Как написать рассказ

с чего начать рассказ?

Воспользуйтесь беспроигрышным вариантом всех русских писателей.
Напишите "Смеркалось.. . Мороз крепчал. " - а дальше всё пойдет само собой. Так все делали.

Остальные ответы Жили-были.

1 Описание погоды
Это железобетонная классика. Тем самым писатель сразу обозначает время и место действия, передает эмоциональный настрой героев. Они могут грустить, как осенний дождь, а могут, наоборот, чувствовать себя очень уютно в своей теплой комнате с большими окнами. Здесь может быть только два правила. Первое - избегать банальностей в духе: "Стоял прекрасный летний день". Второе - тщательно вычесывать свой текст на предмет стилистических ляпов типа: "Шел дождь и рота красноармейцев".

2
Описание главного героя
Внешность героя - это концентрат его моральных и интеллектуальных качеств, фотография его социального слоя и образа жизни, отправная точка того драматургического конфликта, который будет разворачиваться на протяжении всего текста. В самом простом виде это может выглядеть так: "В те редкие дни, когда Мария Ивановна решалась исполнить свои любимые арии, соседям казалось, что это воздух гуляет в неисправных водопроводных трубах". И дальше можно разворачивать историю бытового конфликта оригинальной, но не очень счастливой дамы и ее соседей по коммуналке.

3
Афоризм или шутка
Емкая и хлесткая фраза, которая привлекает внимание с первой строчки. Читатель ждет продолжения и страница за страницей вплетается в сюжетное полотно. Например: "Если меня клонировать, я захвачу мир. Не верите? Тогда послушайте, что произошло со мной на прошлой неделе". Или: "Иван Иванович был человеком мирным, настолько мирным, что любил повторять: "Всякий, кто усомнится в моем миролюбии, умоется кровью". Но никто почему-то не сомневался". Через описание персонажа автор показывает свое отношение к людям с размытыми моральными устоями. Или, наоборот, показать человека, настолько жалкого, что ему постоянно нужно хорохориться перед окружающими.

4
Ситуация
Описание сразу начинается с яркой бытовой сценки. Например, ссоры влюбленных или нечаянной встречи. В этом случае, автору придется прописывать насыщенный и яркий диалог героев, привлекать внимание читателя авторской речью. В репликах нужно избегать плоских, маловыразительных фраз. Вместо банального "Привет", лучше подобрать приветствие, которое соответствует персонажу. Инфантильная девочка скажет "Приветики". Вычурный интеллектуал может выразиться: "Ах, какая нечаянная встреча". Автор должен сам решать, какими интонациями будут говорить его герои. Может, у него бандит заговорит, как учительница сольфеджио. И читатель захочет узнать, что с ним произошло.

Как написать рассказ:

Разбираясь, как написать рассказ, помните: коротко — не значит легко . Малые формы требуют не меньшей отдачи, чем роман-эпопея. Надеемся, мы вас не напугали, потому что у нас есть подробные рецепты для создания хорошего рассказа.

Как научиться писать рассказы

Костяк любого хорошего рассказа — это:

    четко выраженная сюжетная линия;

Как найти идеи для рассказа

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас : эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.
Блокнот для заметок

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.


Михаил Булгаков оставлял пометки на манжетах рубашки..

Анатоль Франс писал на салфетках и не делал культа из бумаги. Он пользовался для набросков скатертями, своей одеждой, визитками, конвертами, документами.

Иммануил Кант писал в чужих книгах между строк. Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал на обрывках бумаги.
СМИ, историческая литература, дневники

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Не бойтесь высказываться по остросоциальным вопросам. Полемика — топливо для мыслительного процесса.

Наконец можно в буквальном смысле подглядеть в чужие записи. Не бойтесь, мы не предлагаем нарушить право на тайну переписки. Множество дневников, писем и мемуаров исторических личностей опубликованы официально. Иногда достаточно небольшой заметки или дневниковой записи, чтобы великий человек, сам того не зная, вдохновил начинающего автора.

Изображения

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

Книги по писательскому мастерству

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

Стоит прочитать:

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга , пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Главное в рассказе

Чтобы рассказ стал рассказом, в нем должны быть:

Тема

Считается, что тема должна быть близка автору, но это не обязательное требование. Например, Ганс Христиан Андерсен написал много чудесных сказок для юных читателей, но при этом не слишком любил детей.

И все же авторам-дебютантом будет легче начать с рассказов, основанных на личном опыте. Например:

Будни врачей, описанные для немедиков. Правдиво, с толикой профессионального цинизма и огромной долей человечности. (Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта»);

Записки молодых родители, пишущих для других родителей и не только. Честный взгляд на то, как появление ребенка меняет жизнь.(Надежда Папудогло, «Тыжемать»)

Воспоминания следователей, криминалистов, частных сыщиков. (Джон Дуглас «Охотник за разумом. Особый отдел ФБР по расследованию серийных убийств»).

Истории спортсменов, тренеров, писателей, артистов. (Лучиано Фернике «Футбольные байки»).

Истории от представителей профессий, которые многими кажутся специфическими и редкими. (Павел «Паштет» Белянский «Я работаю на кладбище»).

Проще всего описывать отдельные случаи, оформляя их в небольшие рассказы, из которых потом может получиться сборник.

Еще один прием — объединить обычных людей и необычный жанр. Примеры сюжетов:

Учительница литературы, выживающая в зомби-апокалипсисе (Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»).

Стеснительный фантазер, встречающий в кафе черта в женском обличье (Владимир Набоков «Сказка»).

Молодая пара, с которыми начинает разговаривать их еще не родившийся ребенок (Рэй Брэдбери «Помнишь Сашу?»).

Книголюб, которому случайно прислали электронную «читалку» из параллельной вселенной (Стивен Кинг «Ур»).

Герой

Скорее всего, вы уже в общих чертах представляете себе главного героя. Он должен оставаться в центре повествования от первой до последней страницы: таков принцип рассказа. Поэтому познакомьтесь с персонажем поближе, используя старый, но проверенный способ — анкету.

Четыре главных графы:

Внешность и привычки. Иногда достаточно пары-тройки черт. Скажем, упоминания того, что герой грызет ногти или носит только зеленое. И все, он уже не аморфный незнакомец.

Поступки. Ничто не говорит о человеке лучше, чем его поступки. Покажите, как герой ведет себя в той или иной ситуации, как реагирует на сюрпризы, неприятные новости, проявление любви и т. д.

Речь. У каждого она уникальна. Громко или тихо разговаривает ваш персонаж? Низким или высоким тембром? А может, у него есть акцент? Любимая присказка?

Мысли. Иногда они совпадают с тем, что герой говорит вслух. А иногда — нет. К тому же у него наверняка есть тайные воспоминания, желания, надежды и страхи.

Такое описание поможет понять мотивы героя, создаст у читателя ощущение сопричастности, заставит сопереживать, даже если он не во всем согласен с персонажем.

Конфликт

Главного героя нужно противопоставить, а вот чему или кому — решать вам. Вот несколько распространенных примеров конфликта:

  • против другого персонажа;
  • против Бога (богов);
  • против самого себя;
  • против природы;
  • против общества;
  • против техники или технопрогресса.
Время действия

Чем ярче вы представите себе эпоху, период или мир рассказа, их особенности и нравы, тем лучше построите ландшафт вокруг героя.

Однако не нужно пускаться в подробности и детально описывать место действия. Например, вместо того, чтобы расписывать, как далеко находилась городская церковь и в каком плачевном состоянии пребывала, сразу опишите долгий путь героя к воскресной мессе и покосившийся купол храма, который виден из-за поворота.

Полезно будет изучить или хотя бы получить общее представление о специфической лексике, быте, флоре и фауне местности, в которой происходит действие. Прочтите несколько произведений близких эпох, историческую литературу. Приправьте рассказ реалистичными деталями, которые вызовут интерес и доверие читателя. Например, опишите традиции, которые показались бы странными в наши дни. Сдобрите диалоги словами и выражениями, которые сейчас едва ли услышишь.

Но старайтесь не углубляться в исследования ДО того, как начнете писать рассказ. Запишите заметки вроде «может понадобиться информация о южноафриканских диалектах» или «уточнить, из чего шили платья французские крестьянки в XIX в.», и ищите эту информацию, когда доберетесь до соответствующих сцен.

Источники:

  • https://otvet.mail.ru/question/67505970
  • https://blog.selfpub.ru/story
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.40962219238281Mb; real memory usage: 2Mb