Неупиваемая Чаша»
Икона Неупиваемая Чаша в Серпухове
В Георгиевском храме Введенского Владычного монастыря пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.
"Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие" (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).
Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.
По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…". По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта Чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.
Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.
Первый Акафист Божией Матери "Неупиваемая Чаша" был составлен священномучеником Иаковом Бриллиантовом, пресвитером Серпуховского Владычнего монастыря. Этот акафист был издан издательством Троице-Сергиевой Лавры. Им же было составлено описание явления иконы Божией Матери во Владычнем монастыре.
30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы. Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.
Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся во Владычнем монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.
В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный Крестный ход с Чудотворным образом.
Как добраться [ править | править код ]
- Автобусы от вокзала в направление "Октябрьская" № 4; маршрутное такси "Владычний монастырь".
Таке список иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находится в Серпуховском Высоцком монастыре.
- Автобусы от вокзала №№ 3, 8, 20; маршрутное такси "Высоцкий монастырь".
Паломнику [ править | править код ]
Серпуховский Владычний монастырь открыт для посещения:
- утром - в будни с 7:00, в выходные и праздничные дни с 7-30;
- вечером - при рядовой службе до 19-00, при всенощном бдении до 20:00.
Богослужение в Высоцком мужском монастыре совершается по полному суточному кругу Богослужений:
- 6:15 – утренние молитвы, полунощница;
- 7:15 - молитвы к исповеди, часы, Божественная Литургия;
- По окончании Литургии служится панихида (или отпевание), заказные молебны.
- 16:00 - ежедневный Акафист Божией Матери "Неупиваемая Чаша."
- 17:00 – вечерня.
- по окончании вечернего богослужения - ежедневный акафист иконе Божией Матери "Всецарица".
Экскурсии для паломнических групп проводятся с 10:00 до 15:00 (по предварительному заказу в иконной лавке). Сестры монастыря или экскурсоводы-волонтеры монастыря познакомят Вас со святынями, архитектурой и достопримечательностями Владычней обители.
Где можно поесть
На территории Владычнего монастыря, у входа, есть Монастырская столовая, где можно получить комплексный завтрак, обед или ужин, а также попить чай. В наличии всегда есть свежая монастырская выпечка.
Остановиться во Владычнем монастыре на несколько дней можно в паломническом корпусе только женщинам. Большие группы паломников (смешанные) принимаются только по предварительной договоренности, в связи со сложностью размещения.:
Адрес: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, Владычний женский монастырь.
Серпуховский Высоцкий монастырь открыт для посещения:
- утром - в будни с 5-30, в выходные и праздничные дни с 7-30;
- вечером - при рядовой службе до 19-00, при всенощном бдении
Богослужение в Высоцком мужском монастыре совершается по полному суточному кругу Богослужений:
- 6.00 – утренние молитвы, полунощница, утреня;
- 8.00 - молитвы к исповеди, часы, Литургия;
- По окончании Литургии служится панихида (или отпевание), затем молебен перед Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны.
- 17.00 – вечерня;
- 21.00 – повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников.
Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14.00 (по предварительному заказу в иконной лавке). Братия монастыря познакомят Вас со святынями, архитектурой и достопримечательностями Высоцкой обители.
Где можно поесть
На территории Высоцкого монастыря, в колокольне, есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого попить чай или кофе и перекусить. В наличии всегда есть свежая монастырская выпечка. С 12.00 до 14.00 вы можете полноценно пообедать в трапезной паломнического корпуса.
Остановиться в Высоцком монастыре на несколько дней (не более 3-х суток) можно в паломническом корпусе. Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности:
В паломническом корпусе есть многоместные кельи и кельи для отдельного проживания со всеми удобствами. Пожертвование за проживание (сутки):160 руб., обед – 100 руб., ужин - 90 руб..
2-х местная келья - 1200 руб./сутки (входит обед и ужин)
3-х местная келья - 2500 руб./сутки (входит обед и ужин)
Адрес: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская д. 5/3, Высоцкий мужской монастырь.
«Неупиваемая Чаша»
«Неупиваемая Чаша» — икона, прославившаяся всего полтора века назад. За это время она успела исчезнуть, была восстановлена и полюбилась многим верующим.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» была никому не известна до июля 1878 года. Именно тогда в Серпухов пришел некий крестьянин, бывший солдат, разыскивавший образ с таким названием. Во Введенском Владычнем монастыре, куда он обратился, его сначала не поняли. Но все же нашли в проходе небольшую иконку с изображением чаши. На оборотной ее стороне обнаружили и название — «Неупиваемая Чаша».
По просьбе отставного солдата перед иконой был совершен молебен. Он просил у Пречистой Матери помощи в избавлении от пьянства, практически разрушившего его жизнь. У бедняги уже отказали ноги, когда во сне ему явился незнакомый старец и велел пойти к этой иконе. Как идти, если и ноги не ходят, и денег ни копейки? Но старец был настойчив и являлся неоднократно. Тогда бывший солдат все же почти ползком отправился в путь. В одной из деревень сердобольная женщина пустила его переночевать, залечила раны на его ногах, и до монастыря крестьянин уже шел, опираясь на палки. А пройдя 200 километров от дома и найдя святыню, он исцелился и от болезни, и от пьянства. На своих ногах отправился дальше — помолиться в Троице-Сергиевой лавре, а на обратном пути, как сообщает монастырское предание, с благодарностью еще раз пришел поклониться новоявленной святыне.
Старцем же, который привел горького пьяницу во Владычний монастырь, оказался его основатель, преподобный Варлаам Серпуховский. Это исцеленный крестьянин понял, когда оказался перед ракой с мощами и иконой святого.
Слава о чудотворном образе стала распространяться по России. Перед иконой «Неупиваемая Чаша» и до сих пор молятся в первую очередь об излечении от дурных пристрастий. Но любят и почитают ее не только те, кто столкнулся с бедой пьянства или наркомании, но и все христиане, воздающие честь Божией Матери. А для многих она, как для того отставного солдата, становится последней надеждой…
Значение иконы «Неупиваемая Чаша»
Значение иконы «Неупиваемая Чаша» не ограничивается лишь тем, что перед ней просят о помощи в избавлении от зависимостей. В этом образе отражен глубокий смысл, дающий жизненные опоры всем верующим людям.
Перед Богородицей на иконе мы видим чашу, а в ней — Младенца Христа. Именно Он — вечный источник, дающий силы, утешение, радость. Это чашу горя и чашу греха можно выпить до дна, а чаша Божьей Любви — неистощимая, неупиваемая. Всякий, кто готов менять свою жизнь, следовать заповедям, любить Христа и ближних, может сделать живительный глоток и ощутить, как велико милосердие Господа. И подняться со дна, ожить и обновиться.
Сам Христос установил на Тайной Вечере таинство Евхаристии, призывая всех причащаться Его Тела и Крови. На каждой литургии хлеб и вино превращаются в великую святыню, и Христос приглашает нас к Себе. Значение иконы «Неупиваемая Чаша» еще и в том, чтобы напоминать нам: и в беде, и в радости мы должны не терять связь с Богом. Он же каждому из нас указывает путь к спасению души, главное — не отворачиваться и не отказываться от живительного глотка.
Особое значение икона «Неупиваемая Чаша» приобрела также благодаря одноименной повести Ивана Шмелева. Интересно, что в книге приведено народное название святыни, к которой приходят в надежде прекратить выпивать — «Упиваемая чаша». В этом произведении писатель по-своему подает историю иконы, но и в его вольном пересказе подчеркнут главный смысл образа: «Чаша сия и есть Младенец».
Описание иконы «Неупиваемая Чаша
Прославившийся в конце XIX века образ после революции был утерян, но сохранились фотография и описание иконы «Неупиваемая Чаша». Благодаря публикации 1912 года в «Воскресном листке», были восстановлены иконография и почитание образа.
Богородица на нем изображена с возведенными в молитвенном жесте руками. Перед Ней на престоле расположена чаша, в которой стоит Младенец Христос — Его руки подняты в благословляющем жесте. Одежды Христа светлые, они выделяются на фоне более темного облачения Богоматери.
Еще одна копия иконы «Неупиваемая Чаша» находится в Алуште, в доме-музее писателя Ивана Шмелева, где он в трудные революционные годы создавал свою повесть о тяготах земной жизни и прекрасном небесном свете. Ежегодно в день празднования перед списком совершается молебен.
Списки удивительного образа есть сегодня в разных храмах. Как и на рубеже XIX–XX веков уже создавались общины трезвости вокруг них, так и сейчас практически в каждой группе поддержки зависимых людей есть хотя бы небольшая иконка «Неупиваемая Чаша».
Саму же эту Чашу, стоящую посреди иконы, Чашу Причастия, можно найти на каждой литургии. Таким образом, Неупиваемая Чаша, к которой призывает всех нас Спаситель, есть в любом храме, где совершаются богослужения.
Молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша»
Молитва должна быть обращена не к иконе «Неупиваемая Чаша», а к нашей Небесной Помощнице Божьей Матери и Ее Сыну. Чтобы просьбы были услышаны, они должны идти от самого сердца. Но в то же время должно быть понимание, что икона — это не волшебный инструмент. К этому образу чаще всего люди приходят в последней надежде на Бога, когда не в силах справиться с поработившим их недугом. Но нельзя рассчитывать только на чудесное спасение, если сам человек не прикладывает никаких усилий. Многим, кто приезжал к чудотворному образу в Серпухов, пришлось преодолевать себя. Ведь порой даже заставить себя дойти до ближайшего храма бывает очень непросто. Но в сложных, критических ситуациях невозможно долго находиться в одной точке — следующий шаг будет сделан либо в одну, либо в другую сторону. Это удивительно, но люди, из последних сил, с неким даже недоверием заставляющие себя обратиться к Богу, могут неожиданно для себя обрести ресурсы для начала нового пути, для изменения своей жизни.
Перед образом «Неупиваемая Чаша» к Богу и Богородице можно обратиться своими словами, словами любых известных молитв или используя специально составленные для этого тексты, например этот:
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»
Молитва от пьянства
Молитву от пьянства может читать не только человек, страдающий алкогольной (или иной) зависимостью, но и его близкие. Немало рассказывается в Серпухове чудесных историй о том, как мать приезжала сюда ради молитвы от пьянства за сына, не зная, что будет ждать ее после нескольких дней отсутствия. Но по возвращении она находила не разрушенный в угаре дом, а своего ребенка абсолютно трезвым. Молитва от пьянства за мужа перед иконой «Неупиваемая Чаша» многим женщинам давала силы, чтобы справиться с созависимостью, от которой часто страдают близкие алкоголиков, и начать строить свою, не зависимую от чужой болезни жизнь. Нередко бывало, что мужья, вдруг поняв, что реально могут потерять семью, признавали свою проблему. Признание своей беды и своего бессилия перед ней становилось для них первым шагом на пути к Богу и к выздоровлению.
Невозможно заставить другого человека действовать тем или иным образом, невозможно прожить за него жизнь, но можно надеяться на Божье милосердие и на чудо. Именно поэтому деятельным и важным проявлением любви к зависимому человеку становится молитва за него перед чудотворным образом «Неупиваемая Чаша».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неупиваемая Чаша»
О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.
Кондак иконе «Неупиваемая Чаша»
Кондак иконе «Неупиваемая Чаша» подчеркивает связь этого образа с древним Никейским, называемым «Бысть чрево Твое святая Трапеза». Короткий поэтический текст, объясняющий глубокий смысл изображения, — это одновременно и кондак Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша», и тропарь перед Ее Никейским образом.
Канон перед иконой «Неупиваемая чаша»
Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша» появился в 2017 году и стал дополнением к службе, составленной ранее при участии инициатора возрождения почитания образа митрополита Иосифа (Балабанова).
Тропарь перед иконой «Неупиваемая Чаша
Тропарь Богородице перед иконой «Неупиваемая Чаша» содержит прошение об исцелении недугов и страстей. Его короткий красивый текст, говорящий о бесконечном милосердии Пречистой, дает ощущение надежды, которое как воздух необходимо людям в сложной, кажется, безвыходной ситуации.
Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице премилостивая, исцели наша недуги и страсти, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.
Акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша»
Акафист, читаемый перед иконой «Неупиваемая Чаша», впервые был издан в Высоцком монастыре, где после революции началось возрождение почитания образа. Вероятнее всего, текст, утвержденный Священным Синодом в 2015 году, написал священномученик Иаков Бриллиантов (расстрелян в 1937 г.). Он же был автором заметки в «Воскресном листке», ставшей позже основанием для воссоздания утерянной святыни.
Источники:
- https://azbyka.ru/palomnik/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%A7%D0%B0%D1%88%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5
- https://foma.ru/neupivaemaja-chasha.html