Южная Корея: азиатский перекрёсток мировых религий
Религия в Республике Корея
В Южной Корее мирно соседствуют различные религии, но ведущими являются буддизм и христианство. На направления существенно повлияло конфуцианство и шаманизм (верование простого народа). По статистике, 46 % корейцев не придерживаются никакой религии.
Туристы всегда отмечают большое количество протестантских церквей в стране. Христианство – господствующая религия в Корее (29% населения). Среди верующих особенно выделяются протестанты (18%) и католики (11%). Это важный момент, ведь преобладающая религия в обществе всегда влияет на его развитие.
Часть южнокорейцев считает себя буддистами – 23%. Около 2,5% исповедуют другие религии: вон-буддизм, шаманизм, конфуцианство, ислам, чхондогё-буддизм. Значительно выросла роль новых верований, которые можно распределить по происхождению. Насчитывается более 200 молодых направлений, большинство из которых включают элементы прочих религий.
Христианство
Основная религия Кореи – христианство, и это становится сюрпризом для многих гостей страны. Корейскую столицу называют городом «сорока сороков церквей», но их здесь более 1600. В темноте кресты подсвечивают, поэтому пейзаж спящего Сеула впечатляет. Еще в XVIII веке это направление почти отсутствовало, но позже корейские аристократы обратились к католической литературе, которую привозили из Китая.
В конце XIX столетия община уже объединяла 10 тыс. человек. Тогда же в страну проник протестантизм – из США. Именно протестанты сделали перевод Библии на корейский язык. Силу христианство набрало в 70-80-х гг. прошлого века, и уже в 90-х обогнало буддизм. Быстрое развитие этой религии в Корее связывают с удачным наложением на традиционный шаманизм. В наши дни христианство включает три основных направления.
Православие
Наименее развито православие – на 2011 г. количество последователей направления составило около 0,005% жителей. Из православных церквей представлены:
- Корейская духовная миссия (относится к Русской православной церкви).
- Константинопольский Патриархат – представлен Корейской митрополией.
Прихожане в основном представлены православными, которые приехали в страну на заработки. Также сюда относятся россиянки, вышедшие замуж за местных мужчин. Службы посещают и корейцы, которые вернулись на историческую родину из России и стран СНГ.
Католицизм
Католики составляют относительно небольшую часть населения – 11%. Однако на деле лишь 23% из них посещают св. Мессу каждое воскресенье. Сегодня в стране есть 16 церковных округов, примерно 1,6 тысяч церковных приходов и более 800 пасторских центров. Самыми знаменитыми считаются соборы:
- Консэри (г.Асан).
- Чондон (г.Чончжу).
- Кэсандон (г. Тэгу).
- Мендонский католический собор в столице.
Протестантизм
Протестантизм получил распространение в конце правления династии Чосон, опираясь на учебные заведения и больницы. До сих пор существует много больниц, школ и институтов, проповедующих христианство. Сегодня в Южной Корее религия развита. Создается впечатление, что протестантские церкви соревнуются между собой по месту расположения и красоте убранства. Некоторые из них расположены даже на небоскребах. Количество протестантов составляет около 18%.
Буддизм
Эта религия в Корее имеет особенности. Большая часть верующих объединилась в орден Чогё, который появился почти тысячу лет назад на базе чань-буддийских направлений. Это сообщество выпускает издания, а также имеет университет в столице. В 1994 г. течение объединяло почти 2 тысячи храмов, 10 тысяч священнослужителей. Орден Чогё считается традиционной и официальной буддийской общиной.
Это также основная религия Кореи, которая особенно развита в восточных регионах – Йонамме и Канвондо. Здесь приверженцы буддизма составляют половину местных верующих. Действуют школы буддизма, в том числе школа Сон. Для распространения веры общины создают в городах свои центры. Программы включают принципы проведения церемоний, изучение медитации и сутр, понимание Дхармы. В центрах осуществляются ночные и дневные медитации, ведется благотворительная деятельность.
Часть корейцев не называют себя буддистами, но придерживаются соответствующих взглядов. Многие из тех, кто выбирает это верование, не всегда серьезно относятся к предписаниям буддизма и редко заглядывают в храмы. Однако почти все жители страны участвуют в празднике Дня рождения Будды, который отмечается в мае.
Накануне проводятся своеобразные субботники, которые организовывают храмы. Участники праздника создают многочисленные бумажные фонарики в виде лотоса. Уже за месяц до Дня рождения Будды их развешивают повсюду – не только в храмах, но и на улицах. Проводится торжественное шествие и народное гуляние у храма Чогеса.
Ответвления буддизма
Эта основная религия Кореи получила развитие в молодых синкретических течениях – чхондогё и вон-буддизм. Согласно чхондогё, с помощью дисциплины и самосовершенствования можно достигнуть божественных добродетелей. Такой человек способен воздействовать на окружающий мир, не прилагая особых усилий. Чхондогё утверждает, что рай находится на земле, а вовсе не в ином мире. Учение говорит о том, что человек есть бог, и поэтому все равны. Верование повлияло на модернизацию страны.
В Южной Корее религия вон-буддизм возникла в XX столетии. Её основателем считается Содесан, который почитается как современный Будда. Буддистский орден имеет штаб-квартиру в Иксане, много храмов (примерно 400). Есть также помещения, которые используют для благотворительности, медицинских программ, обучения, промышленности.
Основная цель вон-буддизма – развитие духовности и достижение общего блага. Вон-буддизм направлен на помощь людям, чтобы они нашли внутренние силы (равные Будде) и освободились от внешнего воздействия. На этом пути их призваны сопровождать обучающие программы, службы, ритуалы и рекомендации.
Шаманизм
Задаетесь вопросом, какая религия в Корее наиболее древняя? С уверенностью можно говорить о шаманизме, у которого нет четко определенного начала по времени. Постепенно на него стал оказывать влияние буддизм. Многие обряды все ещё проводятся в стране. Самая крупная местная ассоциация шаманов объединяет 100 тысяч человек. Почти все, кто исполняет шаманские обряды – женщины. Сохранились ритуалы (куты), которые отличаются деталями с учётом региона.
Однако корейский шаманизм, в отличие от буддизма или христианства, не имеет статуса религии. Но если вспомнить, что религия – это сочетание трёх составляющих (священника, ритуала, общины), то шаманизм является верованием. Приверженцы шаманизма верят, что шаманки способны предсказывать будущее и успокаивать мёртвые души. Нередко к ним обращаются перед заключением брачного союза или открытием бизнеса.
Конфуцианство
Долгое время главную роль играло конфуцианство, которое находило отклик у народа. Религиозное направление дало новый толчок культу предков. Это идеологическая система сильно отражена в сознании местных жителей. Ее отголоски видны в многочисленных мероприятиях, в традициях и стиле жизни. В стране есть более 200 хянге – так называются конфуцианские академии со святилищами. В их стенах обучают традиционным ценностям и манерам. Также здесь пытаются объединить конфуцианские идеалы с задачами, которые выдвигает современный мир. Конфуцианское учение потеряло свою роль, но образ мышления остался.
- Корейцы почтительно относятся к преклонному возрасту.
- Уважают образование и самосовершенствование.
- Придерживаются социальной иерархии.
- Идеализируют прошлое.
Конфуцианской церкви не существует, но действуют организации. Проводятся памятные церемонии и ритуалы, направленные на поминовение предков. Если говорить о том, какая религия в Корее наиболее повлияла на образ жизни, это будет прежде всего конфуцианство.
Соседство разных верований
Сложная история Кореи и попытки примирить разные религии привели к тому, что большая часть населения относит себя к атеистам. Но даже столь давние противники, как буддизм и христианство, никогда не опускаются до открытых враждебных действий. Борьба происходит на принципах равного соперничества, конкуренции, в атмосфере спокойствия, которым дорожит каждый житель страны «Утренней свежести».
Южная Корея: азиатский перекрёсток мировых религий
В Южной Корее нет государственной религии. Здесь на ста тысячах квадратных километров сосуществуют буддизм, конфуцианство, шаманизм, протестантизм и католицизм. Религий много, а значит, много конфликтов между конфессиями. Или нет? Диаграмма: процентное соотношение верующих (протестантов, буддистов, католиков и др.) и неверующих Необязательно, что все 57% респондентов, назвавших себя не религиозными, являются атеистами – они могут быть агностиками, деистами или придерживаться конфуцианства. Конфуцианство как культурная идеология широко распространена в Южной Корее (как и вообще в странах Восточной Азии, в т.ч. - в Японии, Китае, Вьетнаме). Основной постулат конфуцианства – почитание предков. Многие корейцы совершают поклонение предкам в дни годовщины их смерти. Конфуцианство имеет огромное влияние на все общественные сферы: рабочие и дружеские отношения, право, отношения детей и родителей. Например, строгая иерархия в корпорациях – отголосок конфуцианства. При этом, часть конфуцианцев не считает свою идеологию религией. Шаманизм является традиционной местной религией, которая оказала влияние на остальные вероучения, проникшие в Корею. Шаманизм и сейчас широко распространён в стране, хотя и не имеет статуса религии. В конце 90-ых годов в Южной Корее было зарегистрировано более 40 тысяч шаманов и других служителей традиционных культов. Люди разных возрастов приходят к шаманам за предсказаниями и советами по поводу важных событий. Такие сцены нередко появляются в дорамах. Корейцы также пользуются услугами гадалок, чтобы очистить квартиру от нечистой силы перед переездом или проверить совместимость пары. Мудан - корейская шаманка В центре Сеула можно увидеть целые ряды кабинок, где сидят гадатели и гадалки. Молодое поколение зачастую воспринимает это как развлечение, но немало людей действительно верят предсказателям. В статистике обычно фигурирует очень мало приверженцев традиционных корейских верований. Связано это с тем, что посещающие шаманов, гадалок, магов и жрецов, как правило не относят себя к шаманистам. Часто такие люди считают себя буддистами или христианами. Такая ситуация характерна для Японии и многих регионов Юго-Восточной, Центральной (Монголия, Тува, Бурятия) и Северной Азии. Буддизм является одной из старейших религий в Южной Корее, но теперь его исповедуют менее 20% населения. Несмотря на это, день рождения Будды – государственный праздник и объявлен нерабочим днём (как и Рождество Христово). Буддийские монастыри традиционно расположены высоко в горах, вдали от глаз обычных жителей, а значит, труднодоступны для посетителей. Священные книги написаны на древнекитайском языке и нечасто бывают переведены на корейский, что тоже не способствует популяризации буддизма. Христианство в Корее появилось в XVIII веке. Представители конфуцианской интеллигенции стали интересоваться христианскими католическими сочинениями, попадавшими в Корею из Китая. Вскоре число дворян-приверженцев христианства возросло. Несмотря на гонения, христианская община существовала и росла. В 80-е годы XIX века миссионеры с Запада начали религиозно-просветительскую деятельность в Корее. В период японского владычества корейские христиане активно сопротивлялись оккупантам. В какой-то момент христианство превратилось в национальную религию в противовес синтоизму, насаждаемому японцами. Оккупация и склонность местной буддийской церкви не противиться захватчикам сыграли огромную роль в оттоке патриотически настроенных корейцев из сангхи в ряды христиан.
Сектанты угрожают здоровью корейцев
Проблема сект в Корее весьма остра. Многим из них присущ синкретизм – соединение разных религиозных учений. Историк и кореевед Герман Ким говорит, что секты в Корее зачастую являются конфуцианскими с этической точки зрения, следуют буддийским ритуалам и используют даосские методы в религиозной практике. Сектанты продумывают изощрённые способы вербовки новых членов. Они подходят к иностранцам на улице с просьбой подсказать дорогу, а когда завязывается разговор, предлагают посетить встречи по языковой практике. К корейцам подход иной: сектанты могут представиться студентами психологического факультета, которым нужно выполнить задание: опросить людей. В благодарность они приглашают на вечер с буфетом и бесплатными напитками. На таких собраниях они постепенно посвящают новобранцев в тайны своего «учения», используя манипулятивные приёмы. Деятельность сект не остаётся безвредной для общества. Девятого июля в городе Тэгу арестовали троих руководителей секты «Церковь Иисуса Синчхонджи», которых обвинили в создании очага коронавирусной инфекции. Заражённая вирусом женщина пришла на службу, контактировала с десятками, если не сотнями, людей и отказалась проходить тест на COVID-19. Во время службы прихожане сидели на полу, обнимая друг друга за плечи, без защитных масок (они запрещены сектой). Инфекция быстро распространилась среди участников, а затем и по всему городу. Последователи многих сект убеждены, что по-настоящему верующие люди не могут заразиться, а потому не предпринимают никаких мер защиты от коронавируса.
Молодёжь отказывается от религии?
C 2005 года доля корейцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла на 9%. Тенденция особенно ярко выражена среди молодёжи: только 31% молодых людей считают себя религиозными. Пятнадцать лет назад эта цифра достигала 46%. По словам самих корейцев, это происходит из-за растущих скоростей жизни и высокой конкуренции. Люди слишком заняты образованием, построением карьеры и заботой о семье, чтобы находить время на посещение церквей или храмов. Сеульский англиканский собор принял вызов времени: организация прилагает все усилия, чтобы привлечь молодёжь. Так, вместо разговоров о священных писаниях юные прихожане имеют возможность обсудить в неформальном диалоге личные и духовные вопросы, а также найти поддержку от сверстников и лидеров церкви. Преподобный Нак-хён Джозеф Джу (Nak-hyon Joseph Joo) организует программы для молодых прихожан. Он говорит, что церковь постоянно работает над обновлением учений, чтобы они были актуальны для молодых людей. Раз в месяц Джу собирает желающих в кафе, чтобы обсудить как теологию, так и личные проблемы участников встреч. Обычно на собрание приходят около двадцати человек. Пресвитерианская церковь СаРанг пошла ещё дальше: они разработали приложение для смартфона с возможностью поиска по тексту Библии. Нововведения работают: среди новых прихожан примерно две трети – молодые люди в возрасте 20-30 лет. Однако Эндрю Юнги Ким (Andrew Eungi Kim), профессор Университета Корё в Сеуле, утверждает, что молодое поколение корейцев является более образованным, чем их родители. Потому они менее склонны верить речам религиозных лидеров. К тому же, молодёжь понимает, что церковь не решит их проблемы на работе и финансовые трудности – в её силах лишь утешить и эмоционально поддержать. С другой стороны необходимо отметить и такой факт, что протестантские конгрегации в Южной Корее сильны своим лобби в среде высокопоставленных государственных служащих. Если буддисты - это прежде всего небогатое сельское население, то крупные чиновники и немалая часть корейских олигархов-чеболей как правило посещают одну из протестантских церквей. Принадлежность к одной секте с начальником таким образом иногда может послужить подспорьем в карьерном росте.
Мирное сосуществование
Корейской культуре в целом свойственен духовный синкретизм. Несмотря на то, что больше половины населения не причисляют себя ни к одной религии, по необходимости они могут и обратиться к шаману, и посетить буддийский храм.
«В Корее мы очень хорошо относимся и к буддистам, и к христианам. Какая разница – мы же одна нация, один народ. На работе тоже нет дискриминации [по религиозному признаку]», - утверждает корейская блоггерша Кёнгха (Min Kyunnghа).
В целом влияние разнообразия религий на жизнь корейцев не так велико. Поскольку Корея – это страна, которая допускает множество религий, в повседневной жизни конфликтов на почве верований почти не происходит. Алина НЕДЕЛИНА
Источники:
- https://vseokoree.com/vse-o-koree/gosudarstvennoe-ustrojstvo/religiya-v-respublike-koreya
- https://yehe.asia/articles/regions/yuzhnaya-koreya/608-yuzhnaya_koreya_aziatskiy_perekryestok_mirovykh_religiy_/