Что такое тоннель
Значение слова «тоннель»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Тонне́ль или тунне́ль — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Тоннель может быть пешеходным и/или велосипедным, для движения автомобилей или поездов, трамваев, перемещения воды (деривационные тоннели гидроэлектростанций, канализационные коллекторы), прокладки сетей городского хозяйства и т. п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Они прокладываются под автомобильными или железными дорогами и служат для того, чтобы животные могли безопасно перемещаться.
Основная часть метро также проложена в виде тоннелей. Чтобы избежать пересечений, линии метро прокладывают на различной глубине (уровне).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ТОННЕ́ЛЬ
Схемы горного (а), подводного (б), городского (в) и пешеходного (г) тоннелей: 1 – портал; 2 – тоннель; 3 – проезжая часть; 4 – рампа; 5 – лестничный сход; 6 – павильон; H – глубина заложения; L – длин.
ТОННЕ́ЛЬ, туннель (англ. tunnel, от франц. tonnelle – круглый свод), протяжённое подземное (подводное) сооружение для пропуска транспортных средств, пешеходов, воды, прокладки инж. коммуникаций и др. По назначению различают транспортные Т. (см. Автодорожный тоннель, Железнодорожный тоннель , Метрополи тен), пешеходные тоннели , гидротехнические туннели , а также коммунальные (в т. ч. канализационные, кабельные, для тепло- и газоснабжения), горнопромышленные (для удаления породы и руды, вентиляционные, дренажные) и специальные (напр., оборонного характера, для науч. исследований); по месту расположения – горные тоннели , подводные тоннели и городские тоннели . Т. начали строить в глубокой древности для прохода людей, добычи полезных ископаемых и пропуска воды. В 2180 до н. э. в Вавилоне под р. Евфрат построили пешеходный Т. длиной 920 м; в 6 в. до н. э. на о. Самос в Эгейском м. – гидротехнич. Т. для водоснабжения длиной 1600 м. В сер. 19 в. началось строительство ж.-д., а в нач. 20 в. – автодорожных Т.; первый метрополитен сооружён в Лондоне в 1863. К сер. 2010-х гг. в мире проложено Т. общей протяжённостью св. 1,5 млн. км (см. также табл.).
Источники:
- https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C
- https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/4197252