Калмыки: религия, традиции, история народа
Какую религию исповедуют калмыки
Какую сегодня религию исповедуют калмыки, живущие в России и за ее пределами? История подсказывает, что исходное вероисповедание людей, говорящих на языке монголоидной группы и населяющих находящуюся в России Республику Калмыкия, – это шаманизм. Некоторые черты и обряды шаманской языческой веры сохранились до наших дней, прочно вплелись в современные верования. В то же время сегодня большинство калмыков исповедуют несколько неожиданный для европейской части России буддизм. Есть среди них и православные. Как и среди представителей других народов, в небольшом количестве присутствуют приверженцы других вероисповеданий (католики, протестанты, мусульмане и др.). В этой статье попробуем разобраться, как образовалось это своеобразное сплетение верований.
Откуда взялись калмыки
Исторически этот народ образовался при отделении от Монгольской империи, созданной завоеваниями Чингисхана. Он является частью ойратских племен (так ученые-этнологи называют общих предков современных монгольских народностей). Даже современное самоназвание народа «калмыки», предположительно, произошло от тюркского глагола, означавшего «отделяться». Так их в свое время прозвали соседствующие с ними татарские племена. Впрочем, одна из трактовок объясняет это «отделение» не столько сменой географического расположения стоянок кочевого народа, сколько заменой шаманской языческой веры буддизмом. В XVI–XVII веках ойраты – предки современных калмыков – откочевали из Джунгарии, расположенной отчасти в северном Синцьзяне и в одной из областей Центральной Азии. Через территорию, принадлежащую сегодня Казахстану, кочевники пришли сначала в Восточную Сибирь. Позже перебрались в низовья Волги и закрепились в северной части Прикаспия. Именно там и сформировалась обособленная этногруппа, давшая начало современной калмыцкой народности. Антропологически калмыцкий народ принадлежит к центральноазиатскому типу североазиатской монголоидной расы. Для представителей этого народа характерна типичная монголоидная внешность с узким разрезом глаз и широким сплюснутым лицом.
Со временем представители этого нового этноса приобрели языковую специфику и самобытные этнические особенности. Образовалось Калмыцкое ханство, существовавшее в XVII–XVIII веках. Лишь к середине XIX века большая часть народа пришла к оседлому образу жизни, перешла от кочевого и полукочевого скотоводства к земледелию и ремесленному делу. В то время обособленные улусы (кочевья) получили от российских властей статус административно-территориальных единиц. Внутри народности до сих пор существуют многочисленные родоплеменные группы-субэтносы: дербеты, олёты, торгуты, бузавы, хошеуты, хойты и др. По решенною российского правительства они и стали отдельными улусами. Большинство калмыков проживает в Калмыкии – это около 179 547 человек. В Астраханской области их примерно 6624. Наиболее крупные диаспоры, находящиеся за пределами Российской Федерации, вмещают около 4000 калмыков в Киргизии, примерно 2000 в США и приблизительно 1000 во Франции.
Шаманизм – традиционное вероисповедание
До XVII века шаманизм, а именно тенгрианство, оставалось основной верой кочевого народа. Эта вера у калмыков сохранилась еще с тех времен, когда они были частью Монгольской империи Чингисхана. «Вечное синее небо» – так интерпретируется с языка монголов слово «тенгрианство» – подразумевало обожествление неба, земли, гор, воды, деревьев и др. Практиковался культ предков, который соединился со временем с буддийскими верованиями. Тенгрианцы не строили храмов, ведь к небу можно обратиться в любом месте планеты. Но они приносили ритуальные жертвы обожествленному огню и животным, которых считали тотемными. Путешественник-ученый П. С. Паллас отмечал большую роль шаманов (чародеек «удугун» и чародеев «бе»).
Со временем традиционная религия претерпела изменения, включила в себя черты других верований. Современные калмыки в качестве важных тенгрианских постулатов выводят «происхождение человека от неба», единение его с самим собой, обществом и природой. Считают обман и уныние большими грехами. Этих взглядов отчасти могут придерживаться люди, исповедующие другие религии. К примеру, буддисты или даже христиане. Следы архаичных религиозных представлений прослеживаются в культуре и праздниках народа, составляют его самобытные национальные традиции. Особенно ярко они проступают в Цаган Саре – праздновании наступления Нового года и весны.
В июне почитателями шаманизма проводился важный праздник почитания богов земли, отголоски которого еще можно встретить и в праздничном календаре современных калмыков, в праздновании Урюса.
Кроме того, в Калмыкии есть еще и особенное празднование, посвященное почитанию природы, по факту не связанное ни с одной из исповедуемых в ней религий. Это праздник тюльпанов, учрежденный президентом республики. Он призван показать ее гостям уникальную красоту цветущей земли, заросшей полями ярких алых тюльпанов, и напомнить жителям о ее ценности. Первый такой «Гимн тюльпану» прошел в 1996 году. С 2013 года это полноценный фольклорно-этнографический фестиваль, эколого-просветительское мероприятие, знакомящее всех участников с калмыцкой культурой и помогающее сохранить дикорастущие краснокнижные тюльпаны Шренка.
Буддизм в Калмыкии
Под воздействием тибетских миссионеров языческая религия у калмыков сменилась буддизмом тибетской школы Гелуг. Народ в большинстве стал его приверженцем. Впрочем, и людей, сохранявших верность старой вере, оставалось немало. Что вызвало некоторые раскольнические течения в обществе. До 1771 года в составе России существовало Калмыкское ханство. В ту пору российские правители крайне мало обращали внимание на внутреннее устройство ханства. Они не вмешивались в вопросы культуры и религии. Со временем ситуация менялась. Принявшие православие калмыки стали получать заметные преимущества. Они могли селиться в любых городах и селах России. Но даже это не заставило калмыков полностью отказаться от буддизма. Спустя века эта вера остается у них главенствующей.
С конца XVIII века давление стало более сильным. Права некрещеных калмыков ограничивались все сильнее. В 1771 году ханство и вовсе было ликвидировано, управление этими землями было основательно реорганизовано. Была создана «Экспедиция калмыцких дел для сохранения прав и традиций народа». К середине XIX века для обращения калмыков в христианство даже начали преподавать калмыцкий язык в духовных семинариях. В 1871 году при Православном миссионерском комитете были открыты приют и училище, где калмыки получали достойное образование. Впрочем, часть народа, не пожелавшая менять веру, откочевала обратно в Джунгарию.
В 1926 году, при советской власти, Калмыкия стала автономной областью. Конечно, религиозная жизнь населявших ее людей в то время оставалась в запустении. В 1943 году народ был депортирован, а в 1953-м снова возвращен на свою землю. Сегодня в республике сосуществуют не только буддизм и православие, но и другие исповедания.
Особенности буддизма в Калмыкии
Калмыцкие буддисты придерживаются собственного календаря. В нем зимний Новый год – Зул (праздник лампад, день прибавления возраста у калмыцкого народа) – наступает в 10-м лунном месяце 25-го числа. В пересчете на григорианский календарь дата получается преходящей. В 2023 году она приходится на 8 декабря, а в 2024-м – на 25-е число того же месяца. В этот день повсеместно в храмах и домах, в магазинах и кафе зажигают огни, которые в короткий зимний день должны стать даром богу солнца. Впрочем, они отмечают и еще один Новый год (Цаган Сар) вместе с остальными буддийскими странами – в первый лунный месяц, как это происходит в Тибете, Бурятии, Монголии, Китае, Японии. Во времена шаманизма это был праздник наступления весны – время, когда сворачивали войлочные шатры, снимались с уже истощившихся стойбищ и отправлялись искать новые богатые пастбища.
Культ Белого Старца («Хозяина года», «Хозяин всей земли») у калмыков восходит к языческим верованиям. Раньше это было языческое божество – супруг Земли, повелитель людей, домашних и диких животных, покровитель земли, вод, гор. Его и сегодня считают общекалмыцким покровителем, хранителем мира и благополучия, долголетия и богатства. Сегодня Белый Старец является и частью калмыцкого буддистского пантеона. Поклонение подобным божествам есть и в других народностях. Буряты часто отождествляют Белого Старца с православным святым Николаем Чудотворцем. Его они, как и калмыки, называют новогодним волшебником. Монголы именуют его «Хозяином земли», «Хозяином скота». Свои «Белые Старцы» есть в Тибете, Японии и Китае.
Элиста – центр буддийской культуры
Столица Калмыкии Элиста, конечно же, является ее культурным и религиозным центром. Основное вероисповедание калмыков – буддизм. Обилие буддистских храмов, особенный «тибетский» колорит, прослеживающийся в архитектуре зданий, делает ее особенным местом, непохожим на другие города России. Элиста выглядит несколько неожиданно для города в европейской части России, расположенного в Поволжье. Изящные пагоды и тематический фонтан в виде трех золотых лотосов, специфические «Золотые ворота» создают его колорит.
Экскурсанты чаще всего осматривают в городе Золотую обитель Будды Шакьямуни – один из крупнейших в Европе буддистских храмов, который к тому же хвастается второй по величине статуей Будды в Европе.
Гости столицы спешат загадать желания, проходя под Золотыми воротами, и полюбоваться «Золотым всадником», «прискакавшим» из древнего калмыцкого эпоса «Джангар». Впрочем, есть в городе и христианские храмы, в которых проповедуют православие. К примеру, Казанский кафедральный собор.
Калмыки в России: православие
Элистинская и Калмыцкая епархия православной церкви была впервые создана в республике в 1995 году. Впрочем, история православия началась на этих землях задолго до этого. Еще в 1724 году Петром I была подарена походная церковь Воскресения Христова принявшему крещение внуку хана Аюки. Позже было создано несколько улусных церквей. Николай I в 1846 году издал указ о создании в Калмыцкой степи стационарных поселений, в которых сразу же стали возводить православные храмы. При советской власти они были закрыты. В 1942-м фашистские оккупанты, чтобы привлечь на свою сторону местных жителей, позволили религиозным общинам возродить свои молельные дома. После освобождения Калмыкии от гитлеровцев открытыми, действующими остались две церкви. Такое положение сохранялось до конца 80-х годов.
Другие религии
Католицизм, протестантизм, ислам и др. тоже присутствуют в республике Калмыкия. Но количество последователей этих вероисповеданий крайне мало. Чаще всего их исповедуют люди, приехавшие в нее из других мест. Ислама в основном придерживаются сарт-калмыки, проживающие в Иссык-Кульской области Киргизии. Они относятся к этногруппе олётов.
Традиционные особенности
От шаманских времен до наших дней сохранилось особое почитание огня. В нем калмыки видят олицетворение солнца. Даже среди сторонников других верований сохранились запреты-суеверия, касающиеся огня. Его нельзя переступать, серьезным грехом считается плевок в пламя. Затушить его можно только горстями земли или песка, воду для этого не используют, это запрещено. Считается, что лучше пусть костер потухнет сам, чем будет залит. Поклонение огню сохранилось с тех времен, когда перед установкой кибитки огнем очищали место, на котором будет какое-то время стоять жилище кочевника. Огонь в этом случае разгонял скорпионов, змей и других опасных существ, которые могли повредить человеку. Современная культура сохранила этот обычай очищения, и сегодня, даже поселяясь в новую квартиру, хозяева прежде всего проносят по всем комнатам небольшую чашу с огнем.
Поклонение огню
Для калмыков огонь остается проводником между миром живых людей и тонкими материями. Издавна шаманизм предполагал ритуалы, задачей которых было жертвоприношениями умилостивить огонь. Эти обряды сопровождали каждую свадьбу. На 7 и 49-й дни после похорон родственники стремятся «накормить» умершего, принося огню в жертву барана. Божественную силу огня используют для очистительных ритуалов. К примеру, в определенные дни года на праздники обходят вокруг дома с огнем, таким образом очищая жилище. Огонь участвует в благословении детей. Религия калмыков воспринимает почитание огня сегодня не только как языческую, но и как буддийскую традицию. Язычники видят в пламени олицетворение бога солнца и приносят ему в жертву продукты «теплой природы», буддисты представляют его как символ мудрости, сжигающий любое невежество.
Переплетение разных верований, их взаимное сосуществование объясняются древностью и кочевым характером калмыцкого народа, его неунывающим характером. В наши дни исповедуется большинством представителей народности калмыки религия буддизм, но и число православных христиан среди представителей этого этноса остается заметным.
Калмыки: религия, традиции, история народа
Традиции и религия калмыков хранят в себе тайны прошлого, как бы сильно не сказались на них веяния нового века. Гордый народ значительно потерял в количестве, но не утратил веру в свои силы и продолжает чтить обычаи предков.
История
Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.
- торгоуты – это личная охрана высокопоставленных лиц, монгольских ханов;
- хошеуты шли на передовой в числе войска;
- дербеты – это конная армия и другие.
В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.
После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.
Видео расскажет больше о причинах депортации:
Культура и быт народа Калмыкии
Обычаи продиктованы историческими факторами и теми условиями, в которых приходилось пребывать калмыкам от начала существования на теперешней земле. Жители республики соединили в себе несоединимые аспекты:
- язык монголоидной группы;
- буддийское вероисповедание;
- представляет кочевнический народ.
В повседневной жизни калмык заботился о скоте, тепле жилья и пропитании. Источником питья в степи также были животные — излюбленный напиток кумыс. Готовили на костре, поэтому питались тушеной и жареной говядиной или бараниной.
Ответственность за выбор спутника жизни ложился на родителей, так как они именно они принимали решение без участия «главных героев». Молодой семье необходимо было отдельное жилье, поэтому родственники парня ставили палатку, а девушки — наполняли домашней утварью. Дату помогал назначать астролог, который определял идеальный день.
Культурным наследием выступает художественная литература, сохранившая описание жизни и быта предков. Прекрасными свидетельствами творчества стали: «Джангар», «Сказание о Гесере», «О подвигах богатыря Санары». |
Вероисповедание
Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:
- шаманизм;
- буддизм;
- православное христианство.
Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.
В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.
Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.
Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.
Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».
Обычаи и праздники калмыков
Кочевой народ умел ценить важные для суровой жизни вещи — в степи это прежде всего огонь. Его здесь почитали испокон веков, называя святым. Не принято было плевать в него, переступать, бросать в костер мусор, даже тушить водой. Желательно подождать пока он сам сойдет на нет, в крайнем случае можно было засыпать песком, горсткой земли.
Культ огня сохранился у шаманов — в их традициях животные жертвоприношения во время погребения усопшего, празднования свадьбы, благословения ребенка. К тому же, страсть к нему поэтично описана и воспета во многочисленных произведениях народа, которые дошли к нам сквозь века. Красный цвет присутствует в убранстве архитектурных сооружений и национальной одежде.
Новый год
Праздник Зул (лампада или светильник) за шесть веков был преобразован в Новый год. 22 декабря, когда наступает самый короткий день, в каждом доме, магазине, кафе, в храмах и на улицах зажигаются огни. В древнее время считалось, что чем больше и ярче факелы и костры, тем довольнее будет бог солнца, принявший дар.
Наступление весны
Зима истощала все запасы, убивала скот (до XIX века его выписали круглый год) и вредила болезнями. Завершение этого тяжелого периода отмечали праздником Цаган сар, что в переводе означает «белый месяц». Палатки сворачивали, чтобы переселиться на новый места для выпаса, к тому же у животных ожидался приплод.
Ритуал совершался на рассвете — жители приходили к храму еще ночью и с появлением солнца приступали к молитве. В этот день младшее поколение преподносило угощения старшему.
Главный праздник лета
В июне необходимо было почтить богов земли. Ее плодами питался скот, от которого зависела жизнь калмыков. Чтобы на месте остановки всегда зеленела свежая трава, хозяин стада собирал его в одно место и окроплял молоком или кумысом. Выделенное для этого время довольно необычное — в полнолуние.
Праздник тюльпанов
Его происхождение датируется 90-ми — президент Калмыцкой республики учредил его для того, чтобы познакомить как можно больше людей с цветочными красотами их земли и напомнить ее жителям о ее ценности. Поля традиционных красных тюльпанов выглядят как полотно с тысячами играющих огоньков. Эти виды вдохновили танцевальный ансамбль народного творчества взять имя цветка. Он и многие другие представляют свои работы на обозрение празднующему народу в этот день.
Заключение
Узнать до конца кто такие калмыки, проникнуть в их степную душу, постичь глубину веры и традиции непросто. Малочисленная народность хранит обычаи предков, будучи частью прогрессивного общества.
Источники:
- https://skrepy.info/religii-narodov/kalmyki/
- https://7kul.ru/traditsii/obryady/kalmyki-religiya-traditsii-istoriya-naroda