Что значит «еврей»
Евреи
1) Потомки Евера;
2) Потомки Авраама через Исаака и Иакова – родоначальника двенадцати колен Израилевых;
3) в период до разрушения Первого Храма, условно, евреем мог считаться человек, не имевший общего происхождения в генетическом отношении, но приобщенный к обществу Израиля в религиозно-культурном отношении, живший такой же жизнью, что и благоверный еврей по крови.
Чем слова «еврей» и «иудей» отличаются друг от друга?
Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей – это термин, указывающий на национальность, а иудей – термин, указывающий на религиозную принадлежность человека.
Каково происхождение слова «евреи»?
На иврите это слово произносится как עברי [иври́] и происходит от существительного עבר [э́вер] – «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] – «та сторона Яркона, Заярконье». Следовательно, «иври» – это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана ( Быт.14:13 ).
Каково происхождение слова «иудеи»?
Изначальное название «йехуди» относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии – к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название йехуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.
Кто в древности считался евреем?
В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу – даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 до Р. Х.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра и Неемия распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы ( 1Езд.9-10 ; Неем.10:30, 13:23-27 ). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введенный Ездрой и его соратником Неемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.
Был ли евреем Иисус Христос?
Иисус Христос воплотился в среде еврейского народа, и по родословной происходит от Девы Марии, которая принадлежала к этому народу. В Евангелии мы видим длинный список Его еврейских предков ( Мф.1:1-17 ). У кого-то может возникнуть вопрос: может ли у Бога быть национальность? Но Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами – Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. Господь Иисус целиком и полностью Человек, из плоти и крови, Он принадлежит к человеческому роду, у Него есть определенные черты лица, Он родился от жены, в среде определенного народа, Он воспринял от Матери родной язык. Любой из нас, людей, имеет предков, родной язык, наша личная история всегда вплетена в историю нашего народа. Однако принадлежность к определенной национальности подразумевает определенного рода границы, специфическую ограниченность, отделяющую представителей одних национальностей от других. Господь же был совершенным Человеком. К тому же в Его родословной отмечены и представители языческих народов.
Есть ли вероятность, что евреи все же признают Христа Мессией?
Апостол Павел с уверенностью говорит об этом так: «Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим.11:24-26 ). «Будет великое обращение общественное [евреев] вместо того, что прежде были только частные обращения, а масса Израиля оставалась в противлении. Но как сему быть, узнаем во время исполнения», – пишет свт. Филарет (Дроздов).
Во время своей земной жизни Иисус Христос сосредоточился на служении Израилю и требовал того же от Своих учеников ( Мф.10:5 ). Но это ограничение носило временный характер и было отменено Самим Иисусом ( Мф.28:19-20 ).
Литература по теме
- Еврейский вопрос и Святая Библия митр. Антоний (Храповицкий)
- Закон ужичества или левиратный брак у древних евреев свщмч. Александр Глаголев
- К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время проф. М.Э. Поснов
- Будущность еврейского народа. При свете ОткровенияН.П. Розанов
- Общественная жизнь евреев, их нравы, обычаи и предрассудкиА. Алексеев
- О религиозном движении евреев и распространении христианства между нимиА.А. Алексеев
- Вероучение и толки нынешних евреев о МессииА.А. Алексеев
- Брак у древних евреев прот. Николай Стеллецкий
- Краткая еврейская грамматика прот. Герасим Павский
- Научные мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев проф. И.С. Пальмов
- [Рец.] Маккавейский Н.К. Воспитание у древних евреев проф. И.Г. Троицкий
- Применение сравнительного метода к истории Ветхозаветных евреев проф. И.Г. Троицкий
- Религиозные секты евреев, от падения Иерусалима до наших времен, и описание их религиозных обрядов Иост Исаак Маркус
- Еврейский вопрос и Святая Библия митр. Антоний (Храповицкий)
- Христос Спаситель и еврейская революция митр. Антоний (Храповицкий)
- О еврейских праздниках иеромонах Иоасаф (Гапонов)
- О древности еврейского народа Иосиф Флавий
- Апостола Павла послание к евреям
- Русский народ в Библии иерей Георгий Максимов
- Христианин. Иудей. Где истина?
Что значит «еврей»?
Произошедшее от названия древнего Иудейского царства слово «йехуди» ученые трактуют по-разному. Кто-то как «Хвала Господу», кто-то как «руководимый Б-гом», кто-то как «народ Б-га». Это же значение заложено в английское слово Jew (еврей), которое лингвистически трансформировалось именно из слова «йехуди». А вот русское слово «еврей» берет свое начало в ивритских словах «иври», «эвере», что значит «сторона». Впервые оно употребляется по отношению к Аврааму – когда весь мир был на одной стороне, он был на другой.
В ученом мире нет споров относительно этимологии слова «йехуди» (еврей). Все исследователи согласны с тем, что оно происходит от названия древнего Иудейского царства с центром в Иерусалиме. Однако прежде чем мы разберемся, каким образом название древнего Иудейского царства трансформировалось в этноним еврейского народа, мы должны понять саму этимологию этого слова и как оно стало названием царства.
Изначально еврейское царство именовалось Judah. Персы, завоевав эту землю, назвали ее Yehud. Когда же эта территория была покорена римлянами, она стала называться Judea. Но откуда происходит само это слово?
Согласно Библии, царство было названо в честь колена (племени), изначально его населявшего. На землях, ставших впоследствии Иудейским царством, жило колено Иуды, четвертого сына праотца Якова. Как и в случае с его братьями, Библия объясняет происхождение имени Иуды с помощью каламбура, смысл которого утрачивается в процессе перевода: «И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда». Восхвалю в оригинале звучит O-DEH. Если имя Иуда (Йехуда) представляет собой сочетание краткой формы имени Б-га (YEHU) и глагола «благодарить», то его можно перевести как «Слава Б-гу» или «Хвала Господу».
Однако большинство современных исследователей библейское объяснение не удовлетворяет, поскольку они вообще не считают библейское повествование исторически достоверным. Если личности по имени Иуда, сына Якова, вообще никогда не существовало, говорят они, то каков же источник имени иудейского племени? Ученые согласны с Библией в том, что первая половина имени Йегуды представляет собой краткую форму имени Б-га. Но что означает вторая половина?
Американский археолог Уильям Ф. Олбрайт предположил, что odeh – это глагол со значением «руководить, управлять», которого нет в современном иврите, но который существует в родственном ему арабском языке. Следовательно, согласно Олбрайту, имя Йегуда означает «руководимый Господом». Немецко-еврейский филолог Юлиус Леви полагал, что имя Йегуда следует переводить как «народ Б-га». Он считал, что фонема «Д» в имени представляет собой притяжательный суффикс, заимствованный из хурритского языка. Оба эти объяснения кажутся современным исследователям не вполне достоверными.
Так или иначе, Иудейское царство, получив свое загадочное имя, просуществовало в качестве независимой державы недолго. В 586 году до н.э. царство было захвачено Вавилонией, и представители иудейской элиты были сосланы в Вавилон (территория современного Ирака). Спустя полвека, в 538 году до н.э., персидский царь Кир Великий, покоривший Вавилон, разрешил ссыльным иудеям и их потомкам вернуться на родину, которая получила статус полуавтономной персидской провинции Яхуд. В течение последующих примерно 700 лет Иерусалим и его окрестности продолжали носить это имя, но в 135 году н.э. произошло закончившееся поражением восстание Бар-Кохбы. Подавив восстание, римляне изгнали оттуда большинство иудеев и переименовали регион в провинцию Сирия-Палестина.
И хотя регион больше уже не назывался Иудеей, происходящая из него этнорелигиозная группа распространилась по всей Римской империи. Ее представителей римляне стали называть иудеями (iūdaeus). Это латинское слово происходит от греческого ioudaios, которое, в свою очередь, восходит к арамейскому yehudai, произошедшему от ивритского yehudi.
Но откуда же происходит английское слово Jew? Период раннего Средневековья сразу после падения Западной Римской империи (476 год) в историографии именуют «темными веками». В эти годы местный вариант латыни, распространенный в бывшей римской провинции Галлия, медленно трансформировался в то, что лингвисты называют старофранцузским языком. Латинские слова, начинающиеся на букву i в этом языке, стали произноситься несколько иначе, чем в языке-источнике. Для их обозначения была придумана буква j, которой в раннем латинском алфавите не существовало. К Х веку еврей на старофранцузском языке назывался словом judeu. Впоследствии оно трансформировалось в juiu.
Между тем, в 1066 году нормандский герцог Вильгельм захватил Англию, сверг местную англосаксонскую династию и провозгласил себя королем. Вместе с Вильгельмом на остров прибыли большие группы французских рыцарей, составивших основу нового господствующего класса. В результате французский язык на несколько столетий утвердился в Англии в качестве государственного. Вместе с норманнами в Англии впервые появились и евреи. Поначалу их называли их французским именем juiu.
Первое упоминание слова Jew в английских источниках Оксфордский словарь английского языка датирует 1275 годом: Pilates hym onswerede, am ich Gyv þenne? Эта фраза представляет собой цитату из Нового Завета. Она означает: «Пилат отвечал: разве я иудей?» (Евангелие от Иоанна 18:35).
Написание Gyv в последующие столетия претерпело изменения. В XIV - XV веках встречаются формы Ive, Iewe, Iew и другие. В XVII веке в английский алфавит была введена буква J, которую употребляли для обозначения звука «дж» в словах французского происхождения. Слово Jew попало в эту категорию и обрело свое современное написание. Первое употребление этого слова в его современном написании относится к 1775 году и встречается в комедии Ричарда Шеридана «Соперники»: She shall have a skin like a mummy, and the beard of a Jew («Ее кожа станет, как у мумии, и появится борода, как у еврея»). Между тем, в других европейских языках, в частности немецком, слово для обозначения иудея не претерпело таких трансформаций. Чтобы увидеть этимологическую связь между йехуди и современным немецким Jude, необязательно быть лингвистом.
Происхождение же русского слова «еврей» восходит через старославянский язык к древнегреческому слову «эврэос», которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского слова «иври». По словам раввинов, первый раз слово «иври» появляется в Танахе, когда речь идет об Аврааме. Мидраш поясняет, что Авраам назван так потому, что весь мир находится со своими взглядами на жизнь по одну сторону, а Авраам – по другую («эвер» на иврите – сторона). И тем самым «иври» – это те, кто готов идти против принятых мнений, задумываться самим обо всем, что их окружает, и приходить к самостоятельным выводам.
Источники:
- https://azbyka.ru/evrei
- https://jewish.ru/ru/traditions/articles/10237/