Какую религию исповедуют калмыки

Какую сегодня религию исповедуют калмыки, живущие в России и за ее пределами? История подсказывает, что исходное вероисповедание людей, говорящих на языке монголоидной группы и населяющих находящуюся в России Республику Калмыкия, – это шаманизм. Некоторые черты и обряды шаманской языческой веры сохранились до наших дней, прочно вплелись в современные верования. В то же время сегодня большинство калмыков исповедуют несколько неожиданный для европейской части России буддизм. Есть среди них и православные. Как и среди представителей других народов, в небольшом количестве присутствуют приверженцы других вероисповеданий (католики, протестанты, мусульмане и др.). В этой статье попробуем разобраться, как образовалось это своеобразное сплетение верований.

фото

Откуда взялись калмыки

Исторически этот народ образовался при отделении от Монгольской империи, созданной завоеваниями Чингисхана. Он является частью ойратских племен (так ученые-этнологи называют общих предков современных монгольских народностей). Даже современное самоназвание народа «калмыки», предположительно, произошло от тюркского глагола, означавшего «отделяться». Так их в свое время прозвали соседствующие с ними татарские племена. Впрочем, одна из трактовок объясняет это «отделение» не столько сменой географического расположения стоянок кочевого народа, сколько заменой шаманской языческой веры буддизмом. В XVI–XVII веках ойраты – предки современных калмыков – откочевали из Джунгарии, расположенной отчасти в северном Синцьзяне и в одной из областей Центральной Азии. Через территорию, принадлежащую сегодня Казахстану, кочевники пришли сначала в Восточную Сибирь. Позже перебрались в низовья Волги и закрепились в северной части Прикаспия. Именно там и сформировалась обособленная этногруппа, давшая начало современной калмыцкой народности. Антропологически калмыцкий народ принадлежит к центральноазиатскому типу североазиатской монголоидной расы. Для представителей этого народа характерна типичная монголоидная внешность с узким разрезом глаз и широким сплюснутым лицом.

Со временем представители этого нового этноса приобрели языковую специфику и самобытные этнические особенности. Образовалось Калмыцкое ханство, существовавшее в XVII–XVIII веках. Лишь к середине XIX века большая часть народа пришла к оседлому образу жизни, перешла от кочевого и полукочевого скотоводства к земледелию и ремесленному делу. В то время обособленные улусы (кочевья) получили от российских властей статус административно-территориальных единиц. Внутри народности до сих пор существуют многочисленные родоплеменные группы-субэтносы: дербеты, олёты, торгуты, бузавы, хошеуты, хойты и др. По решенною российского правительства они и стали отдельными улусами. Большинство калмыков проживает в Калмыкии – это около 179 547 человек. В Астраханской области их примерно 6624. Наиболее крупные диаспоры, находящиеся за пределами Российской Федерации, вмещают около 4000 калмыков в Киргизии, примерно 2000 в США и приблизительно 1000 во Франции.

Шаманизм – традиционное вероисповедание

До XVII века шаманизм, а именно тенгрианство, оставалось основной верой кочевого народа. Эта вера у калмыков сохранилась еще с тех времен, когда они были частью Монгольской империи Чингисхана. «Вечное синее небо» – так интерпретируется с языка монголов слово «тенгрианство» – подразумевало обожествление неба, земли, гор, воды, деревьев и др. Практиковался культ предков, который соединился со временем с буддийскими верованиями. Тенгрианцы не строили храмов, ведь к небу можно обратиться в любом месте планеты. Но они приносили ритуальные жертвы обожествленному огню и животным, которых считали тотемными. Путешественник-ученый П. С. Паллас отмечал большую роль шаманов (чародеек «удугун» и чародеев «бе»).

Со временем традиционная религия претерпела изменения, включила в себя черты других верований. Современные калмыки в качестве важных тенгрианских постулатов выводят «происхождение человека от неба», единение его с самим собой, обществом и природой. Считают обман и уныние большими грехами. Этих взглядов отчасти могут придерживаться люди, исповедующие другие религии. К примеру, буддисты или даже христиане. Следы архаичных религиозных представлений прослеживаются в культуре и праздниках народа, составляют его самобытные национальные традиции. Особенно ярко они проступают в Цаган Саре – праздновании наступления Нового года и весны.

В июне почитателями шаманизма проводился важный праздник почитания богов земли, отголоски которого еще можно встретить и в праздничном календаре современных калмыков, в праздновании Урюса.

Кроме того, в Калмыкии есть еще и особенное празднование, посвященное почитанию природы, по факту не связанное ни с одной из исповедуемых в ней религий. Это праздник тюльпанов, учрежденный президентом республики. Он призван показать ее гостям уникальную красоту цветущей земли, заросшей полями ярких алых тюльпанов, и напомнить жителям о ее ценности. Первый такой «Гимн тюльпану» прошел в 1996 году. С 2013 года это полноценный фольклорно-этнографический фестиваль, эколого-просветительское мероприятие, знакомящее всех участников с калмыцкой культурой и помогающее сохранить дикорастущие краснокнижные тюльпаны Шренка.

праздник тюльпанов

Буддизм в Калмыкии

Под воздействием тибетских миссионеров языческая религия у калмыков сменилась буддизмом тибетской школы Гелуг. Народ в большинстве стал его приверженцем. Впрочем, и людей, сохранявших верность старой вере, оставалось немало. Что вызвало некоторые раскольнические течения в обществе. До 1771 года в составе России существовало Калмыкское ханство. В ту пору российские правители крайне мало обращали внимание на внутреннее устройство ханства. Они не вмешивались в вопросы культуры и религии. Со временем ситуация менялась. Принявшие православие калмыки стали получать заметные преимущества. Они могли селиться в любых городах и селах России. Но даже это не заставило калмыков полностью отказаться от буддизма. Спустя века эта вера остается у них главенствующей.

С конца XVIII века давление стало более сильным. Права некрещеных калмыков ограничивались все сильнее. В 1771 году ханство и вовсе было ликвидировано, управление этими землями было основательно реорганизовано. Была создана «Экспедиция калмыцких дел для сохранения прав и традиций народа». К середине XIX века для обращения калмыков в христианство даже начали преподавать калмыцкий язык в духовных семинариях. В 1871 году при Православном миссионерском комитете были открыты приют и училище, где калмыки получали достойное образование. Впрочем, часть народа, не пожелавшая менять веру, откочевала обратно в Джунгарию.

В 1926 году, при советской власти, Калмыкия стала автономной областью. Конечно, религиозная жизнь населявших ее людей в то время оставалась в запустении. В 1943 году народ был депортирован, а в 1953-м снова возвращен на свою землю. Сегодня в республике сосуществуют не только буддизм и православие, но и другие исповедания.

Особенности буддизма в Калмыкии

Калмыцкие буддисты придерживаются собственного календаря. В нем зимний Новый год – Зул (праздник лампад, день прибавления возраста у калмыцкого народа) – наступает в 10-м лунном месяце 25-го числа. В пересчете на григорианский календарь дата получается преходящей. В 2023 году она приходится на 8 декабря, а в 2024-м – на 25-е число того же месяца. В этот день повсеместно в храмах и домах, в магазинах и кафе зажигают огни, которые в короткий зимний день должны стать даром богу солнца. Впрочем, они отмечают и еще один Новый год (Цаган Сар) вместе с остальными буддийскими странами – в первый лунный месяц, как это происходит в Тибете, Бурятии, Монголии, Китае, Японии. Во времена шаманизма это был праздник наступления весны – время, когда сворачивали войлочные шатры, снимались с уже истощившихся стойбищ и отправлялись искать новые богатые пастбища.

Культ Белого Старца («Хозяина года», «Хозяин всей земли») у калмыков восходит к языческим верованиям. Раньше это было языческое божество – супруг Земли, повелитель людей, домашних и диких животных, покровитель земли, вод, гор. Его и сегодня считают общекалмыцким покровителем, хранителем мира и благополучия, долголетия и богатства. Сегодня Белый Старец является и частью калмыцкого буддистского пантеона. Поклонение подобным божествам есть и в других народностях. Буряты часто отождествляют Белого Старца с православным святым Николаем Чудотворцем. Его они, как и калмыки, называют новогодним волшебником. Монголы именуют его «Хозяином земли», «Хозяином скота». Свои «Белые Старцы» есть в Тибете, Японии и Китае.

буддизм

Элиста – центр буддийской культуры

Столица Калмыкии Элиста, конечно же, является ее культурным и религиозным центром. Основное вероисповедание калмыков – буддизм. Обилие буддистских храмов, особенный «тибетский» колорит, прослеживающийся в архитектуре зданий, делает ее особенным местом, непохожим на другие города России. Элиста выглядит несколько неожиданно для города в европейской части России, расположенного в Поволжье. Изящные пагоды и тематический фонтан в виде трех золотых лотосов, специфические «Золотые ворота» создают его колорит.

Экскурсанты чаще всего осматривают в городе Золотую обитель Будды Шакьямуни – один из крупнейших в Европе буддистских храмов, который к тому же хвастается второй по величине статуей Будды в Европе.

Гости столицы спешат загадать желания, проходя под Золотыми воротами, и полюбоваться «Золотым всадником», «прискакавшим» из древнего калмыцкого эпоса «Джангар». Впрочем, есть в городе и христианские храмы, в которых проповедуют православие. К примеру, Казанский кафедральный собор.

Золотой всадник

Калмыки в России: православие

Элистинская и Калмыцкая епархия православной церкви была впервые создана в республике в 1995 году. Впрочем, история православия началась на этих землях задолго до этого. Еще в 1724 году Петром I была подарена походная церковь Воскресения Христова принявшему крещение внуку хана Аюки. Позже было создано несколько улусных церквей. Николай I в 1846 году издал указ о создании в Калмыцкой степи стационарных поселений, в которых сразу же стали возводить православные храмы. При советской власти они были закрыты. В 1942-м фашистские оккупанты, чтобы привлечь на свою сторону местных жителей, позволили религиозным общинам возродить свои молельные дома. После освобождения Калмыкии от гитлеровцев открытыми, действующими остались две церкви. Такое положение сохранялось до конца 80-х годов.

Другие религии

Католицизм, протестантизм, ислам и др. тоже присутствуют в республике Калмыкия. Но количество последователей этих вероисповеданий крайне мало. Чаще всего их исповедуют люди, приехавшие в нее из других мест. Ислама в основном придерживаются сарт-калмыки, проживающие в Иссык-Кульской области Киргизии. Они относятся к этногруппе олётов.

Традиционные особенности

От шаманских времен до наших дней сохранилось особое почитание огня. В нем калмыки видят олицетворение солнца. Даже среди сторонников других верований сохранились запреты-суеверия, касающиеся огня. Его нельзя переступать, серьезным грехом считается плевок в пламя. Затушить его можно только горстями земли или песка, воду для этого не используют, это запрещено. Считается, что лучше пусть костер потухнет сам, чем будет залит. Поклонение огню сохранилось с тех времен, когда перед установкой кибитки огнем очищали место, на котором будет какое-то время стоять жилище кочевника. Огонь в этом случае разгонял скорпионов, змей и других опасных существ, которые могли повредить человеку. Современная культура сохранила этот обычай очищения, и сегодня, даже поселяясь в новую квартиру, хозяева прежде всего проносят по всем комнатам небольшую чашу с огнем.

Поклонение огню

Для калмыков огонь остается проводником между миром живых людей и тонкими материями. Издавна шаманизм предполагал ритуалы, задачей которых было жертвоприношениями умилостивить огонь. Эти обряды сопровождали каждую свадьбу. На 7 и 49-й дни после похорон родственники стремятся «накормить» умершего, принося огню в жертву барана. Божественную силу огня используют для очистительных ритуалов. К примеру, в определенные дни года на праздники обходят вокруг дома с огнем, таким образом очищая жилище. Огонь участвует в благословении детей. Религия калмыков воспринимает почитание огня сегодня не только как языческую, но и как буддийскую традицию. Язычники видят в пламени олицетворение бога солнца и приносят ему в жертву продукты «теплой природы», буддисты представляют его как символ мудрости, сжигающий любое невежество.

Переплетение разных верований, их взаимное сосуществование объясняются древностью и кочевым характером калмыцкого народа, его неунывающим характером. В наши дни исповедуется большинством представителей народности калмыки религия буддизм, но и число православных христиан среди представителей этого этноса остается заметным.

Источники:

  • https://skrepy.info/religii-narodov/kalmyki/
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.41412353515625Mb; real memory usage: 2Mb