Турбулентность ясного неба: почему полеты становятся все менее комфортными

Турбулентность в перелетах участится: что это значит для пассажиров, объясняют ученые

Частный самолет

Многие путешественники знакомы с тревожным ощущением турбулентности на борту самолета. Только в прошлом месяце десятки пассажиров получили травмы во время авиарейсов, передает NUR.KZ со ссылкой на NYTimes. Инциденты вызывают вопросы, становится ли турбулентность более частой и сильной.

Что такое турбулентность

Турбулентность — это нестабильное движение воздуха, вызванное изменением скорости и направления ветра. Она может быть разной силы и вызывать незначительные или сильные колебания высоты и скорости воздуха. Турбулентность может возникать как во время непогоды, так и при ясной погоде. Ее трудно заметить глазом и на радаре.

Есть четыре классификации турбулентности по ее силе: слабая, умеренная, сильная и экстремальная. Во время экстремальной турбулентности пилоты могут потерять контроль над самолетом, а сама конструкция авиатранспорта может повредиться, согласно данным Национальной метеорологической службы.

Турбулентность случается все чаще: почему так

Исследования показывают, что турбулентность увеличивается из-за климатических изменений. Пол Уильямс, профессор в Университете Рединга в Англии, изучал это явление более десяти лет. Он утверждает, что турбулентность ясного неба (то есть турбулентность без туч и плохой погоды, исключительно из-за попадания самолета между двумя воздушными потоками) происходит все чаще, и ее случаи могут утроиться к концу века.

Такой вид турбулентности чаще всего возникает на больших высотах и зимой. Исследование Пола Уильямса свидетельствует о том, что в ближайшие годы сложных полетов станет больше. Потенциально это может привести к большему количеству травм пассажиров и членов экипажа.

Самолет в облаках

Как турбулентность контролируется и измеряется

Метеорологи применяют разные методы для прогнозирования условий полета. Они используют различные алгоритмы, спутники и радиолокационные системы для составления авиационных прогнозов. Такие технологии позволяют определить холодный воздух, скорость ветра, будущую грозу, а также вероятность, время и место возможной турбулентности.

Дженнифер Строозас из Национальной службы погоды назвала турбулентность одним из самых сложных явлений для прогнозирования. На основе прогнозов погоды и советов диспетчеров, пилоты пытаются обойти зоны турбулентности, меняя высоту полета. Это может привести к дополнительному расходу топлива.

Роберт Самволт, бывший председатель Национального совета по безопасности транспорта, подчеркивает, что невозможно предсказать и предотвратить турбулентность. Всегда существует вероятность неожиданного резкого ветра. Турбулентность представляет большую угрозу для небольших самолетов, которые более чувствительны к изменениям скорости ветра, чем крупные коммерческие авиалайнеры.

Опасна ли турбулентность

Самолеты редко получают повреждения из-за турбулентности, но она может спровоцировать травмы пассажиров и членов экипажа. Эксперты советуют всегда пристегиваться во время полета. «Если вы пристегнуты, вероятность травмы снижается», — утверждает профессор Томас Гвинн.

В случае сильной турбулентности вертикальное движение самолета может превысить силу гравитации. Тогда непристегнутые пассажиры станут «снарядами» и начнут парить над креслами, словно гравитацию отключили.

Смертельные случаи из-за турбулентности крайне редки, но возможны. В 1997 году пассажирка United Airlines погибла из-за травмы, полученной во время турбулентности. Самолет, который вылетел из Токио в Гонолулу, испытал сильную турбулентность над Тихим океаном, согласно расследованию от NTSB.

Пассажиры в самолете

Безопасно ли ребенку сидеть на коленях

Детей до двух лет разрешено держать на коленях во время полета, но многие эксперты считают, что это небезопасно. Профсоюз стюардесс продолжает настаивать на том, чтобы каждый пассажир, независимо от возраста, имел свое сиденье. Сара Нельсон, президент профсоюза, считает, что необходимо использовать детские автокресла во время полетов.

Федеральное агентство авиации (FAA) также советует использовать системы фиксации для обеспечения безопасности детей на борту. Агентство предоставляет информацию о правильной установке их на сиденья самолета. FAA, NTSB и Американская академия педиатрии рекомендуют фиксировать маленьких детей в отдельных сиденьях или детских автокреслах.

Турбулентность — сложно прогнозируемое и неизбежное явление во время полетов. Чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность детей, следует соблюдать рекомендации специалистов: оставаться в кресле и быть пристегнутыми во время полета.

Турбулентность ясного неба: почему полеты становятся все менее комфортными

Турбулентность самолета при попадании в облако, а также при наборе высоты — это штатная ситуация. Но от тряски на ровном месте в отличную погоду становится не по себе. Объясняем, почему это происходит и стоит ли переживать.

Представьте, что ваш самолет уже набрал высоту, сигнал «пристегните ремни» погас, хныкавшие дети получили наконец свободу и перестали плакать. В иллюминаторы светит солнце, небо синее — жизнь прекрасна. И тут самолет начинает трясти.

Вы инстинктивно хватаетесь за ручку кресла, бортпроводник просит всех занять свои места. Вибрации вскоре заканчиваются, вы успокаиваетесь, но вдруг самолет проваливается вниз — да так, что ваш желудок подпрыгивает к гландам. Вы не понимаете, что происходит и стоит ли уже паниковать.

Турбулентность

Падение без предупреждения

Такое явление называется турбулентностью ясного неба. Пилоты еще говорят «болтанка при ясном небе». Оно связано с попаданием самолета в поток, скорость которого существенно отличается от скорости движения основной массы воздуха. Поток прорезает атмосферу, в отличие от обычной турбулентности, его невозможно увидеть или засечь с помощью приборов. Причем с привычной турбулентностью как раз все понятно — она возникает из-за вертикальных перемещений воздуха.

По утрам турбулентность всегда происходит в нижних слоях атмосферы, когда солнце начинает прогревать землю и теплый воздух поднимается вверх. Это явление тоже можно ощутить при ясном небе, но оно предсказуемо, да и трясет не слишком сильно.

В обычной турбулентности нет ничего страшного — тем более что она предсказуема

Вертикальные потоки в облаках мощнее, но это не так страшно — ведь на них у самолетов рассчитан запас прочности. В грозовых фронтах турбулентность может принимать опасный размах, но пилоты их просто избегают. А вот турбулентность ясного неба — другое дело.

Скоростные струи

Сильнее всего турбулентность ясного неба проявлена в потоках воздуха, постоянно движущихся над землей на большой высоте. Авиакомпании любят использовать их, чтобы увеличить скорость и сократить время в пути. Эти регулярные небесные течения время от времени рассекают воздушные струи с неожиданно высокими скоростями. На границах потоков возникают нестабильные области — в них лайнеры и могут проваливаться на десятки метров. Увы, это не только неприятно, но и опасно.

Держите ремни пристегнутыми, а личные вещи — на багажных полках или под сиденьями

Турбулентность ясного неба опасна как для пассажиров, которые в этот момент оказываются непристегнутыми, так и для самолетов, не рассчитанных на такие ситуации. Конечно, лайнеры не разваливаются пополам, но срок их службы сокращается. Впрочем, раньше самолеты были менее выносливыми — в 1960-е произошло несколько катастроф именно из-за турбулентности ясного неба.

Дальше будет хуже

В наши дни турбулентность ясного неба стала проявляться все чаще. Ученые из Университета Рединга в Англии обнаружили, что частота явления в струйном течении Северной Атлантики с 1979 по 2020 год увеличилась на 55%. Правда, по их наблюдениям, сильная турбулентность все же встречается относительно редко: ее проявляет лишь 0,1% атмосферы.

Это означает, что в среднем на восемь часов полета может приходиться примерно 30 секунд сильной «болтанки» и воздушных ям. На практике скорее получится, что на каждые 10 восьмичасовых полетов, которые совершает человек, 9 не будут иметь сильной турбулентности, а в одном будет трясти несколько минут.

Облака — источник турбулентности. Она возникает и внутри фронта, и на его периферии.

Прямого объяснения этому явлению у метеорологов нет. Однако то, что ситуация в верхних слоях атмосферы год от года меняется, это факт. Авиастроителям, похоже, придется закладывать в самолеты больший запас прочности, а пассажирам держать ремни пристегнутыми во время полета — как нам обычно и рекомендуют.

Это тоже интересно:

  • Как глушат сигналы GPS и ГЛОНАСС и почему это не мешает беспилотникам заходить на цель
  • Почему жара становится все страшнее и как можно спастись
  • Почему небоскребы не рушатся во время землетрясений

Источники:

  • https://www.nur.kz/kaleidoscope/2015920-turbulentnost-v-pereletah-uchastitsya-chto-eto-znachit-dlya-passazhirov-obyasnyayut-uchenye/
  • https://hi-tech.mail.ru/review/101860-turbulentnost-yasnogo-neba/
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.40118408203125Mb; real memory usage: 2Mb