которые произносятся в синагоге — это помещение с фасадом, обращённым на Иерусалим, здесь запрещены изображения Бога и людей, мужчины обязательно приходят в кипе, женщины в закрытый одежде и располагаются отдельно друг от друга.

Иудаизм не призывает к отказу от привычной жизни и различным ограничениям, которые не прописаны в Торе. В обычной жизни каждый выбирает для себя, какие правила важно соблюдать. Как правило, это — отдых в шаббат и кошерность.

Шаббат

Это нерабочая суббота, неделя в Израиле начинается в воскресенье и заканчивается в пятницу вечером. Этот день важно провести в семейном кругу. Ортодоксальные евреи соблюдают множество запретов — не использовать электричество, не ездить на транспорте, отложить все дела на другой день.

Кирьят-Шмона Город находится на границе с Ливаном и является самым северным в Израиле

Кошерность

Это правило израильской кухни. Запрещено употреблять свинину и зайчатину, можно только мясо коровы, овцы и козы.

Из морской пищи разрешается есть только тех, кто с чешуёй, а значит под запретом моллюски, креветки и омары. Любые растения можно. Один из запретов также не разрешает употреблять вместе мясные и молочные продукты. Если есть сомнения в кошерности блюда, еврей обращается к раввину.

По мнению израильтянина развитие личности — это всегда заключение брака, ему здесь придают большое значение. Ни разводы, ни измены здесь конечно же не поощряют.

Разрешены смешанные браки, но среди религиозного населения особо не одобряются. Есть определённые религиозные предписания, которые регулируют семейную жизнь, в них говорится о семейной чистоте, разводах и многих других моментах.

Свадьба здесь не просто праздник — это символ новой жизни. Гражданские браки имеют место быть, но иудаизм за законные отношения.

свадьба в израиле

К родителям здесь особое отношение: не принято им возражать или давать оценку их словам, важно проявлять заботу и уважение. Родителей не называют по имени.

К детям тоже относятся очень внимательно. Ребёнка окружают любовью, заботой, воспитанием по законам, но при этом ничего не требуют от ребёнка и даже не наказывают. Бить детей здесь запрещено.

Совершеннолетие у мальчиков наступает в 13 лет, у девочек в 12 — пора, когда каждый сам отвечает перед Богом и ответственен за выполнение заповедей Торы.

Ортодоксальные евреи

Харедим — самоназвание некоторых еврейских религиозных общин, которых определяет консервативный образ жизни согласно канонам иудаизма. Высшая ценность для них — изучение Торы на протяжении всей жизни, а также чёткое следование всем заповедям в особой строгости. Количество ортодоксов — около 1 миллиона человек в Израиле.

Юноши этой общины освобождаются от службы в армии, так как учатся в ешивах, высших учебных заведениях, где вся учёба посвящена изучению Талмуда.

По специальной системе образования мальчики учатся отдельно от девочек, предметы только религиозные, светским уделяется очень мало времени, либо они не изучаются совсем.

Ортодоксальные евреи

Семья — высшая ценность, многодетность у них в почёте. В среднем на семью приходится 7-8 детей. Пару детям ищут родители сами или через сваха. Связь до брака запрещена.

Мужчины-харедим работаю мало, а официально тем более, только половина от общей численности имеет работу. В то время как работающих женщин почти 80%, их зарплата составляет большую часть бюджета.

Ортодоксы также получают различные льготы и пособия, пользуются медицинской страховкой. Но при этом часть из них принципиально не хочет ничего брать от государства, некоторые общины даже сами обеспечивают себя электричеством, используя свой генератор.

Проживают харедим в отдельных городах или районах, где их общество составляет большую часть населения — Бней-Брак, Бейт-Шемеш. В США и Канаде также есть отдельные кварталы в Бруклине, Торонто.

Светские евреи

В то время как ортодоксальные евреи чтут традиции и законы, светские же могут спокойно отдыхать на пляжах, молодёжь ходит в клубы и реализует себя в различных начинаниях.

Они могут одеваться на своё усмотрение и соблюдать не все заповеди. В смешанном браке ребёнок может сам выбрать себе веру, и если родители светские евреи, то и дети будут такими же.

В Израиле есть как кошерные, так и некошерные рестораны, может ходить определённый транспорт даже в шаббат. Семьи светские евреи заводят намного позже, например женщина может родить первого ребёнка в 26 лет, в то время как у ортодоксов в этом возрасте уже несколько детей.

Светская девушка может надеть яркую облегающую одежду, открытые купальники и бижутерию. Для них личная свобода и феминизм воспринимается как должное.

Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения [↑]

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

Тора — главная книга в иудаизме

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма [↑]

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

Иудей в тфилине и талите

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии [↑]

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру [↑]

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Набор из 2 книг «Первые шаги в еврейской жизни», «Знай, что ответить. ».

Рав Ашер Кушнир - Набор из 2 книг «Первые шаги в еврейской жизни», «Знай, что ответить. ».

₪60.00 / $16.41

Набор из 2 книг «Первые шаги в еврейской жизни», «Знай, что ответить. ».

Почему евреи не христиане

Какая вера у евреев

Древняя земля, которую издавна принято называть Святой – такова Палестина. Ныне здесь звучит и арабская, и еврейская речь: когда-то единая земля ныне разделена между евреями и арабами. Здесь – Израиль, еврейское государство, образованное в 1948 г. и Палестинская национальная автономия (с 1988). А ведь было время, когда Сам Бог дал Палестину Своему народу, и евреи именовали ее «Землей Обетованной». Какую веру исповедуют евреи, в какого Бога верят иудеи, чем отличаются от христиан и другие ответы на неудобные вопросы — в статье.

Какие религии исповедуют жители Израиля

В настоящее время иудеями являются более 80% жителей страны. На втором по численности месте – мусульмане, их 14 %, в основном это арабы.

Арабами чаще всего являются и израильские православные христиане – сейчас таковых около 2%. В Иерусалиме живут около 8000 верующих. Большинство из них входят в юрисдикцию Иерусалимской Патриархии. Кроме православия, христианство представлено в Израиле католиками (почти 100000 человек), а также протестантами – есть, например, баптисты и пятидесятники.

Среди христиан, конечно, есть и евреи, однако, их меньшинство. По данным социологов религии, как правило, евреи-христиане – эмигранты из России, других стран, продолжающие исповедовать веру родителей. Однако, абсолютное большинство иудеев Израиля исповедует веру отцов. Что же это за вера?

В какого Бога верят евреи сегодня

Иудаизм – древнейшая на земле монотеистическая (то есть утверждающая веру в Бога, Единого и Единственного) религия. Строгое единобожие является основным догматом иудаизма даже до наших дней.

Чем отличается еврей от иудея?

Название религии происходит от одного из родоначальников народа, Иуды, сына праотца Иакова (которого, согласно Библии, Бог также называл Израилем). Иногда считают, что иудаизм возник после христианства, в VI-VIII вв. на основе ветхозаветной религии, которая имела какое-то иное название.

Однако, так как термин «иудей» не раз встречается в текстах первых веков христианства, большинство историков склонны называть иудаизмом веру «Авраама, Исаака и Иакова», о которой повествует Библия и которая, конечно, появилась за несколько тысячелетий до христианской. Помимо понятия «иудей», как приверженец иудаизма, есть также термин «еврей», скорее означающий национальность, чем религию.

Однако, на вопрос, чем отличается еврей от иудея дать однозначный ответ не так просто: ведь религия, то есть иудаизм, по сути – единственный «маркер» еврейской идентичности, она объединяет евреев разных стран, зачастую не знающих языка предков, но соблюдающих предписания Закона Моисеева. И, следовательно, в идеале еврей от иудея не отличается ничем.

Почему евреи не христиане

Моисей со Скрижалями Завета

Кому поклоняются евреи

Кому молятся иудеи? Единому Богу. Они не признают христианских представлений о Его Триединстве, особенно – о Сыне Божием, ставшем Человеком. В их представлении Бог совершенно иноприроден миру, а потому думать, что Он может воплотиться и жить на земле – оскорбление Его величия.

Богослужение

Оно возникло за 1300 лет до Рождества Христова, при пророке Моисее (поэтому иудеи говорят о себе что они «ученики Моисея»), тогда как до этого развитого культа религия не имела. Богослужениесначала совершалось в походном шатре – скинии. Это было, когда евреи, водимые прор. Моисеем, покинули Египет.

Почему евреи не христиане

Скиния — походный храм евреев, место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки иерусалимского храма, созданного строго по образу скинии.

Со времен же царя Соломона, сына царя и пророка Давида, оно было тесно связано с храмом в Иерусалиме: где только и возможно было подлинное богослужение в честь Истинного Бога. После Вавилонского пленения евреев храм, разрушенный в VI в. до Рождества Христова, был восстановлен (так называемый «второй храм»). Он существовал до 70 г., когда его снова уничтожили – на этот раз римляне.

Храмовая служба иудеев была торжественной и страшной одновременно. Вот как пишет об этом П.А.Флоренский:

«Жертвенник всесожжения… в храме Ирода – 30 локтей длины и 15 ширины. Локоть парадный = 6 ладоней = 10,18 вершка=448 мм. При описании храма разумеется локоть священный, т. е. в 7 ладоней= 11,86 вершка=522 мм.

Итак, жертвенник 30×15 локтей=22х11 аршин! Вечный огонь горел на нем: это был не очаг, а целый пожар, в который непрестанно подкидывался материал горючий. Представьте себе треск, свист, шипение огня на таком жертвеннике. Представьте себе почти циклон, образующийся над храмом. По преданию, он никогда не гас от дождя. Но это было необходимо: что же тут удивляться, – ведь тут сжигали целых быков, не говоря о множестве козлов, баранов и т. д. Вообразите, какой стоялзапах гари, сала, – если от одного шашлыка на Востоке несется чад на несколько улиц!

Недаром на образном языке иудейского богословия жертвенник назывался ариэл, Лев Божий. Действительно, он пожирал и жертвы, и дрова. Количество жертв: по Иосифу Флавию, было на Пасху заклано 265500 агнцев; по Талмуду, Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число поклонников, велел отделять почку – их оказалось 600000. При освящении Соломонова храма было заклано 22000 быков и 120000 овец. Порою священники ходили по щиколотку в крови – весь огромный двор был залит кровью.

Вообразите, запах крови, тука, фимиама – слышно было в Хевроне – дыма – трубные звуки – пение бесчисленных хоров, конечно, блеяния, крики и стоны животных, вопреки стараниям их привести к молчанию. Со слабыми нервами сюда нечего было идти. Недаром существовал под угрозою смерти запрет иноплеменникам делать хотя бы шаг далее известного места…»

Заповеди

Они содержатся в Законе Моисея, написавшего Пятикнижие (в христианской традиции это первые 5 книг Ветхого Завета), а насчитывается заповедей 613. Значительная их часть относятся к порядку совершения богослужения, жертвоприношениям, и сейчас, в отсутствие храма, не исполняются. Другие касаются образа жизни, запретов на прикосновения к нечистоте, на определенную пищу, питье. И эти заповеди в современном мире также непросты для исполнения, но соблюдающий их по иудейской традиции считается «праведником».

Такое воззрение – достаточно странное, например, с точки зрения христиан – возникло у иудеев «не от хорошей жизни». Еще с древности, живя среди языческих народов, поклонявшихся ложным богам, они зачастую должны были буквально «самоизолироваться» от окружающей культурной среды, чтобы сохранить веру и здравые понятия о Боге. Отсюда – множество «не бери», «не трогай», «не вкушай».

Иисус Христос – еврей?

Христианская традиция говорит о Нем, как воплотившемся Боге. Понятно, что Творец неба и земли не может иметь национальности – лишь «по человечеству», то есть как человек. В этом смысле Христос действительно происходил из еврейской семьи. Нет сомнений в национальности и у иудеев, отвергающих Божество Спасителя, считающих Его только человеком – они также говорят о еврейском происхождении «Иисуса из Назарета».

Был ли Иисус иудеем, то есть соблюдал ли предписания религии, посещал ли храм? Однозначно можно сказать, что да. Да и Сам Господь говорит:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Когда апостолы-иудеи стали христианами

К иудеям причисляли себя и ученики Иисуса: не только во время Его земной проповеди, но и после Его Воскресения, Вознесения, они часто посещали храм, молились здесь. А литургисты – историки христианского богослужения – полагают, что сами службы первых христиан во многом были заимствованы у иудеев: например, от храмовых богослужений идет традиция читать Псалтирь.

В первые годы существования молодой Церкви Апостолы, очевидно, не отделяли себя от иудаизма, называясь «учениками» Иисуса. Более того, из «Деяний» Апостолов известно, что:

  • первым епископом Иерусалима был брат Господа по плоти, Иаков, который считался «праведным» в ветхозаветном смысле (соблюдал предписания Закона) и за это был уважаем иудеями;
  • на соборе Апостолов стоял вопрос о том, необходимо ли принимающим веру в Иисуса язычникам соблюдать Закон Моисея, то есть его 613 заповедей;
  • в первые годы проповеди она шла только среди евреев, и Апостолы (кроме Павла, призванного на это служение особым откровением) вообще сомневались, нужно ли проповедовать язычникам; так, известно, что, когда св. Петр посетил сотника Корнилия и крестил его с домашними, «ученики» в Иерусалиме возмущались, что он «ходил к язычникам и ел с ними», что запрещал Закон.

Термин «христиане» появился за пределами Палестины, и среди неевреев, чтобы отличить общины последователей Господа от язычников и иудеев «рассеяния», многие из которых жили за пределами Святой Земли. Таким образом, нельзя определить точный момент, когда община учеников Спасителя перестала быть иудейской и стала христианской.

М.Е.Поснов, автор «Истории Христианской Церкви», освещающей события первых ее веков, считает, что окончательное размежевание христианства и иудаизма произошло после 70 г., когда по разрушении храма прекратились богослужения с жертвоприношениями. К этому времени к Церкви принадлежало уже огромное количество язычников, не соблюдавших запретов и предписаний иудаизма – наконец, перестали видеть в этом смысл и христиане из иудеев в старейшей, Иерусалимской, общине.

Почему иудеи не признают Христа Мессией

Аргументация иудеев современности мало чем отличается от того, что говорили их единоверцы, например, в V в., когда позиция по поводу «Йешу из Назарета» была сформулирована иудейскими богословами, или – от позиции иудейских первосвященников и книжников, которые предали «лжемессию» на смерть. Считается, что Иисус не являлся Мессией, так как:

  • Мессия должен быть «праведником» по Закону, тогда как Иисус постоянно нарушал его предписания – не всегда ритуально омывал руки, исцелял в субботу, когда заповедан полный покой;
  • Мессия должен быть земным царем, правителем – именно поэтому Иисуса, совершающего многие чудеса, так настойчиво пытались объявить царем – но Он всякий раз уклонялся от этого;
  • и, наконец, главное: приход Мессии должен сопровождаться установлением всеобщего мира, благоденствия, прекращением войн – но ничем подобным проповедь Иисуса не сопровождалась.

Наконец, крайнее негодование уже современных Христу иудеев вызывало то, что Сам Иисус определял Себя как Бога и Сына Божия, тогда как в их представлении Мессия – человек.

Кого ждут иудеи

Человека, который установил всеобщий мир, утвердит высокий статус евреев как избранного народа. Чертой Мессии (Машиаха) как личности является праведность по Закону. А внешним признаком его пришествия должен стать всеобщий мир.

Иудейские праздники и традиции

До наших дней иудеи стараются соблюдать заповеди Закона, хотя в современных условиях это непросто, особенно «в рассеянии», среди людей, представляющих иные религии или вообще атеистов. Поэтому многие твердо верующие евреи стремятся переехать в Израиль, где для исполнения Закона созданы более благоприятные условия.

Где молятся евреи

С 70 г. от Рождества Христова иудеи больше не совершают храмовых богослужений.

Почему евреи не христиане

Испанская синагога в Еврейском квартале Праги хранит материалы о современной истории еврейского народа

Синагога – не храм, не церковь, а молитвенный дом, где проводятся собрания, чтение Писания, молитва, но не служба с жертвоприношениями.

Почему евреи не христиане

Интерьер синагоги Пардеси в Кочине, 16 век

Есть в синагоге, однако, и сакральный элемент. Им является священная книга, Тора – первые пять книг Библии. Она пишется на свитке из телячьей кожи и обязательно – вручную, писцом. Работа эта чрезвычайно дорога, но без свитка Торы открытие синагоги как места молитвенных собраний невозможно.

Почему евреи не христиане

Тора. Свиток в синагоге

Шабат

Это слово есть, хотя и в измененном виде, и в современном русском языке. Оно звучит как «суббота». Это библейский «седьмой день» покоя, когда иудею заповедана молитва и отказ от любой деятельности. В частности, нельзя:

  • работать;
  • пользоваться транспортом, личным или общественным;
  • посещать магазин, пользоваться деньгами.

Полностью соблюсти шабат могут немногие: ведь, например, иудей-преподаватель не может отказаться вести занятие в субботу.

Обрезание

Древняя заповедь обрезания крайней плоти дана Самим Богом еще праотцу Аврааму – так иудей обозначал свою верность Господу. Христиане отказались от этой традиции – ее заменило Крещение. А у иудеев обряд по-прежнему совершается над мальчиками в первые дни по рождении.

Песах

По-русски более привычно слово «Пасха», происходящее от этого иудейского термина. Песах – воспоминание о том, как избранный народ покинул Египет при прор. Моисее. В Израиле праздник проходит 7 дней, за его пределами длится 8. Часть празднования – ритуальная трапеза, называемая седер, когда воспоминается ночь перед исходом из Египта. Именно седером была, с точки зрения иудаизма, Тайная Вечеря Христа с учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии, не известное иудеям.

Другие праздники

Они также посвящены воспоминанию событий, которые описывает Тора. Соотнести их дни с общепринятым гражданским календарем непросто, так как иудейский календарь – лунный, и даты празднований год от года меняются.

Почему евреи не христиане

Трубление в шофар

Среди самых важных:

  • Шавуот – день, когда Моисей получил Тору от Бога;
  • Рош-а-Шана – новый год; на этот день проводится молитвенное собрание, совместная трапеза;
  • Суккот – «праздник кущей»; день, когда принято жить «в шалашах», как воспоминание о странствовании иудеев по пустыне;
  • Шавуот – праздник урожая; именно его отмечали Апостолы, украсив горницу травой и цветами, когда произошло Сошествие Святого Духа; с тех пор традиция украшения храмов и жилищ утвердилась для христианского праздника Троицы.

Одежда

Сейчас в повседневной жизни иудеи не выделяются какой-либо особой одеждой. Однако, во время молитвы мужчины облачаются в талит – это покрывало с синими или черными полосами, укутывающее голову и плечи. В древности талит был частью повседневной одежды, сейчас сохранился только как облачение для молитвы.

Головной убор

Он называется «кипа». Это небольшая шапочка, которую сейчас, как правило, надевают во время молитвы. Но есть и ортодоксальные евреи, носящие кипу постоянно. Такие иудеи поверх нее надевают или шляпу, или шапку.

Современные евреи

Тфили́н (мн. ч. ивр. ‏תְּפִלִּין‏‎, ед. ч. ‏תפלה‏‎ тфи́ла), также филактéрии (мн. ч. греч. φυλακτήρια — «охранные амулеты») — элемент молитвенного облачения иудея: пара коробочек (бати́м — «домá») из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийо́т) из Торы и повязываемые на лоб и руку. На фото современные евреи.

Родословие

Многие современные иудеи могут назвать своих предков не только в нескольких поколениях, но даже проследить свой род по крайней мере на несколько столетий. При этом, хотя на Ближнем Востоке издавна принято было определять родоначальника по мужской линии, у евреев утвердилось наследование еврейства по линии материнской. И до сих пор национальность еврея определяется по матери. Сами иудеи дают этому несколько объяснений:

Иудаизм и христианство: различия, кратко

Основное противоречие связано с ожиданием Машиаха (Мессии), которым до наших дней живут иудеи. Христиане же полагают, что:

  • Мессия уже был явлен миру, и это Иисус Христос;
  • иудейский народ не узнал Его и распял.

Что касается ожидаемого «Машиаха», то в определенном смысле можно сказать, что его прихода ожидают и христиане, просто ожидания их резко отличаются от чаяний иудеев. В «Откровении» св. Иоанна Богослова этот человек, противостоящий Христу, описывается как антихрист, которому поклонится большинство людей.

С мнением современных иудеев о наступлении всеобщего мира как признаке его прихода еще в I в. был согласен Апостол Павел, который писал в одном из своих посланий:

«Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5. 1–3).

И если иудеи, как и во времена Христа ожидают от «Машиаха» земного процветающего царства, то христиане ждут последней битвы с Антихристом, а затем – конца нынешнего поврежденного грехом мира, новых неба и земли.

Как иудаизм помогал строить отношения в замкнутой общине

В отличие от христианства, сосредоточенного на духовном преображении человека больше, чем на внешнем делании, иудаизм – по сути, не только религия, но и образ жизни.

Внутренний порядок общины определялся заповедями Закона, которые практически содержали в себе «на любой вопрос ответ» в том, что касалось образа жизни – от питания до лечения болезней, от распорядка дня до отношений в семье. Впоследствии заповеди получили десятки толкований об особенностях их применения к тем или иным реалиям.

Почему Гитлер ненавидел и уничтожал евреев

Ненависть Гитлера была не столько его личной. Она – проявление общего отношения к иудеям, которое сложилось в Европе значительно раньше XX в. Замкнутость общины, ее нежелание – по религиозным соображениям – общаться с другими народами и религиями приводила к общей настороженности.

Своего рода «самоизоляция» иудеев вела к тому, что, находясь в «рассеянии» среди иных народов, они рассчитывали только на поддержку соплеменников – и в ряде случаев добивались успеха в торговле, промышленности, даже не смотря на ограничения, которые вводили против них власти ряда стран.

Это порождало разного рода домыслы о баснословном богатстве иудеев, их возможном влиянии на властные структуры – что в ряде случаев имело место и в реальности. Так рождается так называемый антисемитизм – ненависть к евреям, в XX в. приведшая к их массовому истреблению.

Так выглядели фарисеи

Узнайте также: Кто такие фарисеи. Кадр из фильма «Страсти Христовы» (2004 ) реж фильм Мела Гибсона,

Ненавидят ли евреев христиане?

Нет. Им ближе слова «фарисея, сына фарисея», Апостола Павла:

«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:1-4).

«Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал… Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:2-5).

Как сбудутся эти слова, покажет время.

Наталья Сазонова

Читайте также другие статьи этого автора:

  1. Гавриил Ургебадзе: житие и пророчества грузинского старца , святого XX века
  2. Родина Иисуса Христа
  3. Пророчества о России и мире
  4. Какая вера у армян. Спойлер: не православные и не католики
  5. Житие и пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского
  6. Почему в России Рождество Христово 7 января, а не 25 декабря как у католиков? Даже греки живут по новому стилю и отмечают Рождество до Нового года

Источники:

  • https://goldpass.ru/israel/religiya-izrailtyan/
  • https://toldot.com/iudaizm.html
  • https://pravslov.ru/kakaja-vera-u-evreev.html
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.52214813232422Mb; real memory usage: 2Mb