Что такое тоннель

Значение слова «тоннель»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Тонне́ль или тунне́ль — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).

Тоннель может быть пешеходным и/или велосипедным, для движения автомобилей или поездов, трамваев, перемещения воды (деривационные тоннели гидроэлектростанций, канализационные коллекторы), прокладки сетей городского хозяйства и т. п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Они прокладываются под автомобильными или железными дорогами и служат для того, чтобы животные могли безопасно перемещаться.

Основная часть метро также проложена в виде тоннелей. Чтобы избежать пересечений, линии метро прокладывают на различной глубине (уровне).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ТОННЕ́ЛЬ

Схемы горного (а), подводного (б), городского (в) и пешеходного (г) тоннелей: 1 – портал; 2 – тоннель; 3 – проезжая часть; 4 – рампа; 5 – лестничный сход; 6 – павильон; H – глубина заложения; L – длин.

ТОННЕ́ЛЬ, тун­нель (англ. tunnel, от франц. tonnelle – круг­лый свод), про­тя­жён­ное под­зем­ное (под­вод­ное) со­ору­же­ние для про­пус­ка транс­порт­ных средств, пе­ше­хо­дов, во­ды, про­клад­ки инж. ком­му­ни­ка­ций и др. По на­зна­че­нию раз­ли­ча­ют транс­порт­ные Т. (см. Ав­то­до­рож­ный тон­нель, Же­лез­но­до­рож­ный тон­нель , Мет­ро­по­ли­ тен), пе­ше­ход­ные тон­не­ли , гид­ро­тех­ни­че­ские тун­не­ли , а так­же ком­му­наль­ные (в т. ч. ка­на­ли­за­ци­он­ные, ка­бель­ные, для те­п­ло- и га­зо­снаб­же­ния), гор­но­про­мыш­лен­ные (для уда­ле­ния по­ро­ды и ру­ды, вен­ти­ля­ци­он­ные, дре­наж­ные) и спе­ци­аль­ные (напр., обо­рон­но­го ха­рак­те­ра, для на­уч. ис­сле­до­ва­ний); по мес­ту рас­по­ло­же­ния – гор­ные тон­не­ли , под­вод­ные тон­не­ли и го­род­ские тон­не­ли . Т. на­ча­ли стро­ить в глу­бо­кой древ­но­сти для про­хо­да лю­дей, до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­пае­мых и про­пус­ка во­ды. В 2180 до н. э. в Ва­ви­ло­не под р. Ев­фрат по­строи­ли пе­ше­ход­ный Т. дли­ной 920 м; в 6 в. до н. э. на о. Са­мос в Эгей­ском м. – гид­ро­тех­нич. Т. для во­до­снаб­же­ния дли­ной 1600 м. В сер. 19 в. на­ча­лось строи­тель­ст­во ж.-д., а в нач. 20 в. – ав­то­до­рож­ных Т.; пер­вый мет­ро­по­ли­тен со­ору­жён в Лон­до­не в 1863. К сер. 2010-х гг. в ми­ре про­ло­же­но Т. об­щей про­тя­жён­но­стью св. 1,5 млн. км (см. так­же табл.).

Источники:

  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  • https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/4197252
Опубликовано в категории Гид путешественника

Читайте также:

Memory usage:0.38162231445312Mb; real memory usage: 2Mb