Суриков, Василий Иванович

Василий Суриков

Василий Суриков — известный российский художник, заслуживший репутацию мастера масштабных исторических полотен в эпоху передвижников и приоритета бытового жанра. Уникальностью стиля Сурикова при изображении выдающихся событий русской истории была нарочитая перспективная ошибка, из-за чего современники считали его безграмотным, тогда как сейчас искусствоведы находят в картинах мастера яркие метафоры.

Детство и юность

Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске в семье из казачьего сословия. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским секретарем, а мать, Прасковья Федоровна Торгошина, занималась домом и детьми.

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в село Сухой Бузим Красноярского края — отца перевели туда на службу в акцизное управление. Там мальчик окончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. В 1858-м Василий поступил в уездное училище в Красноярске, где жил во время учебы в семье тети.

Через год из-за туберкулеза скончался отец, и мать, забрав детей, вернулась в Красноярск. Семья жила, сдавая второй этаж в аренду для получения дохода.

Любовь к живописи у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище подросток начал брать уроки у учителя рисования Николая Гребнева. Первую осознанную картину художник написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью, Подросток назвал полотно «Плоты на Енисее».

Завершив обучение в уездном училище, молодой человек пошел на службу в губернское управление. Василию досталась работа писца. Дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые после смерти отца жили более чем скромно.

Но талант пробил себе дорогу: рисунки художника увидел енисейский губернатор Павел Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, красноярский золотопромышленник Петр Кузнецов, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий не отчаивался. Он прошел курс обучения в санкт-петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников.

Осенью 1869 года, вновь сдав экзамены в Академию художеств, молодой человек стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником Павла Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными премиями. Василий много работал над композицией, из-за этого студенты прозвали его Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картина была написана в 1870 году, а после выкуплена его красноярским меценатом. Первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Через 4 года Суриков отправился в гости к Кузнецову на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений живописца значатся графические портреты московского гитариста Федора Пелецкого. Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался у Пелецкого игре на гитаре.

В 1875-м талантливый красноярец завершил обучение в Академии художеств, получив звание классного художника первой степени. В том же году была начата работа над «Утром стрелецкой казни» — полотно Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетнего труда стало членство в Товариществе передвижных художественных выставок.

Ради дальнейшего развития Суриков намеревался поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал Павлу Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Портрет Василия Сурикова

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тети, Ольги Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. Модель для образа Морозовой Василий Иванович нашел в еще одной тете — Авдотье Торгошиной, а ее муж изображен на картине в образе одного из стрельцов.

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник нашел вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа.

Жанр портрета не увлекал Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги в 1888 году Василий Иванович с детьми отправился на несколько месяцев в родной Красноярск, где написал «Взятие снежного городка».

Живописец переносил на полотна случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Суриков и Никита Михалков

Во время очередной поездки на золотые прииски Кузнецова в Хакасии в 1890-м Василий Иванович знакомился с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни коренных народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби и на Дону.

По возвращении в Красноярск у художника возникла идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Федора Спиридонова. 82-летний мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Смирнова. Законченную картину действительный член петербургской Академии художеств представил к вековому юбилею итальянского похода Александра Суворова. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

В этюдах, предшествовавших созданию «Степана Разина», нашли отражение события в жизни художника. На первом эскизе картины, датируемом 1887 годом, вместе со Степаном Разиным изображена персидская княжна, моделью для которой стала супруга Василия Ивановича. После ее смерти женская фигура исчезла из композиции, от флотилии судов остался один челн, а сам атаман погрузился в грустные раздумья — эмоциональный настрой полотна разительно поменялся. Картина была продана еще в 1907-м, но Суриков завершил работу только в 1910 году.

В это время в работе у мастера находились еще несколько картин. В 1901 году Василий Иванович познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали его предки. Вдохновившись этим периодом, творец создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907-м Сурикова включили в Союз русских художников, но в то же время он покинул Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI–XVII веков» российского историка Ивана Забелина в голове у Сурикова возникла идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами собственных внучек.

Поездка на озеро Шира подвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась задумкой автора — существует лишь эскиз, который художник написал за год до смерти.

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины художника по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Встреча Василия Сурикова с его будущей супругой Елизаветой Августовной Шаре состоялась в католическом костеле — молодой живописец зашел в храм на звуки органа и встретил любовь всей своей жизни.

19-летняя Елизавета Августовна, или, как ее называли близкие, Лиля, была из русско-французской семьи. Ее отец, француз Огюст Шаре, женился на Марии, дочери декабриста Петра Свистунова, переехал на родину жены и стал православным. Но детям пара привила французские манеры, так что у девушки даже был небольшой акцент.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

25 января 1878 года молодые люди обвенчались. Художник не сообщил матери об изменениях в личной жизни, опасаясь, что казачка не одобрит невесту-француженку. Знакомство Елизаветы Августовны с родней мужа состоялось уже после рождения детей. В первый год брака у супругов родилась дочь Ольга, а через два года — Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал могилу супруги на кладбище, забросил творчество. Но у мужчины были маленькие дочери, которых нужно было содержать. Через 2 года после смерти жены художник взял в руки кисти и написал «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», где в образе болящего воплотил самого себя. Оставшись вдовцом в 40 лет, Василий Иванович больше не женился, посвятив себя детям.

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую, которая стала матерью двух известных в современной России людей: кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиты Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник в 1910-м отправился с зятем, художником Петром Кончаловским, в Испанию для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник летом 1914-го уехал на родину для создания пейзажей.

Через год из-за ухудшения самочувствия Василий Иванович поехал в Крым на лечение, но уже в марте 1916-го творческие круги облетела новость о смерти художника, причиной которой стала ишемическая болезнь сердца. Могила живописца находится рядом с местом захоронения супруги на Ваганьковском кладбище.

Память

На малой родине талантливому земляку установили памятники. Имя художника носят не только улицы и образовательные заведения в городах России и Казахстана, но и танкер, теплоход и даже кратер на Меркурии. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Памятник Василию Сурикову

В Красноярске действует музей-усадьба Сурикова, который в 2021-м посетил его правнук Никита Михалков. В 2023-м во многих городах РФ прошли выставки и арт-проекты в честь празднования 175-летия со дня рождения мастера масштабных исторических полотен.

Произведения

  • 1876 — «Вид на Кремль»
  • 1881 — «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 — «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 — «Боярыня Морозова»
  • 1891 — «Взятие снежного городка»
  • 1895 — «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 — «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 — «Степан Разин»
  • 1908 — «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 — «Девушка с косами»
  • 1910 — «Севилья. Альказар»

Интересные факты

  1. Василий Иванович называл супругу идеальной моделью и писал с нее многих героинь своих полотен. Самым ярким из этих образов стала старшая дочь на картине «Меншиков в Березове». Еще одной частой моделью художника был его брат Александр, которого Суриков рисовал 7 раз.
  2. Любимым композитором живописца был Людвиг ван Бетховен — «Лунную сонату» художник исполнял на гитаре.

Суриков, Василий Иванович

Родился 24 января 1848 г. в Красноярске. Происходил из казачьего рода. В честь одного из его родственников - атамана Енисейского казачьего полка Александра Сурикова (1794-1854) - назван остров Атаманский на Енисее.
Отец - Иван Васильевич Суриков (1806-1859), коллежский регистратор, мать - Прасковья Федоровна (урожденная Торгошина; 1818-1895).

Василий Суриков закончил два класса приходской школы в селе Сухой Бузим (ныне село Сухобузимское, Красноярский край), где служил его отец. В 1858-1861 гг. посещал занятия в красноярском уездном училище.
По окончании училища был принят писцом в управление Енисейской губернии. Занимался рисованием и живописью. Самая ранняя датированная работа - акварель "Плоты на Енисее" - была написана Василием Суриковым в возрасте 14 лет под руководством своего первого учителя, Николая Гребнева. Талант молодого художника заметил губернатор Павел Замятнин. По его рекомендации золотопромышленник и бывший городской голова Красноярска Петр Кузнецов оплатил обучение Василия Сурикова в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.
Василий Суриков прибыл в Петербург в феврале 1869 г., но поступить в академию не смог. Несколько месяцев учился в рисовальной школе Общества поощрения художников. В августе 1869 г. сдал экзамены и был принят в Академию художеств вольнослушателем, в 1870 г. стал воспитанником в классе Павла Чистякова.
В 1870 г. он представил свою первую самостоятельную работу - "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге", которую приобрел золотопромышленник Петр Кузнецов (сохранились два варианта, один находится в Красноярском художественном музее, второй - в Государственном Русском музее). Позднее Суриков подарил Кузнецову в знак благодарности за поддержку еще одну свою картину - "Милосердный самаритянин" (1874; малая золотая медаль Академии художеств).
В ноябре 1875 г. Василий Суриков окончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.

В 1876 г. получил заказ на создание для храма Христа Спасителя в Москве четырех фресок на тему Вселенских соборов. Он начал работать над ними в Петербурге, в 1877 г. переехал в Москву.
В январе 1878 г. Василий Суриков женился на Елизавете Шаре, младшей дочери выходца из Франции Августа Шаре, владельца предприятия по продаже почтовой бумаги.
В 1881 г. живописец стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Еще в годы учебы сформировались особенности стиля Василия Сурикова. Художник создал новый тип композиции, при которой изображение большого количества персонажей, охваченных переживаниями и эмоциями, отражает внутренний смысл события. Кроме того, искусствоведы отмечали тщательную проработку деталей, особенный колорит полотен Сурикова, его работу с цветом (современники называли картины художника "цветовыми симфониями"). Живописец Илья Репин, который был близок с Василием Суриковым, считал его монументальные работы полными "истинной огромной силы". Однако масштабность полотен, а также большое количество действующих лиц на картинах вызывали при жизни автора критику в академических кругах. Кроме того, Сурикова часто упрекали за непропорциональность рисунка фигур.
Основной темой работ живописца была русская история. Теоретик искусства Александр Бенуа писал, что Василий Суриков наряду с Виктором Васнецовым создал "изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи".
В 1880-е гг. в Москве Василий Суриков написал три монументальных полотна, которые считаются вершиной творчества живописца: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887).
Картина "Утро стрелецкой казни" была впервые показана на выставке передвижников 1 марта 1881 г. По словам Ильи Репина, работа Сурикова стала гордостью экспозиции. Художник обратился к событию конца XVII века: наказанию стрельцов, поднявших мятеж против Петра I. Размер полотна составил более 2 м в длину и около 4 м в ширину. Картина была куплена коллекционером и меценатом Павлом Третьяковым.
Слава, которую Василию Сурикову принесло "Утро стрелецкой казни", укрепилась после представления им "Меншикова в Березове" и "Боярыни Морозовой".
Полотно "Меншиков в Березове", которое художник Михаил Нестеров называл "самой любимой картиной Сурикова", было показано в 1883 г. на 11-й выставке передвижников. При его создании живописец применил метод колористики, который позволил придать особую красоту и сложность цветовым акцентам на общем темном фоне холста. Полотно также приобрел Павел Третьяков. На деньги, полученные от продажи картины, Суриков совершил путешествие в Европу, побывал в Германии, Италии, Франции, Австро-Венгрии.
Последний работой в трилогии, посвященной русской истории XVII века, стала "Боярыня Морозова". Она была экспонирована в 1887 г. на 15-й выставке передвижников. На холсте изображена сцена перевозки на допрос в Чудов монастырь Московского кремля в 1671 г. арестованной боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы протопопа Аввакума, которая отказалась принимать новый церковный обряд. Критик Владимир Стасов писал, что подобной картины в исторической отечественной школе живописи ранее не было. Картину также купил Павел Третьяков.
В 1887 г. Василий Суриков начал работать в жанре портрета, написав в том числе свою мать и дочь Ольгу. Однако художник редко обращался к данному жанру. При этом он наделял чертами знакомых и близких людей героев своих полотен. Так, в "Утре стрелецкой казни" чернобородого стрельца в телеге Суриков написал со своего дяди Степана Торгошина, девочку на переднем плане - с дочери Ольги. Прототипом старшей дочери Меншикова, Марии, стала супруга Василия Сурикова, боярыни Морозовой - его тетя Авдотья Торгошина.
В апреле 1888 г. скончалась жена художника Елизавета Шаре. Ее смерть привела Сурикова к тяжелому душевному кризису. Он уехал с дочерьми в Красноярск к своему брату Александру, где прожил до осени 1890 г. В 1888 г. художник написал "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом" - картину, изначально не предназначавшуюся для публики, которая стала проекцией его внутреннего состояния (впервые была выставлена в 1893 г.).
В 1891 г. на 19-й выставке Товарищества передвижников Василий Суриков представил свою новую работу - "Взятие снежного городка" (или "Старинная казачья игра в Сибири на Масленице"). Отзывы критиков были неоднозначны, у многих она вызвала недоумение, поскольку Суриков отошел при работе над ней от темы трагедии в русской истории. В 1899 г. полотно было куплено коллекционером Владимиром фон Мекком. В 1900 г. эта картина стала частью русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена именной медали (в 1908 г. приобретена для Русского музея императора Александра III, ныне Государственный Русский музей).
В 1890-х гг. живописец вернулся к историческим сюжетам. В 1895 г. он закончил работу над масштабным полотном "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем", для создания которого совершил экспедицию по маршруту Ермака. По воспоминаниям Сурикова, картина была встречена членами Товарищества передвижников аплодисментами. В 1899 г. им был написан "Переход Суворова через Альпы". Эту картину, как и "Покорение Сибири", приобрел император Николай II. В 1906 г. Василий Суриков представил полотно "Степан Разин", во время работы над которым совершил несколько поездок на Волгу. Однако картина была холодно встречена публикой и критиками. Сам художник также остался недоволен работой и много раз ее переделывал. В 1910 г. Суриков частично переписал картину, а после выставки в Риме в 1911 г. продал частному коллекционеру (ныне находится в Государственном Русском музее).
В 1893 г. Василий Суриков стал действительным членом Академии художеств, в 1895 г. - академиком. В 1907 г. вышел из состава Товарищества передвижников и вступил в Союз русских художников.
Среди его поздних работ - "Портрет доктора А. Д. Езерского" (1910), "Посещение царевной женского монастыря" (1912), "Автопортрет" (1913), "Благовещение" (1914).
В 1915 г. художник уехал на лечение в Крым.
19 марта (6 марта по старому стилю) 1916 г. Василий Суриков скончался в Москве на 69-м году жизни. Похоронен рядом с супругой на Ваганьковском кладбище.

У Василия Сурикова и Елизаветы Шаре родились две дочери: Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963). Ольга Сурикова вышла замуж за художника Петра Кончаловского (1876-1956). Внучка Василия Сурикова - писательница Наталья Кончаловская (1903-1988), супруга известного советского поэта Сергея Михалкова (1913-2009), правнуки - российские режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский.

Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту, художественному музею и художественному училищу в Красноярске и др. В его честь названы улицы во Владимире, Екатеринбурге, Иркутске, Кирове, Красноярске, Липецке, Москве, Новосибирске, Хабаровске, в других городах и населенных пунктах. Именем живописца назван кратер на Меркурии (1975).
В Красноярске в доме, где родился Василий Суриков, открыт его дом-музей (1948) и установлен памятник художнику (2003). Памятник Василию Сурикову находится также в Москве напротив Российской академии художеств (2003, скульптор Михаил Переяславец​).

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html
  • https://tass.ru/encyclopedia/person/surikov-vasiliy-ivanovich
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.44473266601562Mb; real memory usage: 2Mb