Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери
Важная информация: В апреле 2019 года произошел пожар, в результате которого был разрушен шпиль, сгорел деревянный каркас кровли, а само здание сильно пострадало. На данный момент в соборе ведутся восстановительные работы, из-за чего доступ внутрь для посетителей закрыт. За новостями можно следить на официальном сайте собора.
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-Дам де Пари, является одним из символов Парижа и шедевром готической архитектуры в мировом масштабе. Он окутан вековыми тайнами и легендами, пережил разруху и возродился вновь. Несмотря на то, что здесь находится Парижская архиепархия, сам религиозный объект относится к государственной собственности. Католической же церкви дано право безвозмездного и бессрочного пользования.
Ночная подсветка, © Маша МалиновскаяКафедральный собор возвышается над одним из островов Сены — Сите, расположенном в самом сердце французской столицы. Вокруг культового сооружения разворачиваются главные события во многих художественных произведениях. Самым знаменитым является исторический роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 году и ставший мировым бестселлером. По его мотивам сняты фильмы, созданы оперы, поставлен балет и мюзикл. Кроме того, Нотр-Дам де Пари посвящены документальные фильмы, о нем в той или иной степени упоминается в художественных кинолентах и мультфильмах, песнях, крылатых фразах и даже компьютерных играх.
История
Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.
Витражи, © Анна РудницкаяСтроительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.
Хронология главных событий:
- 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
- 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
- 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
- 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
- 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
- середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.
За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.
Вплоть до XVIII столетия значительных модификаций и реконструкций здания не проводилось.Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.
Фигуры апостолов и шпиль, © KaterinaKНа пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.
За свою многовековую историю стены Нотр-Дам де Пари видели коронации и отречения, бракосочетания и крещения, панихиды и реабилитационные суды, передачу тернового венца Христа в лоно церкви и унизительные покаяния. Причем участниками всегда оказывались сильные мира сего.
Вид со смотровой площадки, © KaterinaKАрхитектура и внешнее убранство собора
Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции, представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.
Западный фасад кафедрального собора разделен на три вертикальных участка, визуально подчеркивающих боковые башни и основную часть храма. В нижнем горизонтальном ярусе расположены заглубленные порталы, украшенные скульптурами и барельефными панно, усеянными сюжетными изображениями:
- слева — портал Богородицы;
- в центре — портал Страшного суда;
- справа — портал святой Елены.
Над ними в один ряд установлено 28 статуй иудейских царей. Выше красуется большая витражная роза, на фоне которой виднеется скульптура Мадонны с младенцем в окружении ангелов. У боковых стрельчатых проемов установлены фигуры Адама и Евы. На уровне основания башен расположена смотровая площадка с рассаженными на перилах и карнизах фигурами фантастических и демонических существ. В двух башнях находятся колокола. Их звон можно услышать в 08:00 и 19:00.
Восточную абсиду поддерживают подпорные арки — аркбутаны, совмещающие распределительные силовые и декоративные функции. Южный и северный фасады привлекательны по-своему. Здесь присутствуют барельефы, витражные розетки, статуи, ажурные фронтоны и богато украшенные порталы.
Южный фасад, © ЕкатеринаПокрытие крыши представляет собой ковер из уложенных внахлест свинцовых плиток. Его общий вес составляет 210 т. К дубовому шпилю ярусами поднимается четыре группы апостольских фигур, обращенных к Парижу. Лишь одна из них смотрит в противоположную сторону. Предполагается, что в ее образе запечатлен Виолле-ле-Дюк, принимавший участие в реставрации Нотр-Дам де Пари во второй половине XIX века.
Для того чтобы подняться на смотровую площадку собора, потребуется преодолеть 387 ступенек по узкой винтовой лестнице. Кроме близкого знакомства с гаргулиями, посетителей ждут потрясающие виды на Париж, сувенирная лавка и компактная келья главного героя романа В. Гюго — Квазимодо, упоминания о реальном существовании которого были обнаружены совсем недавно.
Панорама Парижа, © Юлия КолосовскаяС 2013 года на крыше Нотр-Дам де Пари были установлены пчелиные ульи, что стало поддержкой необычной инициативы парижан, активно занимающихся сбором меда в городских условиях. Насекомые собирают пыльцу с цветов, расставленных на балконах, а не с растений на полях, орошаемых пестицидами.
Собор Парижской Богоматери в цифрах:
- высота под сводом — 33 м;
- высота крыши — 43 м;
- высота колоколен — 69 м;
- высота шпиля (обрушился при пожаре) — 96 м;
- общая длина — 128 м;
- общая ширина с трансептами — 48 м;
- площадь — 4800 кв. м;
- самый большой колокол Эммануэль — диаметр 2,62 м, вес 13,23 т.
Внутреннее оформление и убранство
Собор имеет пять нефов, разделенных рядами колонн, и два поперечных трансепта, практически не выходящих за пределы боковых фасадов. Архитектурная композиция дополнена верхними галереями и шестичастным сводчатым потолком с выступающими нервюрами. Росписи на стенах отсутствуют, что характерно для готических храмов. Повсюду расположены скульптуры, в том числе Богородицы с младенцем, святого Антония, святой Терезы и пр.
В часовнях можно увидеть многочисленные картины, число которых традиционно пополняется каждый год 1 мая. Вот уже несколько веков собору их преподносят исключительно в дар.
Цветные витражи, установленные в 110 окнах, поражают красотой и игрой красок. Уникальных стекольных проемов сохранилось всего три — на розах, расположенных на западном фасаде и над входами в оба трансепта. Остальные заменялись по причине разрушения витражей вандалами. Большая часть восстанавливалась после уничтожения шедевров французскими революционерами.
Собор внутри, © ЕкатеринаПервый орган появился в соборе Парижской Богоматери в 1402 году. Он неоднократно реконструировался и расширялся. В середине XIX века инструмент был полностью перестроен, а в 1992-м его усовершенствовали с помощью компьютерных технологий. По количеству регистров орган Нотр-Дам де Пари является самым большим во Франции.
Главная святыня
Терновый венец Христа хранился до XI века на иерусалимской горе Сион. Позже он был заложен в Венеции, но не выкуплен. В 1238 году венец оказался у Людовика IX, который через год передал его собору Парижской Богоматери. До Французской революции реликвия хранилась в Святой часовне (Сент-Шапель). Далее она была перемещена в сокровищницу Нотр-Дам де Пари, но после пожара венец вновь перенесли. На сегодняшний день реликвия хранится в мэрии Парижа.
Алтарь, © Анна РудницкаяПожар в соборе Парижской богоматери 15 апреля 2019 года
15 апреля 2019 года, около 19:00 в соборе Парижской Богоматери начался пожар. Огнём была охвачена почти вся крыша храма. Всю ночь пожарные боролись с огнём, во время пожара французские официальные лица не исключали, что храм может быть полностью уничтожен. Однако удалось спасти хранящиеся в соборе произведения искусства и предметы культа, в частности Терновый венец, возложенный на голову Иисуса Христа перед распятием. По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, удалось избежать наихудшего сценария развития событий, а восстановлением сооружения займутся лучшие таланты современности. Кадры охваченного огнем собора — в фоторепортаже на Туристер.Ру.
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 08:00. В будние дни он закрывается в 18:45, а в субботу и воскресенье — в 19:15. С 09:30 до 18:00 работает информационная стойка, расположенная у входа в храм.
С понедельника по субботу Богослужения совершаются в 08:00, 09:00 (кроме июля, августа и первой половины сентября); 12:00 (у главного алтаря), 17:45 и 18:15. Воскресные дни службы проходят в 8:30, 09:30, 10:00, 11:30 (международная месса), 12:45, 17:45, 18:30 (транслируется в прямом эфире на католическом телевизионном канале «KTO Télévision Catholique» и на радио «Notre-Dame»).
Интерьер, © Маша МалиновскаяЗа редким исключением, вечернюю воскресную мессу возглавляет архиепископ Парижа. Она проводится у главного алтаря собора Парижской Богоматери.
В первую пятницу каждого месяца и по пятницам в течение Великого поста в 15:00 на обозрение верующих выносится терновый венец — уникальная реликвия и одна из величайших святынь христианского мира.
Уточнить часы работы собора и расписание праздничных месс можно на официальном сайте.
Собор Парижской Богоматери
Области знаний: Искусство эпохи готики в Европе, Искусство середины – 2-й половины 19 в., Искусство католицизма Другие наименования: Нотр-Дам де Пари Дата постройки: 1163 год – около 1344 года Историческое государство: Французское королевство Современное государство: Франция Стиль, направление: Готика Конфессиональная принадлежность: Христианство
Религиозные сооружения Религиозные сооруженияСобор Парижской Богоматери
Собо́р Пари́жской Богома́тери, собор Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris), кафедральный храм Парижа. Расположен на о. Сите в центре города. Построен по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли (годы епископата – 1160–1196) к востоку от фрагментов разрушенного галло-римского храма Юпитера и сменявших друг друга христианских базилик во имя святого Стефана и Богоматери (4, 7, 9 и 11 вв.). На месте нынешнего хора располагалась часовня епископского дворца.
Собор представляет собой уникальную по гармонии архитектурных пропорций готическую 5-нефную базилику (1163–1267, завершена около 1344; длина 130 м, ширина 48 м) с коротким трансептом (завершён в 1200-х гг.), хором (1163 – около 1177, освящён в 1182) с двойным обходом и венцом капелл (1296–1330). Главный неф с эмпорами и 6-частным сводом на нервюрах построен в 1180-х – около 1200 гг. (высота 32,5 м). Западный фасад имеет три портала (1-я четверть 13 в.), готическую розу (около 1225; около 10 м в диаметре; со скульптурами Богоматери с Иисусом Христом и двух ангелов), открытую галерею и две фланкирующие башни высотой 69 м (заложены около 1200, южная завершена около 1240, северная – в 1250).
В 1220-х гг. началось усовершенствование собора: вместо двухпролётных контрфорсов соорудили однопролётные; между ними построены капеллы (на северной стороне нефа – между 1235 и 1245; другие – 2-й половины 13 – начала 14 вв.); добавлены аркбутаны нефа. В середине 13 в. перестроены крылья трансепта (северный фасад с окном-розой, около 1250 – 1257, мастер Жан де Шель; южный фасад, около 1258 – 1267, мастера Жан де Шель, Пьер де Монтрёй), над средокрестием возведён шпиль (демонтирован в 1792). В 1318–1344 гг. расширены окна хора и добавлены аркбутаны с пролётом 15 м (мастер Жан Рави).
Фасады украшены скульптурой 12–13 вв. (частично реконструирована в 19 в.). На западном фасаде – центральный портал со «Страшным судом» (1210-е – 1220-е гг.; фигуры в тимпане Христа Судии и одного из ангелов – около 1240; статуи Христа между дверями и 12 апостолов – середина 19 в.), правый, т. н. портал Святой Анны со сценами из жизни Богоматери, святых Иоакима и Анны и изображением Богородицы с Младенцем в тимпане (1150-е – 1160-е гг., перенесены на современное место в 1-й трети 13 в.), левый, т. н. портал Богоматери со сценами «Успения» и «Коронования Марии» в тимпане (начало 13 в.).
На портале северного трансепта изображены сцены из жизни Христа, из легенды о святом Теофиле; в трюмо – статуя Богоматери (всё 1240-е гг.). На северном, т. н. Красном портале – сцены «Коронование Марии» в тимпане и из жизни святого Марселя в архивольте (около 1270). На южном портале трансепта – сцены из жития святого Стефана, шесть статуй апостолов и скульптурные медальоны (конец 1250-х гг.).
Интерьер собора Парижской Богоматери. 1163–1267. Завершён ок. 1344. Интерьер собора Парижской Богоматери. 1163–1267. Завершён ок. 1344. В интерьере – витражи (в розе западного фасада – 1220-е гг.; в розе северного трансепта – 1250-е гг.; южного трансепта – около 1180 – 1260-х гг.), каменная ограда обхода хора (1296) со скульптурными рельефами со сценами из Нового Завета от Благовещения до Вознесения Господня (скульптор Жан Рави, завершены в 1351 его племянником Жаном Лебутеем), статуя Богоматери (14 в.). В крипте – гробницы епископов и архиепископов. В конце 12 – 1-й половине 13 вв. особой пышности достигло музыкальное оформление богослужения (практика школы Нотр-Дам ).
В 1302 г. в соборе собрались французские Генеральные штаты ; в нём короновался как король Франции английский король Генрих VI (1431), также состоялось бракосочетание короля Наварры Генриха (будущего короля Генриха IV ) и Маргариты Валуа (1572) и др.
Интерьер и фасад реконструированы в 17–18 вв. (в 1699–1723 частично перестроены трансепт и хор, архитектор Р. де Кот). В 17 в. созданы деревянные резные сиденья хора; в начале 18 в. – статуи Людовика XIII (1715, скульптор Г. Кусту Старший ) и Людовика XIV (1715, скульптор А. Куазевокс ), скульптура «Пьета» (1712–1725, скульптор Н. Кусту ). В 1733 г. установлен орган , один из крупнейших во Франции (111 регистров, около 8 тыс. труб; полностью перестроен в 1864–1868, мастер А. Кавайе-Коль ). Во время Французской революции 18 в. в 1793 г. собор превращён в Храм Разума, по распоряжению М. Робеспьера разрушены скульптуры Галереи царей (в ходе археологических раскопок в 1977 обнаружена 21 голова; ныне – в Музее Клюни ). В 1795 г. возобновились богослужения в капеллах. Вновь освящён в 1802 г. В 1804 г. в соборе короновались император Наполеон I с супругой Жозефиной .
Собор реставрировался в 1844–1864 гг. (архитекторы Ж.-Б.-А. Лассю, Э. Виолле-ле-Дюк ); сооружены 96-метровый дубовый шпиль с бронзовыми статуями евангелистов и апостолов (скульптор А. В. Жоффруа-Дешом), изменены окна эмпор, восстановлена галерея царей Иудеи (28 статуй), завершено скульптурное оформление южного фасада трансепта, восстановлены витражи окон-роз, верхняя часть собора в дополнение к гаргульям украшена скульптурами химер . Снесены постройки перед собором и создана площадь. Установлены 13 колоколов (самый крупный – Эммануэль – массой около 12,8 т; в 2012 отлиты девять новых колоколов).
Собор Парижской Богоматери. Вид со стороны реки Сены. Собор Парижской Богоматери. Вид со стороны реки Сены.
HANISM / Shutterstock HANISM / ShutterstockВ примыкающей к южному фасаду неоготической сакристии собора (середина 19 в.) расположена сокровищница, в которой хранились христианские святыни – Терновый венец Иисуса Христа (куплен в Константинополе в начале 13 в., перенесён в 1239 из Венеции в Сент-Шапель в Париже, в 1806 перенесён в собор Парижской Богоматери; реликварий – 1862, по проекту Э. Виолле-ле-Дюка), частицы Креста Господня и Гвоздь Господень (реликварий – т. н. Палатинский крест, 1828, ювелир Ж. П. Фамешон), туника Людовика IX Святого и др. В сокровищнице до 2019 г. также были представлены скульптуры Ф. Жирардона , Ж.-Б. Карпо ; коллекция из 268 камей с изображением римских пап. Собор изображён на миниатюре «Десница Господа защищает благочестивых от демонов» из «Часослова Этьена Шевалье» (1450-е гг., живописец Ж. Фуке , лист в Метрополитен-музее ), на картинах начиная с 17 в. Он описан во многих памятниках западноевропейской прозы и поэзии (роман «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго , 1831), изображён в театральных постановках и кинофильмах. В числе других парижских памятников на берегах Сены собор в 1991 г. включён в список Всемирного наследия . Собор сильно пострадал от пожара 15–16 апреля 2019 г. Обрушились свинцовая кровля и стропила (конец 12 – начало 13 вв., реставрированы в 19 в.), шпиль и часы (19 в.), в нескольких местах пробиты своды центрального нефа. Реликвии перенесены в мэрию Парижа, затем в Лувр . В сентябре 2021 г. завершены работы по укреплению конструкций. В 2022 г. начата реконструкция собора с максимальным приближением к допожарным формам (архитектор Ф. Вильнёв). В 2023 г. планируется установка снятых после пожара витражных окон. Окончание главных реставрационных работ и открытие собора планируется на 2024 г. Рядом с собором, на улице Клуатр-Нотр-Дам, – музей собора (1951). На площади Нотр-Дам (с 2006 имеет второе название в честь папы Иоанна Павла II ), перед собором, расположена «нулевая отметка», от которой отсчитываются расстояния по Франции, а также памятник Карлу Великому (1878, скульптор Л. Роше). Под площадью – археологическая крипта (открыта в 1980) с фрагментами построек от галло-римского времени до 18 в. (обнаружены в ходе раскопок в 1964–1988). 27 июня 2022 г. конкурс на реконструкцию пространства вокруг собора выиграло бельгийское bureau Bas Smets. Павлинов Павел Сергеевич
Опубликовано 3 августа 2022 г. в 11:54 (GMT+3). Последнее обновление 24 апреля 2023 г. в 18:08 (GMT+3). Связаться с редакцией
ИнформацияОбласти знаний: Искусство эпохи готики в Европе, Искусство середины – 2-й половины 19 в., Искусство католицизма Другие наименования: Нотр-Дам де Пари Дата постройки: 1163 год – около 1344 года Историческое государство: Французское королевство Современное государство: Франция Стиль, направление: Готика Конфессиональная принадлежность: Христианство
- Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
ISSN: 2949-2076 - Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
Главный редактор: Кравец С. Л.
Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
Эл. почта редакции: [email protected]
- © АНО БРЭ, 2022 — 2023. Все права защищены.
- Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей. - Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
Источники:
- https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/paris/temples/789
- https://bigenc.ru/c/sobor-parizhskoi-bogomateri-b77a78