Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец царя Алексея Михайловича был центром загородной резиденции в Коломенском в XVII-XVIII вв. Современники называли его «восьмым чудом света». Дворец простоял на своем месте около ста лет, а затем по указу Екатерины II был разобран «из-за ветхости». Благодаря сохранившимся чертежам и обмерам в 2010 году его удалось восстановить.

Строительство Дворца началось в 1666 г., при Алексее Михайловиче, и продолжилось при его сыне, царе Федоре. Руководили всем плотничий староста Семен Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов. Для возведения дворца собрали лучших мастеров, а над убранством трудились самые опытные мастера-резчики, столяры и иконописцы из Оружейной палаты.

Современники сравнивали царский дворец с «игрушкой, вынутой из ларца» и «восьмым чудом света». Разнообразие его убранства впечатляет и сейчас: у дворца затейливые по форме крыши (шатры, кубы, луковицы, шлемы, бочки, перебитые бочки), сверкающие флюгеры, многочисленные окна, резные крылечки.

Нижний этаж («нижнее житье») дворца был отведен под хозяйственные нужды, в то время как царская семья занимала второй этаж («верхнее житье»). Весь дворец делился на две половины — мужскую и женскую. Главные терема на каждой половине легко отличить от хозяйственных построек: терема отличаются богатством украшений, другие помещения имеют простые гладкие стены. Непременным элементом убранства дворца были прямоугольные или круглые печи сложных архитектурных форм, украшенные зелеными или многоцветными поливными изразцами. Над их воссозданием работали художники-керамисты из Ярославля, Санкт-Петербурга и Нового Иерусалима.

Деревянный дворец простоял на своем месте около века, а затем по указу Екатерины II был разобран «из-за ветхости». Но благодаря сохранившимся чертежам и обмерам, подтвержденным в ходе археологических исследований, дворец удалось восстановить.

Чтобы не нарушать историческую целостность комплекса Государева двора, было решено возвести дворец в южной части музея-заповедника «Коломенское». На работах по воссозданию дворца было задействовано более 200 человек 20 разных специальностей, среди которых художники по дереву и керамике, позолотчики, драпировщики, обойщики и золотошвеи. Работы длились три года — с 2007 по 2010 г.

Все работы по воспроизведению интерьеров проводились на основе глубоких научных исследований с привлечением профильных специалистов, а также материалов и исследований ведущих отечественных и зарубежных архивов и музеев: Российского государственного архива древних актов, Государственного исторического музея и его филиала «Палаты бояр Романовых», музея-заповедника «Московский Кремль», Костромского музея-заповедника, Московского музея-усадьбы «Останкино», Государственного музея искусств народов Востока, Музея Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Музея исламского искусства (Доха, Катар), Музея изящных искусств (Вена) и др.

Реконструированный дворец полностью соответствует оригиналу. Внутри него разместился музейный комплекс с интерьерной композицией, выставочными залами, мастерскими, сувенирными магазинами и кафе.

Если вы хотите поближе познакомиться со Дворцом, рекомендуем:

  • посетить постоянную экспозицию «Дворец Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция»
  • заглянуть на временные выставки
  • совершить виртуальный тур по Дворцу, а также посмотреть видеоэкскурсии «Парадные палаты царского дворца в Коломенском», «Личные покои царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце» и «Коломенское с Антоном Комоловым: Дворец Алексея Михайловича и соколиная охота»
  • приобрести книги о Дворце царя Алексея Михайловича, изданные в Коломенском

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издревле эта территория считалась княжеской, а затем царской вотчиной. Первые строения здесь появились в начале XIV века.

Наилучшая пора для Коломенского настала во времена правления второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича. Излюбленное место государя вдохновило его построить великолепный дворец, ставший впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.

Современное Коломенское представляет собой музей в заповедной зоне. В окружении берёз и яблонь восстановлена подлинная резиденция царя. Любителей истории, а также туристов впечатляет атмосфера быта царя и его семьи. Посетители усадьбы могут изучать детали убранства государевых палат.

История строительства

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Москва

В 1667 году Алексей Михайлович собственноручно заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на своё высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслом. Для него начало строительства личных хором являлось личной отдушиной и своеобразным политическим ходом.

Коломенский дворец строила артель плотников. Мастера воздвигли красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества ассиметричных теремов, соединённых сенями и переходами. Шатровые крыши необычных форм были украшены тонкой резьбой, а над ними высились флюгера и двуглавые орлы. В 1673 году были окончены все отделочные работы.

Жилая площадь помещений составляла более 7 000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце насчитывалось 270 залов. Дворец делился на мужскую и женскую половины. Завершение строительства было отмечено торжественными пиршествами и гуляньями.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Москва

Для Алексея Михайловича Коломенская усадьба имела высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как подобает порядочному семьянину и отцу, царь отвёл отдельные палаты своим детям, а также второй жене Наталье Нарышкиной. Впоследствии наследники Алексей Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца.

Во время царствования Федора Алексеевича были перестроены обветшалые строения, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург, усадьба постепенно разрушалась и пришла в упадок.

Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, однако деревянные конструкции сильно прогнили и уже не подлежали ремонту. Государыня повелела разобрать усадьбу. При этом приказала предварительно измерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это её решение позволило через несколько столетий наслаждаться современникам воочию Коломенским дворцом во всей его первоначальной красоте.

В 2010 году при поддержке правительства города Москвы был воссоздан подлинный дворец по сохранившимся чертежам. Более 200 человек занимались строительством уникального произведения архитектурного искусства. Для надёжности деревянные конструкции были заменены на железобетонные элементы, облицованные деревом. Это единственное отступление от подлинного строения.

Экспозиция и внутреннее убранство

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Москва

Государь ценил предметы искусства и роскоши. В восстановленном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в палаты царской усадьбы, гостей восхищает богатая обстановка и старинные предметы быта.

Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи — растительным орнаментом. Травное письмо изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорными наличниками. Витражные слюдяные стёкла переливаются яркими красками. На полу и лавках раскинуты персидские ковры.

Расписные потолки, а также гобелены повествуют библейские и мифологические истории. Изящество декора придаёт помещениям дворца особую красоту. В царской усадьбе находится изысканная резная мебель, согласно описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф являются уникальными произведениями искусства.

Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят помпезность и нарядность палатам. Гостям музея демонстрируются царские предметы быта: посуда, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят многоцветные изразцовые печи.

Хоромы царя и царевичей

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Москва

Главным входом во дворец служит красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. Согласно дворцовому правилу, только царь имел право подъехать верхом на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти пешком к парадному входу, где их приветствовал почётный караул.

Через двустворчатую дверь, украшенной позолотой и государственными символами, посетители дворца проходят в царские палаты. Самым просторным и нарядным залом является трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь восседал на троне, а гости на лавках. Широкий и длинный стол располагался вдоль одной из стен.

На потолке трапезной изображена восхитительная роспись зодиакальных знаков, вращающихся вокруг солнца и луны. Думная палата служила помещением для ведения переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалований. В углу залы стоит царский стул, над которым висят иконостасы с изображениями ликов святых.

Престольная палата, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и могущество Российской державы того времени. Стены, потолок и оконные проёмы изобилуют многоцветной росписью. На постаменте возвышается царский трон, выполненный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Москва

Алексей Михайлович стремился позабавить и удивить своих гостей. Около его кресла расположились восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки, они издают рычание, сверкают глазами и крутят головами.

Большую часть дня царь проводил в своём кабинете. В этом уединённом месте, скрывшись от посторонних взоров, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Обстановка в палате представлена столом, резными стульями и книжным шкафом.

За стеной кабинета находится царская опочивальня. Неотъемлемым традиционным атрибутом старинного русского жилища была мыльня. В Коломенском дворце насчитывается четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.

Особого внимания заслуживают хоромы сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Фёдора олицетворяет красочную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными обоями из кожи. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют об утончённости и образованности хозяина.

Хоромы Петра отличаются своей строгостью германо-голландской стиля. Оформлено помещение без особых излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Обстановка способствует к сосредоточению в учёбе.

Источники:

  • https://www.mgomz.ru/ru/place/dvorets-tsaryaya-alekseya-mihailovicha
  • https://guruturizma.ru/dvorec-alekseya-mixajlovicha-v-kolomenskom/
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.41011047363281Mb; real memory usage: 2Mb