ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры в С.-Пе­тер­бур­ге, на бе­ре­гу Не­вы. До 1917 ре­зи­ден­ция рос. им­пе­ра­то­ров, ны­не вхо­дит в со­став му­зея Эр­ми­таж . Ис­то­рия имп. зим­них ре­зи­ден­ций в цен­тре но­вой сто­ли­цы на­чи­на­ет­ся со скром­ных «Зим­них ма­лень­ких хо­ром» Пет­ра I, по­стро­ен­ных пред­по­ло­жи­тель­но арх. Д. Тре­зи­ни в 1708 (не бо­лее 10 ком­нат и мас­тер­ская; в 1711 этот жи­лой дом Пет­ра I пе­ре­ве­зён на Пет­ров­ский ост­ров, ра­зо­бран в 18 в.). В 1711–12 воз­ве­де­ны «Сва­деб­ные па­ла­ты» Пет­ра I (пред­по­ло­жи­тель­но тот же ар­хи­тек­тор; ра­зо­бра­ны в 1726). В 1716–20 на этом же уча­стке, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да про­ры­той в 1718–1720 Зим­ней ка­нав­кой, на мес­те совр. Эр­ми­таж­но­го те­ат­ра по­стро­ен но­вый «Зим­ний дом» Пет­ра I (арх. Г. И. Мат­тар­но­ви; рас­ши­рен в 1719–22); к не­му в 1726–27 при­строе­ны З. д. Ека­те­ри­ны I и слу­жеб­ные кор­пу­са (арх. Тре­зи­ни). В 1726–28 на Ва­силь­ев­ском ост­ро­ве со­ору­жён Зим­ний Пре­об­ра­жен­ский дво­рец Пет­ра II (арх. Тре­зи­ни; пе­ре­стро­ен в 1759–61; ны­не зда­ние фи­ло­ло­гич. ф-та С.-Пе­терб. ун-та). В 1730–60-е гг. строи­тель­ст­во имп. двор­цов в сто­ли­це воз­глав­ля­ли К. Б. Рас­трел­ли и Б. Ф. Рас­трел­ли : в 1732–36 ими воз­ве­дён «3им­ний дом» Ан­ны Ива­нов­ны (с ис­поль­зо­ва­ни­ем фраг­мен­тов двор­ца Ф. М. Ап­рак­си­на, за­ло­жен­но­го в 1716 по про­ек­ту Ж. Б. Леб­ло­на ; не сохр.), в 1755 – врем. де­ре­вян­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны на уг­лу Нев­ско­го просп. и на­бе­реж­ной Мой­ки (арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; ра­зо­бран в 1765–1768). Ны­не су­ще­ст­вую­щий но­вый ка­мен­ный З. д. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны по­стро­ен Б. Ф. Рас­трел­ли в 1753–62 на мес­те двор­ца Ан­ны Ива­нов­ны.

Зимний дворец это

СПЕЦПРОЕКТЫ
Иорданская лестница Невская анфилада Большая анфилада Большой тронный зал Экспозиции в Зимнем дворце ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Исторические интерьеры и экспозиции ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Исторические интерьеры и экспозиции

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Зимний дворец — здание в стиле барокко — начали строить в 1754 году при Елизавете Петровне, проект для него подготовил Бартоломео Растрелли. Это был пятый императорский Зимний дворец. Предыдущие четыре не сохранились, частично до наших дней дошел только Зимний дворец Петра I, который находится внутри Эрмитажного театра на берегу Зимней канавки.

Left Right Зимний дворец крупным планом. Санкт-Петербург Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори» Утро у Зимнего дворца. Санкт-Петербург Фотография: Baturina Yuliya / фотобанк «Лори» Зимний дворец крупным планом. Санкт-Петербург Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори» Фрагмент решетки ворот Зимнего дворца. Санкт-Петербург Фотография: Артём Крылов / фотобанк «Лори»

При Елизавете Петровне Зимний дворец достроить не удалось. Принимала его Екатерина II в 1762 году. Интересно, что светло-изумрудный оттенок, в который выкрашен Эрмитаж сегодня, не оригинальный. Сначала в оформлении фасада преобладали оттенки желтого, в XIX веке — кораллово-красные и кирпичные, а в годы Великой Отечественной войны Зимний дворец замаскировали серой краской. Современный вид Эрмитаж приобрел уже после войны.

Интерьеры дворца сохранились не полностью. В 1837 году здесь произошел пожар, в котором погибло внутреннее убранство. Расстреллиевский декор восстанавливали архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.

За один визит осмотреть весь дворец, скорее всего, не удастся, но можно пройтись по его главным залам.

Иорданская лестница

Знакомство с дворцовыми интерьерами начинается с Иорданской лестницы. В XVIII веке она называлась Посольской, поскольку по ней поднимались послы, а нынешнее название произошло от слова «иордань» — прорубь крестообразной формы. На православный праздник Крещения Господня по этой лестнице спускались к Неве, чтобы окунуться в ее воды.

Лестница начинается с широкого затененного марша, который венчает скульптура «Правосудие» («Аллегория Юстиции»). Ее вырезал из мрамора венецианский скульптор Альвизе Тальяпьетра в 1718–1719 годах. После первого марша открывается лестница с двусветным пространством — окна здесь расположены в два яруса. Причем настоящие чередуются с ложными, зеркальными. Из-за этого создается ощущение, что лестница занимает весь северо-восточный выступ — ризалит.

Left Right Иорданская лестница. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Горшков Игорь / фотобанк «Лори» Расписанный потолок над Иорданской лестницей. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори» Интерьер Иорданской лестницы. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Pukhov K / фотобанк «Лори»

Кроме «Правосудия» здесь находятся несколько алебастровых скульптур, это работы отечественных скульпторов. Они установлены в основаниях парных пилястр — полуколонн. На северной стене, у окон на Неву, можно увидеть «Меркурия» Александра Мануйлова и «Справедливость» Ивана Леппе, затем у ложных окон — «Величие» в образе Афины Николая Устинова и «Мудрость» Александра Теребенёва. Справа от «Правосудия» расположена аллегорическая статуя «Верность» Ивана Леппе, после нее — скульптура Устинова «Изобилие», «Правосудие» Теребенёва и «Муза Эрато» Иосифа Германа.

Стены покрывает барочная золоченая лепнина, какая была при Растрелли. При реконструкции в начале XIX века Стасов добавил элементы классицистического стиля — воинские регалии над окнами. Также изменилась и общая цветовая гамма: вместо розового здесь стал преобладать белый. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, который добывали в Каррарских каменоломнях. А колонны на верхней площадке — из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора.

Плафон при Растрелли расписывал венецианец Франческо Фонтебассо, после пожара здесь поместили другое полотно — «Олимп» Гаспаро Дициани, одного из основателей Венецианской Академии искусств. Плафон был значительно меньше предыдущего, поэтому художникам пришлось дописать его по краям, имитируя манеру автора. С верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две дворцовые анфилады: Большая и Невская.

Невская анфилада

Ее составляют три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный. Первым их обустроил архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстанавливал Василий Стасов.

В отличие от помпезной лестницы, залы оформлены сдержанно. Стены первого зала — Аванзала — отделаны искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу сохранился паркетный рисунок Кваренги — узоры выложены досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре установлена малахитовая ротонда.

«Малахитовый храм» в центре Аванзала. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Роман Сибиряков / фотобанк «Лори» Серебряная гробница Александра Невского. Концертный зал. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Румянцева Наталия / фотобанк «Лори» Left Right «Малахитовый храм» в центре Аванзала. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Роман Сибиряков / фотобанк «Лори» Серебряная гробница Александра Невского. Концертный зал. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Румянцева Наталия / фотобанк «Лори»

Из Аванзала гости попадали в главный дворцовый зал — Большой. В 1855 году, когда умер Николай I, здесь разместили его портрет, и с тех пор зал стали называть Николаевским. По периметру установлены полуколонны с коринфским ордером — лепным декором в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз — антаблемент. Не забудьте обратить внимание на потолок: он расписан в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В Николаевском зале проходили официальные приемы и балы, а в годы Первой мировой войны монаршая семья размещала здесь тяжелораненых солдат. Тогда в Зимнем дворце открыли хирургический лазарет на тысячу мест, оснащенный лучшим на тот момент оборудованием.

Завершает Невскую анфиладу Концертный зал, он выглядит так же, как и при Кваренги. Статуи на антаблементе после пожара 1837 года восстановил скульптор Иосиф Герман. Вдоль залов проходит Большая галерея, сегодня здесь размещены портреты представителей династии Романовых.

Большая анфилада

Эта анфилада ведет от Иорданской лестницы к Большой церкви. Открывает ее Фельдмаршальский зал, который создал в 1834 году Огюст Монферран. На стенах в шести нишах разместили портреты полководцев: Михаила Кутузова, Александра Суворова, Григория Потёмкина, Петра Румянцева, Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича-Эриванского.

Петр Басин. Портрет Михаила Кутузова. 1834 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Никола-Себастьян Фросте. Портрет Александра Суворова. 1833–1834 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Неизвестный художник. Портрет Григория Потёмкина. Начало XIX века Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Франсуа Росс. Портрет Петра Румянцева. 1833 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Петр Басин. Портрет Ивана Дибича-Забалканского. XIX век Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Франц Крюгер. Портрет Ивана Паскевича-Эриванского. 1834 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Left Right Петр Басин. Портрет Михаила Кутузова. 1834 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Никола-Себастьян Фросте. Портрет Александра Суворова. 1833–1834 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Неизвестный художник. Портрет Григория Потёмкина. Начало XIX века Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Франсуа Росс. Портрет Петра Румянцева. 1833 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Петр Басин. Портрет Ивана Дибича-Забалканского. XIX век Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Франц Крюгер. Портрет Ивана Паскевича-Эриванского. 1834 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Именно в Фельдмаршальском зале в 1837 году начался пожар, который уничтожил весь дворец. Незадолго до пожара обитатели дворца — а их было вместе с челядью около трех тысяч человек — почувствовали запах дыма. Пожарные пытались найти его источник и случайно разбили одну из ложных зеркальных дверей. Вспыхнул деревянный каркас и обшивка стен: оказывается, за дверями в дымоходе была щель, в которой скопилась и начала тлеть зола. Пожар не могли потушить три дня, а зарево от него было видно на сто километров.

Left Right Фельдмаршальский зал. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори» Петровский (Малый тронный) зал. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори» Гербовый зал. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

За Фельдмаршальским залом следует Петровский, или Малый тронный, зал. Его отделкой тоже занимался Огюст Монферран. Назвали зал в честь Петра I. Сегодня стены зала светлее: пунцовые бархатные панели Монферрана заменили на красные. На бархате вышиты золочеными нитями гербы и вензель императора Петра I, а также более семи тысяч элементов растительных узоров. В верхней части стен можно увидеть полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной. Зал перекрыт крестовым сводом, а над тронным местом сооружена ниша в форме триумфальной арки.

Из Малого тронного можно попасть в Гербовый зал. Это один из самых больших залов дворца. Его проект подготовил Василий Стасов в 1836 году. По задумке архитектора стены украсили четыре группы воинов, а на их пиках с лавровыми венками установили 32 герба российских губерний.

Большой тронный зал

Из Гербового через Военную галерею можно попасть в зал для торжеств — Георгиевский, или Большой тронный, зал. Первоначально здесь хотели разместить Мраморную галерею, которая бы связала Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Для этого в конце 1780-х годов Джакомо Кваренги достроил специальный корпус, которого не было на планах Бартоломео Растрелли. Однако вскоре планы монаршей семьи изменились, и здесь решили обустроить тронный зал. Его открыли в 1795 году в День святого Георгия, поэтому и зал стали называть Георгиевским. В отделке использовали каррарский мрамор, и даже мраморные элементы заказывали у итальянских резчиков. Потолок разбили на кессоны — прямоугольные ниши, их стенки отделали искусной лепниной. Здесь установили императорский трон, который выполнил еще по заказу Анны Иоанновны мастер Николас Клаузерн в Лондоне.

Источники:

  • https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2879041
  • https://www.culture.ru/s/hermitage/winter-palace/
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.40882110595703Mb; real memory usage: 2Mb