Южная Корея: азиатский перекрёсток мировых религий
Какая религия в Корее?
Корейский полуостров имеет интересную историю, начинающуюся еще в далеком прошлом. В своем составе полуостров имеет два государства: Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) и Республику Корея. Или по-другому - Южную и Северную Корею. Так как это два совершенно непохожих между собой государства с разными формами правления, ситуация с религиями здесь тоже очень сильно разнится. Но до 1945 года страны являлись единым целым, поэтому их традиционные религии схожи. Далее в статье мы подробнее рассмотрим эти верования.
Какая религия в Северной Корее?
В КНДР правит социализм. Это закрытая страна, где существуют даже смертные казни, а все религиозные организации контролируются государством. Поэтому не удивительно, что здесь официальной "религией" является атеизм.
Политика и религия в этом государстве переплетаются. Здесь имеется культ личности потомственного правителя, с которым очень сочетаются принципы атеизма.
Однако, несмотря на то что в стране царствует атеизм, здесь есть и приверженцы религий. Стоит отметить, что раньше тут царствовали буддизм и конфуцианство, поэтому в стране все еще сохранилась небольшая часть буддистов, также имеются христиане и достаточно большой процент последователей шаманизма, но вся их религиозная деятельность строго контролируется.
Какая религия в Южной Корее?
А вот в Южной Корее ситуация на данный момент совсем иная. Это открытая страна, культура которой в последнее время имеет большое влияние на весь мир. Итак, какие основные религии в Южной Корее? Больше половины населения республики (54%) причисляют себя к той или иной вере. А остальная часть (примерно 46%) - это атеисты.
Согласно статистике, 23% населения являются буддистами, 29% - христианами, а 1-2 % придерживаются других религий, таких как ислам, конфуцианство, шаманизм и другое. Здесь также насчитывается достаточно много совсем молодых религиозных направлений.
Христианство
Христианство - основная религия Кореи. Здесь находится более 1 600 церквей, красота которых может поразить любого! Самыми известными соборами являются: Консэри, Мэндонский собор, Чондон, Кэсандон.
В Корее до XVIII христианство полностью отсутствовало, пока из Китая сюда не дошла католическая литература. А к девятнадцатому веку тут насчитывалось уже 10 000 христиан.
А затем в том же веке из США пришел в Корею и протестантизм. Впервые протестантами был сделан перевод Библии. Течение набирало популярность ко второй половине прошлого века, а в 90-х годах стало первой религией Кореи после буддизма.
На нынешний момент 18% южнокорейцев причисляют себя к протестантам, а 11% - к католикам.
Буддизм
Буддизм популярен в восточных консервативных частях страны (Йонамме, Канвондо). Даже те, кто не относит себя к буддистам, очень часто имеют буддистские взгляды на жизнь.
Эта религия проникла в Корею еще в IV веке. Тогда существовал так называемый орден Чоге, в который вступали многие верующие. Этот орден в Корее и по сей день является традиционной общиной буддизма. В наши дни в стране работает очень много действующих школ буддизма (например, школа "Сон") и огромное количество храмов. Многие жители страны празднуют день рождения Будды в мае каждый год.
Шаманизм и конфуцианство
Множество религий Кореи не останавливается на христианстве и буддизме. Существует еще шаманизм и конфуцианство, приверженцев которых мало, однако эти течения играют большую роль в истории:
- Самой древней религией Кореи, бесспорно, является шаманизм. Он появился раньше буддизма, а затем подвергался его влиянию. В самой крупной ассоциации шаманов состоит 100 тысяч человек! Стоит учесть, что шаманизм не является религией как таковой. Это верование, но тем не менее оно достаточно сильно влияло на Корею.
- Также большое влияние имеет конфуцианство, отголоски которого видны в культуре, образе жизни и быту корейцев. Существует больше 200 конфуцианских академий. Это направление, бесспорно, повлияло и на жизнь людей. Например, часто поминки предков проводятся по конфуцианским ритуалам. Кроме того, в стране чтят и уважают людей более преклонного возраста, видят большое значение в самосовершенствовании и др.
Заключение
Корея очень разнообразна. В ней сочетается множество самых различных религий и верований, история которых берет начало еще с очень дальнего прошлого. Когда-то давно все начиналось с шаманизма. Это древняя основа, которая появилась раньше других религий и очень повлияла на местных людей. Многие шаманские обряды проводятся до сих пор.
Затем пришел буддизм, которого теперь придерживается практически четверть жителей Южной Кореи. Спустя примерно тысячелетие после появления буддизма, появилось христианство, приверженцев которого больше всего. В Республике Корее очень много храмов и соборов.
После разделения полуострова на две части Северная Корея сохранила свои исторически сложившиеся религии, однако во главу всего здесь поставили атеизм. Но все еще остаются приверженцы религий и верований.
Такая непохожесть двух стран, а также большое количество религий - все это делает эту часть мира незабываемой, неповторимой и не дающей однозначного ответа на вопрос о том, какая религия в Корее.
Южная Корея: азиатский перекрёсток мировых религий
В Южной Корее нет государственной религии. Здесь на ста тысячах квадратных километров сосуществуют буддизм, конфуцианство, шаманизм, протестантизм и католицизм. Религий много, а значит, много конфликтов между конфессиями. Или нет? Диаграмма: процентное соотношение верующих (протестантов, буддистов, католиков и др.) и неверующих Необязательно, что все 57% респондентов, назвавших себя не религиозными, являются атеистами – они могут быть агностиками, деистами или придерживаться конфуцианства. Конфуцианство как культурная идеология широко распространена в Южной Корее (как и вообще в странах Восточной Азии, в т.ч. - в Японии, Китае, Вьетнаме). Основной постулат конфуцианства – почитание предков. Многие корейцы совершают поклонение предкам в дни годовщины их смерти. Конфуцианство имеет огромное влияние на все общественные сферы: рабочие и дружеские отношения, право, отношения детей и родителей. Например, строгая иерархия в корпорациях – отголосок конфуцианства. При этом, часть конфуцианцев не считает свою идеологию религией. Шаманизм является традиционной местной религией, которая оказала влияние на остальные вероучения, проникшие в Корею. Шаманизм и сейчас широко распространён в стране, хотя и не имеет статуса религии. В конце 90-ых годов в Южной Корее было зарегистрировано более 40 тысяч шаманов и других служителей традиционных культов. Люди разных возрастов приходят к шаманам за предсказаниями и советами по поводу важных событий. Такие сцены нередко появляются в дорамах. Корейцы также пользуются услугами гадалок, чтобы очистить квартиру от нечистой силы перед переездом или проверить совместимость пары. Мудан - корейская шаманка В центре Сеула можно увидеть целые ряды кабинок, где сидят гадатели и гадалки. Молодое поколение зачастую воспринимает это как развлечение, но немало людей действительно верят предсказателям. В статистике обычно фигурирует очень мало приверженцев традиционных корейских верований. Связано это с тем, что посещающие шаманов, гадалок, магов и жрецов, как правило не относят себя к шаманистам. Часто такие люди считают себя буддистами или христианами. Такая ситуация характерна для Японии и многих регионов Юго-Восточной, Центральной (Монголия, Тува, Бурятия) и Северной Азии. Буддизм является одной из старейших религий в Южной Корее, но теперь его исповедуют менее 20% населения. Несмотря на это, день рождения Будды – государственный праздник и объявлен нерабочим днём (как и Рождество Христово). Буддийские монастыри традиционно расположены высоко в горах, вдали от глаз обычных жителей, а значит, труднодоступны для посетителей. Священные книги написаны на древнекитайском языке и нечасто бывают переведены на корейский, что тоже не способствует популяризации буддизма. Христианство в Корее появилось в XVIII веке. Представители конфуцианской интеллигенции стали интересоваться христианскими католическими сочинениями, попадавшими в Корею из Китая. Вскоре число дворян-приверженцев христианства возросло. Несмотря на гонения, христианская община существовала и росла. В 80-е годы XIX века миссионеры с Запада начали религиозно-просветительскую деятельность в Корее. В период японского владычества корейские христиане активно сопротивлялись оккупантам. В какой-то момент христианство превратилось в национальную религию в противовес синтоизму, насаждаемому японцами. Оккупация и склонность местной буддийской церкви не противиться захватчикам сыграли огромную роль в оттоке патриотически настроенных корейцев из сангхи в ряды христиан.
Сектанты угрожают здоровью корейцев
Проблема сект в Корее весьма остра. Многим из них присущ синкретизм – соединение разных религиозных учений. Историк и кореевед Герман Ким говорит, что секты в Корее зачастую являются конфуцианскими с этической точки зрения, следуют буддийским ритуалам и используют даосские методы в религиозной практике. Сектанты продумывают изощрённые способы вербовки новых членов. Они подходят к иностранцам на улице с просьбой подсказать дорогу, а когда завязывается разговор, предлагают посетить встречи по языковой практике. К корейцам подход иной: сектанты могут представиться студентами психологического факультета, которым нужно выполнить задание: опросить людей. В благодарность они приглашают на вечер с буфетом и бесплатными напитками. На таких собраниях они постепенно посвящают новобранцев в тайны своего «учения», используя манипулятивные приёмы. Деятельность сект не остаётся безвредной для общества. Девятого июля в городе Тэгу арестовали троих руководителей секты «Церковь Иисуса Синчхонджи», которых обвинили в создании очага коронавирусной инфекции. Заражённая вирусом женщина пришла на службу, контактировала с десятками, если не сотнями, людей и отказалась проходить тест на COVID-19. Во время службы прихожане сидели на полу, обнимая друг друга за плечи, без защитных масок (они запрещены сектой). Инфекция быстро распространилась среди участников, а затем и по всему городу. Последователи многих сект убеждены, что по-настоящему верующие люди не могут заразиться, а потому не предпринимают никаких мер защиты от коронавируса.
Молодёжь отказывается от религии?
C 2005 года доля корейцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла на 9%. Тенденция особенно ярко выражена среди молодёжи: только 31% молодых людей считают себя религиозными. Пятнадцать лет назад эта цифра достигала 46%. По словам самих корейцев, это происходит из-за растущих скоростей жизни и высокой конкуренции. Люди слишком заняты образованием, построением карьеры и заботой о семье, чтобы находить время на посещение церквей или храмов. Сеульский англиканский собор принял вызов времени: организация прилагает все усилия, чтобы привлечь молодёжь. Так, вместо разговоров о священных писаниях юные прихожане имеют возможность обсудить в неформальном диалоге личные и духовные вопросы, а также найти поддержку от сверстников и лидеров церкви. Преподобный Нак-хён Джозеф Джу (Nak-hyon Joseph Joo) организует программы для молодых прихожан. Он говорит, что церковь постоянно работает над обновлением учений, чтобы они были актуальны для молодых людей. Раз в месяц Джу собирает желающих в кафе, чтобы обсудить как теологию, так и личные проблемы участников встреч. Обычно на собрание приходят около двадцати человек. Пресвитерианская церковь СаРанг пошла ещё дальше: они разработали приложение для смартфона с возможностью поиска по тексту Библии. Нововведения работают: среди новых прихожан примерно две трети – молодые люди в возрасте 20-30 лет. Однако Эндрю Юнги Ким (Andrew Eungi Kim), профессор Университета Корё в Сеуле, утверждает, что молодое поколение корейцев является более образованным, чем их родители. Потому они менее склонны верить речам религиозных лидеров. К тому же, молодёжь понимает, что церковь не решит их проблемы на работе и финансовые трудности – в её силах лишь утешить и эмоционально поддержать. С другой стороны необходимо отметить и такой факт, что протестантские конгрегации в Южной Корее сильны своим лобби в среде высокопоставленных государственных служащих. Если буддисты - это прежде всего небогатое сельское население, то крупные чиновники и немалая часть корейских олигархов-чеболей как правило посещают одну из протестантских церквей. Принадлежность к одной секте с начальником таким образом иногда может послужить подспорьем в карьерном росте.
Мирное сосуществование
Корейской культуре в целом свойственен духовный синкретизм. Несмотря на то, что больше половины населения не причисляют себя ни к одной религии, по необходимости они могут и обратиться к шаману, и посетить буддийский храм.
«В Корее мы очень хорошо относимся и к буддистам, и к христианам. Какая разница – мы же одна нация, один народ. На работе тоже нет дискриминации [по религиозному признаку]», - утверждает корейская блоггерша Кёнгха (Min Kyunnghа).
В целом влияние разнообразия религий на жизнь корейцев не так велико. Поскольку Корея – это страна, которая допускает множество религий, в повседневной жизни конфликтов на почве верований почти не происходит. Алина НЕДЕЛИНА
Источники:
- https://fb.ru/article/318722/kakaya-religiya-v-koree
- https://yehe.asia/articles/regions/yuzhnaya-koreya/608-yuzhnaya_koreya_aziatskiy_perekryestok_mirovykh_religiy_/