На Родине Добрыни Никитича и Евпатия Коловрата

Былинные супергерои: истории всех главных русских богатырей

Великан, князь-колдун, могучий пахарь, кентавр, хулиган, пьяница — и другие.

Во времена СССР очень сильно переосмыслили наследие народного творчества Руси. У главных героев многих сказаний на первый план вышли черты, положительные с точки зрения советской пропаганды. Сказки в основном использовали как материал для создания детских произведений, так что очень многое пришлось сильно отцензурить или вовсе забыть.

Так, в СССР Баба-яга почти целиком трансформировались из ужасающей колдуньи-людоедки, живущей на границе мира живых и мира мёртвых, в нелепого и комичного персонажа. А некогда популярные в народе похабные истории про «зайку-однояйку» или мрачные рассказы, где медведь по наущению лисы лапами вскрывал себе грудную клетку — и вовсе позабыли.

Богатыри Виктор Васнецов

Подобное произошло и с былинами. Все мы знаем мультфильмы про непогрешимых богатырей, стоявших на страже своей родины — но изначально истории о них были сродни греческим мифам и германо-скандинавским легендам. Богатыри, как и Геракл с Беовульфом, сражались с чудовищами, но, по аналогии с ними, были для простых людей скорее как олицетворение природных сил. Так что они далеко не всегда были однозначно положительными персонажами.

История былин

Прежде, чем перейти к рассказу о самих богатырях, для начала разберёмся, откуда вообще пошли былины, рассказывающие об их свершениях.

Былины — жанр народной эпической песни, в котором рассказываются и мифологические сюжеты, и события реальной истории Руси. Этот жанр возник где-то в районе X века — и в каждом регионе Руси долгое время рассказывались свои былины, почти никак не связанные с другими: в Новгороде были одни истории, в Киеве — совершенно другие. Окончательно жанр сформировался к XIV веку, когда появилась более или менее единая для Руси былинная традиция.

По саду, саду по зеленому

Ходила‑гуляла молода княжна

Марфа Всеславьевна,

Она с камени скочила на лютого на змея —

Обвивается лютый змей

Около чебота зелен сафьян,

Около чулочика шелкова,

Хоботом бьет по белу стегну.

А в та поры княгиня понос понесла,

А понос понесла и дитя родила.

А и на небе просветя светел месяц,

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молоды Волх Всеславьевич:

Подрожала сыра земля,

Стряслося славно царство Индейское,

А и синее море сколебалося

Для‑ради рожденья богатырского

Молода Волха Всеславьевича.

Былина о Волхе Всеславьевиче Волх Всеславьевич Борис Ольшанский

И эта традиция в народе продолжалась вплоть до середины прошлого века — в основном в отдалённых сибирских поселениях. В двадцатых годах советское руководство даже пыталось использовать рассказчиков былин как средство пропаганды среди крестьян. Им предлагалось исполнять так называемые «новины», рассказывающие о современности и восхваляющее Советский Союз.

«Воронежская сказка о Ленине»

Однако из-за урбанизации новины, также как и былины, по сути канули в Лету в XX веке. Остались лишь многочисленные стилизации.

Советский пропагандистский плакат времён Великой Отечественной войны

Главными героями значительной части былин были богатыри — герои, совершающие различные подвиги и наделённые некими уникальными качествами, вроде нечеловеческой силы.

Среди богатырей встречались и исторические личности: Александр Пересвет, Ермак Тимофеевич. Но чаще всего они были выдуманными персонажами. Даже если за основу брали каких реальных людей — народная молва настолько искажала их образы, что они превращались в совершенно иных персонажей. Так что образ богатыря Ильи Муромца также соотносится с реальной историй, как и правители времён Микенской цивилизации — с персонажами Троянской войны.

История создания первых богатырей восходит ещё к славянской мифологии середины первого тысячелетия нашей эры. Таких персонажей нынче именуют «старшими богатырями». К ним причисляют Святогора, Волха Всеславьевича, Микулу Селяниновича и некоторых других героев.

Святогор Н.К. Рерих

Но большая часть богатырей в русском фольклоре появилась гораздо позднее и под влиянием самых разных источников.

Образы многих «младших богатырей» создавались под впечатлением от застав, появившихся для защиты русских земель от набегов со степей. Правда само слово «богатырь» могло прийти в русский язык как раз со стороны этих степей из монгольского или одного из тюркских языков как видоизменённая форма слова «багатур» или «батыр». Так что корни некоторых историй о том же богатыре Еруслане Лазаревиче можно усмотреть в подвигах батуров Исфандияра и Рустама из иранского эпоса.

На русскую культуру в те времена активно воздействовала христианская религия — что не могло не отразиться на былинах. Поэтому некоторые сюжеты о приключениях богатырей вполне могли быть списаны с бытия Самсона или Георгия Победоносца. К тому же, во многих былинах регулярно встречались ангелы, а главные герои молились о различных чудесах.

Вопреки сложившемуся мнению Русь не была совсем уж культурно изолирована от Западной Европы. Так что некоторые богатыри — лишь переделанные на русский лад рыцари из куртуазных романов.

Полкан — силач-кентавр, встречающийся и в итальянском романе «Французские короли», и в русских былинах. В оригинале он полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём Роспись на крышке сундука

И благодаря обилию источников вдохновения истории о богатырях получились самыми разными. Одни былины были насквозь мифологичны — другие были приближены к быту обычных крестьян и горожан. В одних сказаниях богатыри защищали Русь от всевозможных бед — в других богатыри хулиганили, отрывая руки прохожим.

Святогор

Святогор — один из старейших славянских богатырей, что хорошо заметно по былинам о нём.

Его матерью была сама Сыра Земля. Насчёт того, кем же был его отец, так и не сформировалось единого мнения. В одних сказаниях это был бог-творец Род, в других просто некий «тёмный», то бишь слепой, великан — но всё равно персонаж, связанный с потусторонней реальностью. Слепота вообще у русичей, как и многих других народов, ассоциировалась с принадлежностью к иному миру — достаточно вспомнить того же Вия, чьи веки поднимала вилами его свита.

Святогор был великаном громадного роста, столь могучим, что его не могла удержать земля. Поэтому он мог жить исключительно на «Святых горах», по которым он мог передвигаться на своём коне титанических размеров.

Я бы ездил тут на матушку сыру землю, —

Не носит меня мать сыра земля,

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,

Да по щелейкам да толстыим.

В архангелогородских и некоторых других былинах утверждалось, что Святогор — нерусь. Вместе с тем на Восточно-Европейской равнине таких гор не было, что также говорит в пользу того, что миф о Святогоре имеет либо скандинавские, либо карпатские корни. Причём старики среди карпатских русинов вплоть до Первой мировой говорили, что «Мы ще помнэм за вэлэкого нашого дядьку Сватагоря». Они утверждали, что в конце времён он проснётся от своего сна, чтобы в последний момент спасти русинов.

Изначально Святогор в горах то ли охранял Мировой Дуб, то ли сторожил вход из Яви, нашего мира, в Навь, царство мёртвых. С другой же стороны этих врат стояли богатыри-великаны Горыня, Дубыня и Усыня. Несмотря на то, что они также охраняли этот проход, Святогор был не в лучших с ними отношениях.

В отличие от Святогора, они прежде всего олицетворяли разрушительную сторону стихий, нарушающий привычную жизнь. Горыня был персонификацией стихии огня, способной рушить горы. Дубыня олицетворял собой земную стихию и с лёгкостью крушил вековые дубы. Усыня управлял водной стихией, с помощью которой он мог запрудить реку или уничтожить мост. И вообще их прототипами были хтонические чудовища Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод.

В дальнейшем истории об их охране Нави подзабылись и Горыня, Дубыня с Усыней начали чаще выступать в роли спутников героев сказок. Особенно большую известность получила история их путешествия с богатырём Иван Медведко — получеловеком-полумедведем, чьё родство со зверем чаще всего отражалось на наличии медвежьих ушей. Распространены также были сказки, где эти персонажи встречались с Сосной-богатырём и Покатигорошком — рождённый от горошины богатырём с семуподовой дубиной. В более ранних легендах они сопровождали аж самого Перуна.

В таких путешествиях Горыня, Дубыня и Усыня чаще демонстрировали свои слабости: так одного из них избила Баба-Яга и вырезала из его спины себе ремень. Нередко эти богатыри и вовсе мешали героям сказок: преисполненные завистью, они предавали своего спутника. Но всё же изредка они были полезны и их благодарили за помощь, например, при помощи добычи для них невест.

В итоге на основе образов Горыни, Дубыни и Усыни появились былины о могучих богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче и других. Что иронично, многие чудовища, с которыми боролись эти богатыри, произошли от змеев, служивших прототипами для Горыни, Дубыни и Усыни.

На Родине Добрыни Никитича и Евпатия Коловрата

Знаменитые былинные богатыри, по легенде, родились в Шиловском районе Рязанской области. Не верите? Тогда вам стоит посетить местный краеведческий музей. Его сотрудники расскажут, почему к этой легенде стоит относиться серьёзно.

Отметить посещение Хочу посетить Проголосовать 0 Проголосовать Отметить посещение Хочу посетить дополнить поделиться ВК поделиться FB поделиться ОК

Защитники земли русской

Добрыня Никитич, по местному преданию, родился в Шилове, а «сидел» на ныне существующем острове Добрыня, расположенном между сёлами Ерахтур и Рубецкое – там была застава. Местные краеведы узнали, что у Добрыни Никитича было даже прозвище – Добрыня Рязанич Злат Пояс.

Местом захоронения Добрыни, как принято считать в народе, считается курган в посёлке Прибрежный. Его обнаружили в 20-х годах прошлого века. В кургане нашли воинскую кольчугу, шлем, меч и пояс с золотыми накладками.

А рядом с деревней Фролово Шиловского района есть древнее городище с остатками земляного вала и рва. По местным преданиям именно там в 1200 году родился легендарный рязанский боярин, воевода и богатырь Евпатий Коловрат. Жители деревни Фролово гордятся своим земляком. В 2006 году даже открыли часовню и мраморный памятник, посвящённый былинному богатырю.

Но ещё раньше памятник Евпатию Коловрату появился в самом Шилове, на центральной площади. Его установили в далёком 1995 году. К слову, этот памятник знаменитому былинному богатырю – первый в России.

А всё началось с топора…

Но Шиловская земля, конечно, интересная не только тем, что именно там, по преданиям, родились Добрыня Никитич и Евпатий Коловрат. Весь Шиловский район – один большой музей. Или Земля отцов – так свою Родину ласково называют местные жители. Каждый уголок этой земли по-своему уникален. Но обо всём по порядку.

Начнём с истории района. О ней вам подробно расскажут в местном Музейном историко-культурном комплексе. В 2017 году он объединил Шиловский районный краеведческий музей, этнокультурный центр «Заряна» и мемориальный комплекс им. академика И. И. Срезневского.

Краеведческий музей находится в п. Шилово. Он основан в 1974 году на базе местного Дома пионеров по инициативе Андрея Николаевича Гаврилова, который стал не только инициатором создания музея, но и его первым Хранителем. Он в то время руководил археологическим кружком при Доме пионеров. А началось всё… с каменного топора, который Андрей Гаврилов принёс на занятия кружка 17 октября 1974 года в Дом пионеров. Затаив дыхание кружковцы слушали его рассказ об историческом прошлом нашего государства, а когда Андрей Николаевич высказал мысль о создании настоящего большого музея – все загорелись ею.

Он поставил цель – создать районный краеведческий музей, причём такой, который был бы не только хранилищем экспонатов, но и воспитательным центром. И это ему удалось. Музей сегодня – гордость Рязанского края. И это благодаря Андрею Николаевичу.

– Энтузиаст, патриот, ученый, а в целом, человек с большой буквы, который в течение многих лет свои знания, навыки и жизненные силы отдаёт любимому делу – возрождению и сохранению народных традиций, поиску нитей, связывающих прошлое и настоящее, приобщению и бережному отношению молодого поколения к богатому культурному наследию нашей Родины.

Николай Спирин, директор музейного историко-архитектурного комплекса

Окно в древнюю историю

Шиловский краеведческий музей находится в самом центре Рязанской области. Почему его непременно стоит посетить? Начнём с того, что музей за годы своего существования накопил уникальнейшую археологическую коллекцию. Вся эта коллекция как большое окно в древнюю историю Шилова. Это и неудивительно, потому что город фактически стоит на территории, где до сих пор находят самые разные предметы древних цивилизаций. Многие уже и не помнят, к примеру, кто такие скифы и сарматы. А в Шиловском музее помнят. И расскажут о них.

А ещё о древних финно-уграх, славянах, монголах… Их оружие и украшение можно найти в музее. Среди оружия – самые разные мечи, кинжалы, топоры, сабли, копии стрел и т.д. Повторимся, всё это в разное время нашли на шиловской земле. Каждая находка – по-своему уникальна, она рассказывает о жизни того или иного народа, делает историю менее таинственной и загадочной.

Директор рассказывает, что у каждого экспоната есть свои поклонники, готовые часами разглядывать его. Но чуть больше внимания всегда к коллекции древних серебряных монет. А ещё в шиловском музее (кто бы мог подумать!) самая большая коллекция дамасских мечей в стране.

От мезолита до Средневековья

Есть в музее и палеонтологическая экспозиция. Она знакомит посетителей с древнейшей жизнью на территории Шиловского района. В экспозиции представлены кораллы, окаменевшие раковины аммонитов и белемнитов, черепа доисторических животных, бивни мамонта и даже… лапа пещерного медведя.

– Гордость нашего музея – археологическая коллекция. Она – одна из крупнейших в Рязанской области. Экспозиция, включающая орудия труда, украшения, элементы воинской культуры и предметы быта, разворачивает перед нами историческую ретроспективу от мезолита до Средневековья. Мы узнаем о племенах и народах, в разное время населявших территорию района.

Николай Спирин

Одна из витрин знакомит гостей с традиционными верованиями и христианизацией края. Интерес посетителей вызывает макет раскопок финно-угорского могильника III–VII веков с обнаруженными в нём украшениями, который даёт представление о работе археологов.

А у юных посетителей большой популярностью пользуются интерактивно-анимационные программы. С одной стороны, ребята, могут увидеть древних воинов. С другой, в специальном музейном дворике примерить кольчугу, подержать в руках меч, пострелять из лука, походить на ходулях и угоститься чаем из дровяного самовара.

И этнокультура, и наука

Экспонаты в Краеведческом музее можно рассматривать с утра до позднего вечера. Но всё же, советуем посетить и другие туристические жемчужины Шиловского район. В их числе – единственный в Рязанской области этнокультурный центр «Заряна». Как уже следует из названия, центр бережно хранит сведения о фольклоре, обычаях, традициям, верованиях, а также кухне и праздниках местных жителей. Редко где можно встретить столь уникальный этнографический архив.

Центр «Заряна» не похож на простой музей этнографии. Для гостей разработали специальные интерактивные программы, каждая из которых напоминает сказочное действо. Только представьте: заходите в центр, а вас встречают с хлебом-солью, старинными напитками и, конечно, местными песнями (куда же без них!). А далее – увлекательная экскурсия с рассказом о самом центре и о выставках. Думаете, это всё? Нет, сразу после добро пожаловать в светлицу, где дадут попробовать ароматного сбитня из самовара, да ещё и с блинами, вареньем и мёдом. А после, если хотите, можно поучаствовать в мастер-классах по ткачеству, лепке из глины и, внимание, знаменитому шиловскому лозоплетению.

В мемориальном комплексе академика Измаила Ивановича Срезневского ароматного сбитня вам не предложат, да и мастер-классов там нет. Но это именно то место, которые мы также настоятельно советуем посетить. Напомним, кто такой Измайл Срезневский – это известнейший в мире филолог-славист, первый в России доктор славяно-русской филологии, этнограф, археолог и палеограф, который оставил после себя богатое научное наследие. В коллекции музея им. академика Измаила Ивановича Срезневского собраны уникальнейшие документы, рукописи, книги, фотографии, картины и иконы. Всё нужно обязательно увидеть своими глазами.

Призрак, «танцующий» лес и Святое озеро

Но кроме Музейного историко-культурного комплекса в Шиловском районе есть немало и других уникальных мест, которые гостям нужно обязательно посетить. К примеру, усадьбу рода Луниных. Постройку возвели в XVIII веке. Оно и сегодня скрывает множество тайн и загадок.

Главный дом усадьбы с его строгим шестиколонным портиком – замечательный образец архитектуры классицизма. Внутри усадебного дома расположен музей, где можно увидеть макеты усадьбы и храма, старинную мебель, посуду царских времен и бытовые предметы, в том числе случайно найденные каминные щипцы.

Туристов усадьба Луниных привлекает своим ореолом таинственности, в том числе, историями о подземных ходах. И это не легенда – туннели там действительно существуют. Один из них ведёт от усадьбы к Богородицкому храму, другой – от храма к реке.

И, конечно, нельзя не упомянуть о лунинском призраке, периодически предстающем перед посетителями усадьбы. Говорят, что это бродит неупокоенная душа юной девушки – дочери управляющего усадьбой. Она влюбилась в конюха, но, когда связь молодых людей раскрыли, несостоявшегося жениха высекли розгами. А несчастная девушка повесилась. С тех пор её бесплотную тень видят в разных частях усадьбы.

И в продолжение мистической темы. Ещё одна интересная и необычная «достопримечательность» Шиловского района – «танцующий» лес. Он находится у села Тырново. Лес сосновый, но сами сосны… с причудливо изогнутыми стволами, застывшими в каком-то фантастическом танце.

Наконец, в трёх километрах от села Борки расположена ещё одна необычная природная достопримечательность района – Святое озеро, которое образовалось после падения метеорита. Почему его назвали Святым? Есть легенда, что раньше посередине озера стояла деревянная церковь, которая ушла под воду…

Интересно? Уже планируете поездку, но не знаете, с чего начать?

– Мы разработали ставшие уже популярными туристические маршруты: «Вода святая – вода живая», «Тайны пьяного леса», «На земле Евпатия Коловрата», «Сердце Рязанского края» и другие, а также интерактивные и анимационные программы: «Мытный двор», «Бабье царство» «Посиделки в нашей горнице» и т.д. Ждём в гости!

Николай Спирин

Справка

Контактные данные Музейного комплекса: Рязанская область, р.п. Шилово, ул. Спасская, д. 38. Тел. 8 (49136) 2-13-39.

Официальный сайт: museumkompleks.ru/

Музейный комплекс в социальных сетях:

В Шиловском районе работают гостиницы «Мечта», «Стоп Отель», «Причал», «Континент», «Крутицы».

Пообедать можно в кафе «Причал», «Уют», «Физкульт-Привет», «PizzaHouse», «День и Ночь», «Премьера», «Восток».

Источники:

  • https://dtf.ru/read/48131-bylinnye-supergeroi-istorii-vseh-glavnyh-russkih-bogatyrej
  • https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/Article/?id=34106
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.43277740478516Mb; real memory usage: 2Mb