55 лет назад павильон №34 на ВДНХ получил историческое название «Космос»

12 интересных фактов о павильоне «Космос» на ВДНХ

Рассказываем, как менялся павильон «Космос», откуда в нем лунный грунт и макеты каких кораблей здесь можно увидеть.

Павильон с историей

Невозможно не заметить на ВДНХ павильон «Космос» – это действительно уникальное здание и архитектурная гордость. Его история началась 1 августа 1939 года, только тогда он назывался «Механизация» и выглядел иначе – это был огромный ангар. Современный вид павильон обрел только в 1954-м. Именно тогда над зданием появился знаменитый купол. Он опирался на четыре мощные арки, а в центре поставили звезду с Троицкой башни московского Кремля. В 1967 году павильон получил нынешнее название – «Космос», а перед зданием установили полноразмерный макет ракеты-носителя «Восток» в масштабе 1:1. Высота макета составляет 38 метров. Павильон пережил не одно переименование и смену экспозиции, а в 2018 году предстал перед посетителями ВДНХ во всей красе после масштабной реставрации.

Гагарин на ВДНХ

В 1965 году под куполом павильона «Космос», который тогда именовался «Машиностроение», впервые был выставлен полномасштабный макет космического корабля «Восток». Именно в таком корабле 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил свой легендарный полет. Почетным гостем той экспозиции был и сам Юрий Алексеевич вместе со своей дочерью. Кстати, первый космонавт планеты неоднократно посещал ВДНХ.

Фото: mos.ru

Крупнейшая космическая выставка

В 2018-м в павильоне открылся центр «Космонавтика и авиация». На площади более 15 тысяч квадратных метров разместили порядка 1,5 тысячи экспонатов. Здесь можно найти макеты и оригинальную космическую технику, редчайшие документы, а также мультимедийные экспонаты и интерактивные зоны. В центре созданы специальные пространства для изучения космоса в игре, которые очень нравятся самым юным посетителям. Сегодня центр «Космонавтика и авиация» – крупнейший космический выставочный комплекс страны.

У руля – настоящий космонавт

Центр – единственный подобный музей страны, который сегодня возглавляет человек, неоднократно участвовавший в космических полетах. Федор Юрчихин – 98-й космонавт в России и 423-й в мире. С 2002 по 2017 год он совершил пять полетов, три из которых – в качестве командира корабля и командира экспедиции. Их общая продолжительность составила 672 суток, 20 часов и 39 минут. На счету космонавта девять выходов в открытый космос суммарной длительностью 59 часов 28 минут.

Фото: mos.ru

Макет легендарной станции

Уникальный и самый большой экспонат центра – полномасштабный макет орбитального комплекса «Мир». Его вес составляет 30,9 тонны (оригинал весит более 120 тонн). Станция «Мир» – рекордсмен XX века, ее использовали для работы длительных экспедиций и научных экспериментов в условиях полета. За годы существования станции на орбите на ней побывали 104 космонавта из 12 стран, 29 человек совершили 70 выходов в открытый космос, здесь было установлено огромное количество рекордов. Теперь достижениями может похвастаться и копия легендарного комплекса: в макетах его модулей «Кристалл» и «Квант-2», расположенных в центре, побывали около миллиона посетителей.

Фото: mos.ru

Кусочек Луны на ВДНХ

В центре «Космонавтика и авиация» можно увидеть настоящий кусочек Луны – образец лунного грунта-реголита, доставленного на Землю автоматической межпланетной станцией «Луна-20» в 1972 году. Во время лунной программы Советский Союз трижды доставлял лунный грунт с помощью автоматических станций, по 100 с небольшим граммов за один раз.

Подлинный космический корабль

В центре «Космонавтика и авиация» можно найти не только настоящий лунный грунт, но и не менее настоящий космический корабль – спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-10М». Именно он доставил на Землю участников эстафеты олимпийского огня – Олега Котова и Сергея Рязанского. Они присоединились к символической эстафете, которая впервые прошла в открытом космосе. Состав факела позволяет ему гореть в любых условиях, даже под водой, но, несмотря на это, зажигать его во время полета не стали. Впрочем, именно факелом, побывавшим за бортом МКС, зажигали огонь в чаше на стадионе «Фишт» в Сочи во время открытия XXII Зимних олимпийских игр.

Фото: mos.ru

МКС на связи

10 апреля 2019 года состоялся первый в павильоне «Космос» сеанс прямой связи с Международной космической станцией. Беседа с летчиками-космонавтами героями России Алексеем Овчининым и Олегом Кононенко длилась около получаса. Космонавты поздравили посетителей с наступающим Днем космонавтики, а дочь великого конструктора Сергея Королева – Наталью Королеву – с днем рождения. Наталья Сергеевна была приглашена тогда в центр в качестве почетного гостя.

Фото: mos.ru

Спутник ВДНХ на орбите

К 80-летнему юбилею главной выставки страны в космос запустили спутник под названием «ВДНХ-80». 5 июля 2019 года он отправился на орбиту в качестве попутной полезной нагрузки с космодрома Восточный. Космический аппарат до сих пор находится на орбите и передает данные космической погоды.

1 августа 2019-го спутник «ВДНХ-80» передал звуковой сигнал. Он известил радиолюбителей со всего мира о юбилее выставки. В этот же день в центре «Космонавтика и авиация» появилось место оператора связи с «ВДНХ-80». Посетители могут изучить показатели телеметрии, получаемые со спутника, и последить за траекторией его полета.

Фото: mos.ru

Космические разведчики

Орбитальные пилотируемые станции серии «Алмаз» были предназначены для разведки земной поверхности из космоса. Два космонавта могли работать на орбите и проводить съемку. В центре «Космонавтика и авиация» можно увидеть натурный образец одной из таких станций.

В 1978 году работы по «Алмазам» были прекращены, но начали создавать их беспилотные варианты. По своей сути аппараты были тяжелыми спутниками. Кроме фотоаппарата на них устанавливали локатор под названием «Меч». 25 июля 1987 года запустили беспилотную станцию, ставшую известной как «Космос-1870», а 31 марта 1991-го – аппарат «Алмаз-1». С него проводили разведку обстановки вокруг зажатого во льдах Антарктиды теплохода «Михаил Сомов». Благодаря снимкам, которые сделала станция, стало возможно организовать спасательную операцию.

Фото: mos.ru

Центр управления полетами

В подкупольном пространстве павильона располагается собственный Центр управления полетами (ЦУП). Конечно, он уступает по масштабам и задачам главному российскому ЦУПу в Королеве, зато здесь почувствовать себя экспертом в области космонавтики может любой желающий.

На трех огромных экранах в реальном времени отображается положение МКС на орбите и другая важная информация, необходимая для управления полетами. Но главное – здесь, сидя за монитором, каждый может спроектировать космический аппарат, самостоятельно построить для него орбиту и увидеть, как он будет двигаться по ней. А для тех, кто хочет шагнуть за пределы околоземного пространства, есть задачи посложнее: вывести спутники на орбиту Луны или Титана и отправить межпланетную станцию на Марс.

Фото: mos.ru

Ракетный гигант

Ценителям российской космической отрасли обязательно стоит рассмотреть полномасштабный макет жидкостного ракетного двигателя «РД-170». Он самый мощный в мире из тех, что работают на жидком топливе (конкретно этот – на ракетном керосине и жидком кислороде). Размеры двигателя поражают: четыре метра в высоту и почти столько же в диаметре. Сложно представить масштабы ракеты, для которой он создавался. Это ракета-носитель «Энергия», которую разгоняли четыре гиганта «РД-170». Она по праву считается одним из шедевров отечественной космонавтики. Ракета была способна поднять 100 тонн груза в космическое пространство.

Ознакомиться с экспонатами павильона в виртуальном пространстве можно с помощью онлайн-экскурсий.

Фото: mos.ru

55 лет назад павильон №34 на ВДНХ получил историческое название «Космос»

В этом году исполняется 55 лет, как павильон №34 стал называться «Космос», он начал наполняться первыми экспонатами, а на площади Промышленности появился макет ракеты-носителя «Восток». Все эти события описаны в новой книге Павла Нефедова «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ».

Павильон был построен в 1939 году по проекту архитекторов И.Г. Таранова, В.С. Андреева, Н.А. Быковой и до 1954 года назывался «Механизация». Затем был реконструирован и до 1956 года носил название «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», а с 1956 по 1966 год — «Машиностроение», с 1967 года — «Космос», является объектом культурного наследия федерального значения. С апреля 2018 года в здании исторического павильона открылся музейный комплекс мирового уровня — Центр «Космонавтика и авиация».

В 1967 году павильон начал пополняться новыми экспонатами, связанными с освоением космоса. Внешний вид здания тоже был изменен, например, на фасаде появились название «Космос», графическое панно с черно-белыми рисунками различных небесных тел и портретом космонавта.

В том же году произошло и обновление площади перед павильоном «Космос». Там появился макет ракеты-носителя «Восток» массой 25 тонн — копия ракеты, на которой в 1961 году совершил свой полет Юрий Гагарин. Проект постамента разработал архитектор Л.И. Мариновский.

Об этих и других событиях, экспонатах и людях, связанных с павильоном «Космос», можно прочитать в книге куратора Музея ВДНХ, исследователя, журналиста, автора «Путеводителя по ВДНХ» (2014 и 2020 годов) Павла Нефедова. Издание будет полезно всем, кто интересуется историей и культурой России и ее столицы, а также студентам, исследователям, музейным работникам, экскурсоводам и другим представителям профессионального сообщества. Множество архитектурных рисунков, чертежей, фотографий, плакатов и документов опубликованы впервые.

Книгу «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ» можно приобрести на сайте издательства «Бослен». В сентябре 2022 года она также появится в сувенирных магазинах центра «Космонавтика и авиация» и арки Главного входа ВДНХ, официальном интернет-магазине Выставки. Кроме того, книга будет продаваться в крупных книготорговых сетях и в музейных магазинах Москвы, а также ее уже можно заказать на сайтах «Лабиринта» и «Озона».

Как изначально назывался нынешний павильон космос

После реставрации на ВДНХ открылся один из самых известных павильонов — «Космос». Это история о том, как и когда было построено это знаменитое здание, кем были его архитекторы и скульпторы.

центр «Космонавтика и авиация» Как мы построили «Космос»

После реставрации на ВДНХ открылся один из самых известных павильонов — «Космос». Это история о том, как и когда было построено это знаменитое здание, кем были его архитекторы и скульпторы.

Первый план

17 февраля 1935 года на втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников Иосиф Сталин подписал указ о строительстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), которая должна была продемонстрировать успехи сельского хозяйства СССР. Открытие было намечено на 1937 год — к 20-му юбилею Октябрьской революции. Среди ведущих архитекторов страны был объявлен конкурс на лучший проект будущей выставки. К работе были привлечены 20 лучших мастерских страны.

Среди множества проектов выбрали наиболее практичный, хорошо продуманный и тесно привязанный к местности проект Вячеслава Олтаржевского. По задумке автора, «основными звеньями композиции генерального плана являлись три главные группы: вступительная площадь, площадь Народов СССР и производственный центр сельского хозяйства». Именно на площади Механизации (ныне — площадь Промышленности) должны были располагаться основные павильоны отраслевого сельскохозяйственного производства, в первую очередь увенчанный башней павильон «Механизация».


Первый план

17 февраля 1935 года на втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников Иосиф Сталин подписал указ о строительстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), которая должна была продемонстрировать успехи сельского хозяйства СССР. Открытие было намечено на 1937 год — к 20-му юбилею Октябрьской революции. Среди ведущих архитекторов страны был объявлен конкурс на лучший проект будущей выставки. К работе были привлечены 20 лучших мастерских страны.

Среди множества проектов выбрали наиболее практичный, хорошо продуманный и тесно привязанный к местности проект Вячеслава Олтаржевского. По задумке автора, «основными звеньями композиции генерального плана являлись три главные группы: вступительная площадь, площадь Народов СССР и производственный центр сельского хозяйства». Именно на площади Механизации (ныне — площадь Промышленности) должны были располагаться основные павильоны отраслевого сельскохозяйственного производства, в первую очередь увенчанный башней павильон «Механизация».

Биография: Вячеслав Константинович Олтаржевский

(17 [29] марта 1880 — 24 апреля 1966)
— русский и советский архитектор, крупнейший специалист по высотному строительству, первый главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). С 1901 по 1908 год обучался на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году, в период закрытия училища, в течение года обучался в Венской академии художеств у Отто Вагнера. В 1924–1935 годах был командирован в США, где экстерном окончил Нью-Йоркский университет и работал на высотном строительстве. Авторству Олтаржевского принадлежит труд «Строительство высотных зданий в Москве», обобщивший практику проектирования и строительства сталинских высоток.

Однако план открыть ВСХВ к 20-летию Октябрьской революции, в ноябре 1937 года, так и не был реализован: создать всего за год такой огромный выставочный комплекс было просто невозможно. Открытие было перенесено на 1938 год, но и этот срок оказался нереальным.

Тем не менее к 1937 году уже был построен ряд значительных сооружений выставки: по проектам Олтаржевского и его помощников были возведены здание Главного входа, павильоны «Механизация», «Зерно» и другие.

Особенно интересен был павильон «Механизация», созданный Олтаржевским в содружестве с художником Львом Бруни. Над ним возвышался деревянный купол диаметром 25 метров, увенчанный решетчатой башней высотой 49,5 метра. В целом павильон был построен в виде многоярусной башни, стиль которой позже использовался автором и в архитектуре высотных зданий.

Однако план открыть ВСХВ к 20-летию Октябрьской революции, в ноябре 1937 года, так и не был реализован: создать всего за год такой огромный выставочный комплекс было просто невозможно. Открытие было перенесено на 1938 год, но и этот срок оказался нереальным.

Тем не менее к 1937 году уже был построен ряд значительных сооружений выставки: по проектам Олтаржевского и его помощников были возведены здание Главного входа, павильоны «Механизация», «Зерно» и другие.

Особенно интересен был павильон «Механизация», созданный Олтаржевским в содружестве с художником Львом Бруни. Над ним возвышался деревянный купол диаметром 25 метров, увенчанный решетчатой башней высотой 49,5 метра. В целом павильон был построен в виде многоярусной башни, стиль которой позже использовался автором и в архитектуре высотных зданий.

Биография: Лев Александрович Бруни Left Right

Проект павильона «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. 1936 год. Архитектор В.К.Олтаржевский

Проект интерьера павильона «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. 1936 год. Архитектор В.К.Олтаржевский

В 1938 году ВСХВ посетила правительственная комиссия, которая осмотрела уже построенные павильоны и вынесла отрицательный вердикт. Выставку посчитали слишком скромной, в павильонах не было «торжественной монументальности, которая должна отразить сталинскую эпоху». Критиковали и архитектуру отдельных павильонов, в частности «Механизации». В отчете говорилось: «Примитивные деревянные фермы этого уродливого павильона никак не соответствуют теме индустриализации сельского хозяйства. Кроме того, неудачные габариты заставляют решать внутреннюю планировку павильона таким образом, что внутри него нельзя, по существу, показать замечательные машины, действующие сейчас на социалистических полях». В итоге в 1938 году павильон был снесен.

Причины срыва установленных сроков и недостатков строительства нашли в действиях «вредителей». Был арестован и главный архитектор — Вячеслав Олтаржевский. В июне 1938 года сослан в Воркуту.

В 1938 году ВСХВ посетила правительственная комиссия, которая осмотрела уже построенные павильоны и вынесла отрицательный вердикт. Выставку посчитали слишком скромной, в павильонах не было «торжественной монументальности, которая должна отразить сталинскую эпоху». Критиковали и архитектуру отдельных павильонов, в частности «Механизации». В отчете говорилось: «Примитивные деревянные фермы этого уродливого павильона никак не соответствуют теме индустриализации сельского хозяйства. Кроме того, неудачные габариты заставляют решать внутреннюю планировку павильона таким образом, что внутри него нельзя, по существу, показать замечательные машины, действующие сейчас на социалистических полях». В итоге в 1938 году павильон был снесен.

Причины срыва установленных сроков и недостатков строительства нашли в действиях «вредителей». Был арестован и главный архитектор — Вячеслав Олтаржевский. В июне 1938 года сослан в Воркуту.

Примечание

Вячеслав Олтаржевский был освобожден в 1943 году, смог вернуться к профессиональной деятельности и создал еще немало прекрасных зданий, среди которых гостиница «Украина», памятник на Бородинском поле, здание вокзала в Ростове-на-Дону, здание Латвийской академии наук в Риге и многие другие.

Скульптура И.В.Сталина на площади Механизации ВСХВ СССР. 1939 год. Автор фото: Анатолий Гаранин, МИА «Россия сегодня»

Торжественное открытие

Ко дню официального открытия — 1 августа 1939 года — под руководством главного архитектора Москвы В.В.Чернышева ансамбль ВСХВ преобразился. По сравнению с первоначальными планами количество высотных акцентов значительно уменьшилось, преобразился и павильон «Механизация»: построенный в виде огромного эллинга, похожий на здание Киевского вокзала в Москве, он протянулся от Главной аллеи к прудам. Авторами проекта были Виктор Андреев и супруги Иван Таранов и Надежда Быкова.


Торжественное открытие

Ко дню официального открытия — 1 августа 1939 года — под руководством главного архитектора Москвы В.В.Чернышева ансамбль ВСХВ преобразился. По сравнению с первоначальными планами количество высотных акцентов значительно уменьшилось, преобразился и павильон «Механизация»: построенный в виде огромного эллинга, похожий на здание Киевского вокзала в Москве, он протянулся от Главной аллеи к прудам. Авторами проекта были Виктор Андреев и супруги Иван Таранов и Надежда Быкова.

Биография: Виктор Семенович Андреев

(3 [16] сентября 1905, Харьков — 1988, Москва)
— советский архитектор, народный архитектор СССР, лауреат Сталинской премии третьей степени. В 1930 году окончил архитектурный факультет Харьковского государственного художественного института. В 1943–1957 годах преподавал в Московском архитектурном институте. С 1962 года руководил застройкой московских районов Медведково и Свиблово.

Биография: Иван Георгиевич Таранов

(3 февраля 1906, город Зергже, Варшавская губерния — 1979, Москва)
— советский архитектор, автор 11 станций Московского метрополитена (девять из них — в соавторстве с женой, архитектором Н.А.Быковой), лауреат Сталинской премии второй степени. В 1923 году поступил в Харьковское художественное училище, потом – в Харьковский политехнический институт на архитектурный факультет. В 1932 году был направлен в Москву для проектирования метро, где встретил Надежду Быкову.

Биография: Надежда Александровна Быкова

(14 ноября 1907, город Серпухов — 1997, Москва)
— советский архитектор, автор 10 станций Московского метрополитена (девять из них — в соавторстве с мужем, архитектором И.Г.Тарановым). Лауреат Сталинской премии второй степени. Родилась в семье земского врача. Окончив школу, планировала обучаться на медика, но получила разнарядку в московские Высшие художественно-технические мастерские, которые окончила в 1930 году по классу архитектуры (обучалась у Н.А.Ладовского). C 1932 года — инженер Метропроекта.

Эллинг (нидерл. helling)

— сооружение, предназначенное для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей, аэростатов или судов на берегу. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году в городе Акроне (штат Огайо, США).

Павильон «Механизация» на площади Механизации ВСХВ СССР

Главный фасад здания из стали, стекла и бетона выходил на площадь Механизации. Сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах, были видны с любой точки ВСХВ. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».

Конструкция была украшена стальными стеклянными аркадами и двухъярусными галереями-лестницами. Этот прием сохранял первоначальный план площади Механизации, спроектированной Вячеславом Олтаржевским, и создавал эффект арки, перекинутой через Главную аллею и не закрывающей перспективу до самого горизонта.

Автором скульптур и барельефов павильона выступила группа студентов под руководством Сергея Меркурова.

Главный фасад здания из стали, стекла и бетона выходил на площадь Механизации. Сельскохозяйственные машины, расположенные вдоль аллеи на двух ярусах, были видны с любой точки ВСХВ. Техника словно строем двигалась по конвейерам, что, по замыслу авторов проекта, создавало «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».

Конструкция была украшена стальными стеклянными аркадами и двухъярусными галереями-лестницами. Этот прием сохранял первоначальный план площади Механизации, спроектированной Вячеславом Олтаржевским, и создавал эффект арки, перекинутой через Главную аллею и не закрывающей перспективу до самого горизонта.

Автором скульптур и барельефов павильона выступила группа студентов под руководством Сергея Меркурова.

Биография: Сергей Дмитриевич Меркуров

(26 октября [7 ноября] 1881, Александрополь, Эриванская губерния — 8 июня 1952, Москва)
— советский скульптор-монументалист, директор ГМИИ имени А.С.Пушкина (1944–1949 годы), академик Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий первой степени. Обучался в Киевском политехническом институте, в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета, был учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера, до 1905 года учился у профессора Вильгельма Рюмана в Мюнхенской академии художеств. Автор многочисленных монументов И.В.Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР — в Ереване (1950), на входе в канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939)) и В.И.Ленину.

Вид на фонтан «Колос» и павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» на ВСХВ СССР. 1954 год. Автор фото: В.Носков, МИА «Россия сегодня»

Тот самый купол

К 1954 году павильон расширил экспозицию и получил новое название — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой эллинг старого павильона получил продолжение в виде двухэтажного зала со стеклянным куполом и приобрел современный вид.

Авторами проекта реконструкции здания выступили архитекторы Виктор Андреев и Иван Таранов, которые работали над предыдущим проектом. Главным конструктором был назначен М.М.Лимановский, конструктором купола стал Г.Б.Гордон.

Высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 метров (общая высота павильона — 75 метров). Купол держался на четырех мощных арках и освещался 24 световыми лучами, расходящимися из вершины, для чего вдоль окружности были установлены лампы. Но эта задумка требовала доработки, так как лучи не имели композиционного центра. Тогда у Ивана Таранова появилась идея поместить в центр звезду с Троицкой башни Московского Кремля, которая стала основной люстрой центрального зала и центром всей его композиции. Такие звезды, выполненные по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского, украшали кремлевские башни с 1935 по 1937 год, а затем их заменили рубиновыми с внутренней подсветкой.


Тот самый купол

К 1954 году павильон расширил экспозицию и получил новое название — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой эллинг старого павильона получил продолжение в виде двухэтажного зала со стеклянным куполом и приобрел современный вид.

Авторами проекта реконструкции здания выступили архитекторы Виктор Андреев и Иван Таранов, которые работали над предыдущим проектом. Главным конструктором был назначен М.М.Лимановский, конструктором купола стал Г.Б.Гордон.

Высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 метров (общая высота павильона — 75 метров). Купол держался на четырех мощных арках и освещался 24 световыми лучами, расходящимися из вершины, для чего вдоль окружности были установлены лампы. Но эта задумка требовала доработки, так как лучи не имели композиционного центра. Тогда у Ивана Таранова появилась идея поместить в центр звезду с Троицкой башни Московского Кремля, которая стала основной люстрой центрального зала и центром всей его композиции. Такие звезды, выполненные по эскизам народного художника СССР Федора Федоровского, украшали кремлевские башни с 1935 по 1937 год, а затем их заменили рубиновыми с внутренней подсветкой.

Источники:

  • https://moscowseasons.com/articles/12-interesnykh-faktov-o-pavilone-kosmos-na-vdnkh/
  • https://cosmos.vdnh.ru/news/55-let-nazad-pavilon-34-na-vdnkh-poluchil-istoricheskoe-nazvanie-kosmos/
  • https://ria.ru/20180413/1518386429.html
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.45567321777344Mb; real memory usage: 2Mb