Неправильная смерть: как на Руси покойные ходили

О Радонице просто и понятно: Почему православные радуются в день мёртвых

У православных христиан 7 мая наступила Радоница - день, когда живые радуются вместе с мёртвыми. Царьград рассказывает об этом празднике просто и понятно.

На девятый день после Пасхи православные христиане отмечают Радоницу — день, когда каждый верующий старается помолиться о своих дорогих усопших и разделить с ними радость Воскресения Христа. Вокруг этого парадоксального праздника сложилось немало заблуждений, поэтому Царьград рассказывает о его смысле и обычаях просто и понятно.

Радоница — один из светлых, радостных дней для верующих. На первый взгляд это кажется странным — какая же радость, если в этот день вспоминают умерших? Однако Церковь напоминает: у Бога нет мёртвых, у Бога все живы. И Радоница — день, когда те, кто составляет земную Церковь, вместе с членами небесной, Торжествующей Церкви прославляют воскресшего Христа.

Когда молиться о покойных

Надо отметить, обычай посещать на Пасху кладбища сложился в богоборческое советское время и не соответствует традициям. Ни на Пасху, ни всю Светлую неделю поминать усопших в Церкви не принято — в этот день не служат панихид, не посещают могил. Даже если кому-то довелось умереть в пасхальные дни, хоронят его по особому, пасхальному чину.

Только после Фомина воскресения возобновляется пение литии по усопшим. На Радоницу, во второй вторник после Пасхи, во всех церквях служат заупокойные панихиды и литии, а затем верующие идут крестным ходом на кладбище.

Специально к этому дню верующие стараются подать записки об упокоении, чтобы не они одни, но вся Церковь просила Бога простить согрешения и сохранить Его усопших детей в безмятежной и блаженной жизни, где нет никакой болезни, скорби и печали.

100 грамм или 100 рублей?

Обычай приносить спиртное на кладбище и выпивать "за упокой" для воцерковлённых людей совершенно неуместен. Для души усопшего не важны ни водка, ни пасхальное яичко, ни конфеты, которые иногда можно увидеть на могилах. Значение имеют лишь молитва и добрые дела, которые совершаются в память о покойных.

Поэтому на Радоницу уместнее разделить угощение с теми, кто нуждается в заботе и тепле. Милостыня — это способ достойно вспоминать и прославлять ушедших, учил святитель Иоанн Златоуст.

Православные святые учат, что добрые дела, совершаемые в память об усопших, могут облегчить их посмертную участь. Таким добрым делом может стать как волонтёрство и непосредственное участие в жизни людей, оказавшихся в трудной ситуации, так и пожертвование для Церкви и её обширных социальных программ или благотворительных фондов.

"Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием", - пишет св. Феофан Затворник.

А если некогда и никак?

В некоторых регионах России, например на Кубани, в Брянской и Саратовской областях, местные власти объявляют Радоницу выходным днём, чтобы все желающие могли принять участие в богослужениях и посетить кладбища.

Однако у тех, кто в этот день занят на работе или связан какими-то обстоятельствами, есть возможность помянуть своих родных. В православных молитвословах можно найти чин литии, который мирянин может совершить сам — дома, или, например, в выходные, приехав на кладбище.

На этом праздновение Светлого Воскресения Христова не заканчивается — оно будет продолжаться сорок дней, до самого праздника Вознесения Господня. И победа над смертью, одержанная Господом, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, потому мы, по слову Митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

"Неправильная" смерть: как на Руси покойные "ходили"

В Ростовской области появились в продаже осиновые колья для защиты от вампиров. Необычное объявление разместил в интернете житель Таганрога. За один деревянный кол он просит 35 тысяч рублей, при этом дает 100-процентную гарантию, что это оружие поможет в борьбе с вурдалаками и упырями. После уничтожения 10 вампиров продавец рекомендует проверить остроту кола и при необходимости его заточить. Это предложение просмотрели несколько тысяч пользователей. Нашелся ли среди них хотя бы один реальный покупатель, неизвестно. Вероятнее всего, автор объявления просто пошутил.

Однако наши предки всерьез считали, что вампира можно убить именно осиновым колом. Каких покойников древние славяне называли заложными? И почему на Руси самоубийц хоронили на перекрестках? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Пасха мертвых

Сегодня о таком празднике, как Пасха мертвых, знают немного, а несколько веков назад в русских деревнях его отмечали ежегодно в Чистый четверг. Наши предки верили, что в этот день души усопших приходят на землю к живым. Эта традиция берет начало в язычестве.

"В древнеславянской мифологии загробный мир называется Навь. У древних славян существовал так называемый День Нави, когда вспоминали умерших родственников. И даже после крещения Руси традиция не исчезла, а, скорее, видоизменилась. Например, в ночь на Чистый четверг пасхальной недели славяне накрывали столы, топили бани для того, чтобы души их предков таким образом знали, что о них помнят, их любят и чтут", – рассказал историк Петр Зубарев.

"Правильная" и "неправильная" смерть

На Руси считалось: не все души усопших попадают в загробный мир. Навьи, так славяне называли покойников, которых не приняли на том свете, продолжают бродить по земле. Согласно преданиям, древнеславянскими зомби становились те, кто умер не своей смертью.

"Славяне различали две смерти – правильная и неправильная. Правильная смерть – это когда человек прожил свой век и от старости умер. Если человек упал с дерева и умер, сгорел, утонул, если случился какой-то несчастный случай, если его убили, все это "неправильные" смерти, которые не позволяли человеку попасть в потусторонний мир", – поделилась подробностями кандидат культурологии Наталья Теренкова.

Фото: © скриншот видео

Кого называли заложными покойниками

"Неправильными" покойниками считали самоубийц, алкоголиков, некрещеных детей, а иногда и тех, кто при жизни не успел найти вторую половину и обзавестись потомством. Всех этих мертвецов хоронили по особому обряду. Считалось, что земля не примет нечистые тела, да еще и отомстит за осквернение – нашлет неурожай.

"Хоронили таких людей только за пределами кладбища. Причем сказать, что их хоронили, это громко сказано. Могли просто бросить человека и немножко накидать земли, камней, веток. Оставляли тела у оврагов, в болотах", – отметил историк.

Таких усопших называли заложными, потому что их не засыпали землей, а просто закладывали тем, что попадалось под руку.

Что такое "божедомки"

Но если в окрестностях деревень много укромных мест, где можно оставить заложного покойника, то что делали в городах? Не оставлять же мертвецов на улицах. В крупных населенных пунктах организовывали скудельницы, по-другому – божедомки.

"Строилось специальное здание, похожее в какой-то степени на сарай. А внутри него была большая яма, куда сбрасывали тела заложных покойников. Хоронили их, как правило, строго один раз в год, в день, который называется "семик". Это был седьмой четверг после Пасхи", – говорит эксперт.

Фото: © скриншот видео

Такую скудельницу археологи нашли у стен Софийского собора в Вологде. Впервые эти общие могилы упоминаются в новгородских летописях XIII века. В них хоронили не только тех, кого запрещалось предавать земле, но также странников, жертв эпидемий, нищих. Скудельницы существовали до XVIII столетия, а чтобы заложные покойники не выбрались из общей могилы и не побеспокоили живых, прибегали к дополнительным мерам защиты.

"Старались хоронить лицом вниз, чтобы он не мог найти дороги домой. Ему подрезали сухожилия, чтобы он не мог дойти. Ему даже отрубали ноги, чтобы он не мог дойти", – поведала культуролог.

Зачем хоронили на перекрестках

Другой вариант – закопать "неблагонадежного" покойника на перекрестке. Считалось, что если он и восстанет из могилы, то не сможет выбрать, по какой дороге пойти. А значит, не вернется в родную деревню и не причинит зла.

"Такие могилы ни в коем случае нельзя было трогать, ни в коем случае нельзя было устраивать перезахоронение. Считалось, что тело должно находиться как минимум семь лет и только потом оно сможет обрести покой и не создавать никаких опасностей окружающим", – подчеркнул Зубарев.

Фото: © скриншот видео

С какой целью являлись мертвецы в славянских легендах

В отличие от зомби из современных фильмов ужасов, ходячие мертвецы из славянских легенд не питались человечиной, обладали разумом и являлись к людям с определенной целью. Например, погибшая мать приходила навестить детей-сирот, а деревенский кузнец – доделать важный заказ.

"Это мог быть какой-то гонец, который нес послание к князю, и по дороге его убили, и он пытается дойти и донести это послание. Это может быть мастер-ювелир, который должен был сделать украшения для княжны – он возвращается в свою мастерскую и пытается его доделать. Одним из способов избавиться от такого покойника было, например, доделать это украшение, и после этого он уходил в загробный мир", – рассказала Теренкова.

Зачем покойнику вгоняли осиновый кол

Больше всего боялись тех, кого при жизни подозревали в колдовстве и связях с нечистой силой. Наши предки верили: после смерти такие люди превращаются в русалок или упырей, так славяне называли вампиров. Чтобы этого не произошло, во время похорон покойнику в грудь вгоняли осиновый кол. Считалось, что только это дерево останавливает нежить. Также для потенциального вампира рыли особенно глубокую могилу.

"Сначала нужно было выкопать большую четырехметровую могилу, чтобы человек точно никак не мог оттуда вылезти. Для надежности в череп вбивали длинный гвоздь, также его приковывали цепями, а на крышку гроба клали могучий такой массивный камень", – пояснил эксперт.

Фото: © скриншот видео

"Не знали, что будет дальше"

После своей кончины приспешники злых сил могли переродиться не только в упырей или русалок. В славянских легендах существовали жердяи – мертвецы, которые заглядывали людям в окна; игоши – чудовищные младенцы без рук, без ног, но с огромной головой. Согласно поверьям, в них после смерти превращались некрещеные дети. А покойница-ведьма могла стать крайне опасным существом – полудницей. В русских сказках ее описывали как женщину с косой, которая приходила в поля ровно в полдень, отрубала крестьянам головы и портила урожай.

"Одно дело, когда мы живем в XIX веке и имеем большое количество научных фактов, знаний, а другое дело – раннее Средневековье. Страх смерти, страх покойников был вполне нормальным, потому что люди не знали, что будет дальше в таком случае. Может быть, человек потом восстанет, может быть, нет", – говорит Зубарев.

Душевнобольных раньше ставили в один ряд с ведьмами и колдунами – считалось, что в таких людей вселился бес. Не так давно археологи, изучая останки в старинных захоронениях Европы, пришли к любопытному выводу: в Средние века частой причиной психических расстройств был запущенный сифилис. В те времена эту болезнь не умели лечить и она была широко распространена. А на поздних стадиях сифилис приводит к тяжелым поражениям головного мозга и центральной нервной системы.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Источники:

  • https://tsargrad.tv/news/o-radonice-prosto-i-ponjatno-pochemu-pravoslavnye-radujutsja-v-den-mjortvyh_198162
  • https://ren.tv/longread/1111341-nepravilnaia-smert-kogo-na-rusi-khoronili-na-perekrestkakh
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.40897369384766Mb; real memory usage: 2Mb