Москва в кино. «Мимино»
Мимино где снимали
(Мосфильм, 1977 г.)
Сохранён точный текст поста Татьяны Воронцовой из её блога в Живом Журнале.Любимый многими (и мной конечно же) фильм вышел на широкие экраны в 1977-м году. Я родилась в самом конце 1976-го :) Вновь пересматривая фильм я поняла, что это уникальная возможность взглянуть на Москву времен моего рождения. А ведь город очень сильно изменился за минувшие 34 года.
Московская часть фильма начинается в гостинице "Россия". Место, это очень интересное. Первоначально на месте снесенного старого московского района Зарядье планировалось построить восьмую по счету сталинскую высотку — 32-этажное здание высотой 275 метров. Автор проекта — Д. Н. Чечулин.
К весне 1953 года работы по сооружению стилобата были практически завершены, стальной каркас был возведен до восьмого этажа. Под стилобатом находился технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который мог использоваться в качестве бомбоубежища.
После смерти Сталина строительство высотки было остановлено. Впоследствии построенный стальной каркас был разобран (металл с разобранных конструкций был использован при строительстве спортивного комплекса «Лужники»)
Гостиница «Россия», также по проекту Д. Н. Чечулина была сооружена на уже имевшемся стилобате.
1 января 2006 года гостиница была закрыта, а 29 марта того же года начались работы по демонтажу здания. Сейчас здесь пустырь.
Но вернемся к фильму. Благодаря "Мимино" у нас есть уникальная возможность прогуляться по уже не существующей гостинице, увидеть холлы, коридоры, номера, банкетный зал и ресторан с видом на Кремль :)
Ну, а сам Мимино после несостоявшегося первого свидания договаривается с Ларисой Ивановной о походе в Большой театр. А сам идет решать свои проблемы и гулять по Москве.
Центр по переподготовке пилотов. В фильме эту роль выполняет один из корпусов гостиницы Аэрополис, что у м. Аэропорт (Ленинградский проспект д.37 к.5)
А дальше прогулка по Москве.
Церковь Симеона Столпника на Поварской, которая в то время была выставочным залом общества охраны природы. Обратите внимание на детей с санками на горке возле храма. Я помню, что действительно на этой горке еще в 1990-е можно было встретить детвору :)
Хорошо, что с Мимино был новый друг Рубик Хачикян :) После оперы друзья идут к машине, оставленной где-то во дворах.
Проходят по переходу между новым и старым корпусами ЦУМа, который только-только был сооружен
Затем заходят во двор, где должна стоять машина. Двор не простой, а в доме Страхового общества Россия, что на Сретенском бульваре
"Ты только не обижайся, но я тебе один умный вещь скажу. Твой машина стоит в соседнем дворе. Я так думаю!"(С) Интересно, в каком дворе на самом деле стоял КРАЗ.
Кстати, Георгий Данелия вспоминал, что эта сцена должна была выглядеть иначе: ". по сценарию после Большого театра, когда Мимино и Рубик заходят во двор и там нет «КРАЗа», они находят его в соседнем дворе, и на радостях Фрунзик целует машину, а поскольку мороз – губы прилипают к железу."
Далее герои ночуют в кабине машины на Ленгорах. Обязательный в таких случаях вид в сторону БСА Лужников еще без крыши, уже начинающий ржаветь большой трамплин и реклама СпортЛОТО, и второй трамплин, поменьше.
А дальше поездка по Москве на очень приметном грузовом автомобиле. Фотосравнения. Обращайте внимания на здания и вывески - очень многое изменилось, некоторые дома снесены, некоторые построены с тех пор.
Садовая-Сухаревская, вид в сторону Сухаревской
Садовая-Самотечная, эстакада Садовая-Самотечная, вид от д.13 Садовая-Самотечная, вид от театра кукол ОбразцоваПо дороге друзья рассуждают о том, где лучшая в мире вода. Вот еще одна цитата из книги воспоминаний Г. Данелия на сей счет: "Вообще-то в сценарии второе место в мире занимала вода не из Дилижана, а из Ленинакана. Но Гия Канчели попросил меня (он каждое лето ездил в Дилижан в Дом творчества композиторов писать свои симфонии):
– А нельзя сделать так, чтобы этот Хачикян был не из Ленинакана, а из Дилижана?
– Нельзя.
– Почему?
– Потому что Дилижан – курорт. А Хачикян не композитор, а шофер.
– Но в Дилижане тоже шоферы есть.
На Канчели была симпатичная курточка, похожая на толстовку.
– Ты где эту куртку купил? – спросил я.
– Не помню.
– Красивая, – сказал я. – Я как раз такую ищу.
– На! – Канчели снял курточку и отдал мне. – Вымогатель!
Так Хачикян поселился в Дилижане."
Конец поездки в Большом Девятинском переулке.
Храм Девяти Мучеников Кизических. И гостиница "Мир"
А дальше Мимино и Рубик перемещаются на юго-запад. Где пытаются продать покрышки. "Эти «Жигули»… чем думают, я не знаю." (С)
Двор домов 119 и 121 по проспекту Вернадского. Кстати, очень кинематографические места - неподалеку снимали "Иронию судьбы. "
Владелец жигулей мужчина, соблазнившего сестру Валико, Мимино устраивает в его квартире небольшой погром, за что попадает на скамью подсудимых. Дело по нападению гр-на Мизандари на гр-на Папишвили дошло до суда. Это тот самый суд, который в советское время назывался Ленинским районным народным судом и где теперь Хамовнический районный суд Москвы (7-й Ростовский переулок, д. 21), печально знаменитый на весь мир идущим там очередным судебным фарсом над Ходорковским и Лебедевым.
А вот так это здание выглядело в начале ХХ века. Здесь располагалась Женская гимназия А. С. Алфёровой
Дело выиграно. И молодая адвокат прыгает от радости на склоне, что у Ростовской набережной. А на заднем плане удивительный пейзаж, который очень сильно изменился за последнее время. Слева-направо:
маленький ДК Горбунова, который снесли вскоре после постройки отеля Редиссон Славянская; Киевский вокзал со старым дебаркадером; на месте ТЦ "Европейский" остатки старых кварталов Дорогомилово; нет моста Богдана Хмельницкого и, конечно СИТИ на горизонте.
Сравните. Кадр из фильма
Москва в кино. «Мимино»
Любимый многими (и мной конечно же) фильм вышел на широкие экраны в 1977 году. Я родилась в самом конце 1976 года. Вновь пересматривая фильм, я поняла, что это уникальная возможность взглянуть на Москву времен моего рождения. А ведь город очень сильно изменился за минувшие 43 года.
Московская часть фильма начинается в гостинице «Россия». Место это очень интересное. Первоначально на месте снесенного старого московского района Зарядье планировалось построить восьмую по счету сталинскую высотку – 32-этажное здание высотой 275 метров. Автор проекта – Д. Н. Чечулин. К весне 1953 года работы по сооружению стилобата были практически завершены, стальной каркас был возведен до восьмого этажа. Под стилобатом находился технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который мог использоваться в качестве бомбоубежища. После смерти Сталина строительство высотки было остановлено. Впоследствии построенный стальной каркас был разобран (металл с разобранных конструкций был использован при строительстве спортивного комплекса «Лужники»). Гостиница «Россия», также по проекту Д. Н. Чечулина была сооружена на уже имевшемся стилобате. 1 января 2006 года гостиница была закрыта, а 29 марта того же года начались работы по демонтажу здания. Сейчас здесь пустырь.
Но вернемся к фильму. Благодаря «Мимино» у нас есть уникальная возможность прогуляться по уже не существующей гостинице, увидеть холлы, коридоры, номера, банкетный зал и ресторан с видом на Кремль.
Ну а сам Мимино после несостоявшегося первого свидания договаривается с Ларисой Ивановной о походе в Большой театр. А сам идет решать свои проблемы и гулять по Москве. Центр по переподготовке пилотов. В фильме эту роль выполняет один из корпусов гостиницы «Аэрополис», что у метро «Аэропорт» (Ленинградский проспект, 37).
А дальше прогулка по Москве. Церковь Симеона Столпника на Поварской, которая в то время была выставочным залом общества охраны природы. Обратите внимание на детей с санками на горке возле храма. Я помню, что действительно на этой горке еще в 1990-е можно было встретить детвору.
Большой театр, куда Лариса Ивановна вновь не пришла.
Хорошо, что с Мимино был новый друг Рубик Хачикян. После оперы друзья идут к машине, оставленной где-то во дворах. Проходят по переходу между новым и старым корпусами ЦУМа, который только-только был сооружен.
Затем заходят во двор, где должна стоять машина. Двор не простой, а в доме Страхового общества «Россия», что на Сретенском бульваре.
«Ты только не обижайся, но я тебе один умный вещь скажу. Твой машина стоит в соседнем дворе. Я так думаю!» Интересно, в каком дворе на самом деле стоял КРАЗ. Кстати, Георгий Данелия вспоминал, что эта сцена должна была выглядеть иначе: «По сценарию после Большого театра, когда Мимино и Рубик заходят во двор и там нет «КРАЗа», они находят его в соседнем дворе, и на радостях Фрунзик целует машину, а поскольку мороз – губы прилипают к железу». Далее герои ночуют в кабине машины на Ленгорах. Обязательный в таких случаях вид в сторону БСА Лужников еще без крыши, уже начинающий ржаветь большой трамплин и реклама СпортЛОТО, и второй трамплин, поменьше.
А дальше поездка по Москве на очень приметном грузовом автомобиле.
Садовая-Самотечная, вид от дома № 13.
Садовая-Самотечная, вид от театра кукол Образцова.
По дороге друзья рассуждают о том, где лучшая в мире вода. Вот еще одна цитата из книги воспоминаний Данелия на сей счет: «Вообще то в сценарии второе место в мире занимала вода не из Дилижана, а из Ленинакана. Но Гия Канчели попросил меня (он каждое лето ездил в Дилижан в Дом творчества композиторов писать свои симфонии):
– А нельзя сделать так, чтобы этот Хачикян был не из Ленинакана, а из Дилижана?
– Нельзя.
– Почему?
– Потому что Дилижан – курорт. А Хачикян не композитор, а шофер.
– Но в Дилижане тоже шоферы есть.
На Канчели была симпатичная курточка, похожая на толстовку.
– Ты где эту куртку купил? – спросил я.
– Не помню.
– Красивая, – сказал я. – Я как раз такую ищу.
– На! – Канчели снял курточку и отдал мне. – Вымогатель!
Так Хачикян поселился в Дилижане».
Конец поездки в Большом Девятинском переулке. Храм Девяти Мучеников Кизических. И гостиница «Мир».
Завершение строительства Белого дома.
А дальше Мимино и Рубик перемещаются на юго-запад. Где пытаются продать покрышки. «Эти «Жигули»… чем думают, я не знаю». Двор домов 119 и 121 по проспекту Вернадского. Кстати, очень кинемотографические места – неподалеку снимали «Иронию судьбы».
Владелец жигулей – мужчина, соблазнивший сестру Валико. Мимино устраивает в его квартире небольшой погром, за что попадает на скамью подсудимых. Дело по нападению гражданина Мизандари на гражданина Папишвили дошло до суда. Это тот самый суд, который в советское время назывался Ленинским районным народным судом и где теперь Хамовнический районный суд Москвы (7-й Ростовский переулок, 21), печально знаменитый на весь мир судебным фарсом над Ходорковским и Лебедевым.
Дело выиграно. И молодая адвокат прыгает от радости на склоне, что у Ростовской набережной. А на заднем плане удивительный пейзаж, который очень сильно изменился за последнее время. Слева-направо: маленький ДК Горбунова, который снесли вскоре после постройки отеля «Редиссон Славянская», Киевский вокзал со старым дебаркадером, на месте ТЦ «Европейский» остатки старых кварталов Дорогомилово.
Мимино размышляет о возвращении домой. Друзья едут по Ленинскому проспекту, который только строится.
В фильме был еще один московский адрес – Поварская, 11. Именно сюда привозит Волохов (Леонов) Мимино, пытающегося устроиться в большую гражданскую авиацию. По сюжету фильма здесь располагалось военное ведомство.
А потом Мимино становится летчиком дальней гражданской авиации Советского Союза, пилотом сверхзвукового лайнера Ту-144 и летает за границу. Но, открытый и доброжелательный к людям, Валико не очень уютно чувствует себя в больших городах и, затосковав по малой Родине, возвращается домой – в родной город Телави, к любимой работе, к своим родным и близким.
Источники:
- https://progulkino.ru/mimino
- https://moscowsteps.com/kino-mimino